УКРАИНСКАЯ МЕБЕЛЬ
О возможностях наших производителей
Время иронии сатириков «о заборе из натурального дерева и мебели из ДСП» канули в лету. Сегодня среднестатистический украинец предпочитает мебель экологически чистую, натуральную, пусть и дорогую. Что и подтверждает общеизвестный факт — наши возможности постепенно совпадают с нашими желаниями. А мебельный рынок растет и развивается.
|
|
На отечественном мебельном рынке ужесточается конкуренция, что значительно повышает требования к качеству самой мебели, ее дизайну и к уровню профессионализма тех, кто эту мебель продвигает на рынке.
Перечень отраслей, в которых специалисты еженедельника «Бизнес» ожидают наибольших темпов роста, вполне прогнозируем. Это пищевая и перерабатывающая промышленности, а также работающие на нее отрасли машиностроения, в том числе производство торгового оборудования (предполагается, что торговцы будут продолжать активно открывать новые и реконструировать старые магазины).
Далее следуют строительство и производство стройматериалов. Столица Украины продолжает активно строиться, и ее примеру постепенно следуют регионы.
И, наконец, деревообработка и производство мебели.
По выводам экспертов («Рейтинг 059»), результатом активного развития рынка мебели в последние 3-5 лет стала невероятно жесткая конкуренция практически во всех его сегментах. Это относится как дистрибьюторам, так и к производителям мебели. Практически для новичков нет шансов в большинстве ниш.
В денежном выражении более 50% рынка мебели приходится на офисный сегмент, по количеству проданных единиц товара — порядка 40%.
В целом заметно увеличение доли украинских производителей. Так, например, в последние годы с отечественного рынка полностью вытеснены польские производители. Европейские бренды удерживают в общем объеме продаваемой мебели не более 30%. 4/5 отечественного производства мебели приходится на два десятка крупных предприятий; 1/5 — на средних и мелких производителей.
Главной характеристикой конкурентной борьбы еще несколько лет назад было стремление к снижению цен. Сегодня, чтобы сохранить рентабельность производства, ставка делается на единую технологию подготовки торгового персонала, комплексные дизайнерские решения, формирование сети салонов с различными направлениями сервиса.
Незаполненными остаются ниши специальной и индивидуальной мебели, изготовление которой требует серьезной дизайнерской работы и наличия редких производственных мощностей, способных работать с большинством современных материалов.
Развитие рынка мебели характеризуется и изменением системы сбыта. Обязательным элементом являются отделы прямой продажи, специалисты которых осуществляют поиск и прямую работу с корпоративными клиентами. Менеджмент ориентирован на использование современных маркетинговых стратегий. Распространение начинают получать и виртуальные торговые площадки.
Отечественный рынок производства мебели существенно зависит от зарубежных поставщиков сырья и фурнитуры. Так, подорожание на 12-20% было вызвано подорожанием ДСП, которое в основном закупается в Польше и Словакии. Качество украинского ДСП пока не удовлетворяет запросы основных отечественных производителей мебели.
Но у украинского производителя есть преимущества: рабочая сила и собственное натуральное сырье. Отечественный рынок мебели развивается динамично: в денежном выражении он оценивается в пределах 2 млрд грн; ежегодно производство мебели в среднем возрастает на 20%; несколько меньшими темпами растет объем экспорта — примерно на 7-10%. Таким образом с развитием мебельного производства растет спрос на высококвалифицированных специалистов-мебельщиков, подсобных рабочих, смежных профессий: дизайнер мебели, продавец-консультант и др.
По данным еженедельника «Пропоную роботу», спрос на специалистов не только остается стабильным, а и постоянно увеличивается .
Параллельно со строительством, отечественная мебельная отрасль, в свою очередь, имеет все шансы максимально вытеснить иностранных производителей. А для этого необходимы кадры.
|