В стрессовой ситуации более умные люди проигрывают менее умным…
Психолог Шин Бейлок из университета Майами установила: люди с большим объемом «оперативной» памяти не справляются с психологическим давлением. Другими словами, с задачей они справляются на экзаменах хуже , чем в свободной обстановке. Исследование ставит под сомнение верность специальных тестов, которые применяются для проверки умственных способностей в стрессовых ситуациях, когда обычно определяется потенциал соискателя, принимаемого на работу или абитуриента — в институт.
Рабочая память, известная как краткосрочная, содержит информацию, которая относится к текущей работе и способствует решению текущих задач.
Однако, как установила госпожа Бейлок, когда обстановка усложняется, значительную часть краткосрочной памяти «забивают» мысли типа «а справлюсь ли я». Они заполняют место мозга, которое в другой, не стрессовой ситуации, было бы отдано для решения задачи. И, что особенно интересно, у людей, объем краткосрочной памяти которых невелик, ничего такого, как правило, не происходит.
Бейлок провела ряд тестов с большой группой студентов, разделив их на две группы: с большим и маленьким объемом краткосрочной памяти. Все студенты должны были решить математические задачи. Как и следовало ожидать, студенты с большим размером «оперативной» памяти (по аналогии с компьютерами) справились с задачей быстрее и существенно лучше своих оппонентов. Но, когда внешние условия ужесточили (студентам сказали, что их задачи — часть командной работы и что каждый ответственен за общий результат, в случае верного решения вся команда получит денежную премию), показатели группы с большой краткосрочной памятью сразу упали до уровня их менее «умных» соперников, которых стресс, как кажется, не затронул.
|