ЗНАЕТЕ НАВЕРНО:
ЖАДНОСТЬ — ЭТО СКВЕРНО
Быть жадиной — плохо. Мы знаем об этом с раннего детства, и чаще всего узнаем от людей, уже пострадавших от жадности. Но к жадным себя редко кто причисляет, гораздо привлекательнее считать себя рачительным и домовитым.
|
|
Быть экономным полезно, а в современных условиях даже жизненно важно. Это помогает сберечь силы, время, а главное — деньги. Вопрос лишь в том, как определить границу между экономностью и жадностью.
ЖАДНОСТЬ ИЛИ ЭКОНОМИЯ?
Что плохого в том, что человек не сорит деньгами и рачительно относится к ведению домашнего хозяйства? Правда, одолжить деньги у него бывает невозможно, ни друзьям, ни близким. И чаще всего именно по этой причине близкие и дальние считают человека жадным. Правы ли они?
Плохое отношение к жадинам имеет интернациональный характер: ни в одной религии мира нет призывов к стяжательству и накоплению материальных благ. Наоборот, путь к Богу и духовному совершенству проходит через духовное обогащение, которое, в свою очередь невозможно без искренней потребности поделиться тем, что имеешь, с ближним. Доброта, готовность творить милостыню, бескорыстно помогать людям всегда считались наивысшей добродетелью человека. На Востоке до сих пор существует традиция дарить гостю понравившуюся ему вещь, а сам дом считается благословенным только тогда, когда в него приходят гости. А традиционное украинское хлебосольство!
Отступивших от правил причисляли к категории немилосердных и награждали эпитетами «жмот», «скряга», «сквалыга», «скареда» и пр. «Словарь русских синонимов» Н. Абрамова для слова «скупой» дает больше 25 определений.
ГОВОРЯТ ПСИХОЛОГИ
Специалисты считают, что главное отличие бережливости от жадности в том, что бережливый просто ценит то, чем владеет, тогда как жадный пытается не допустить, чтобы его добром владел кто-то другой. Прикладной пример: игрушку, которую ребенок никому не дает для игр, он без сожаления может поломать; сладость, которой ни с кем не поделится, может быть им просто выброшена. Не напоминает ли вам это поведение взрослых?
ОТКУДА БЕРУТСЯ ЖАДИНЫ?
Жадными не рождаются, ими становятся. По мнению психологов, большинство прижимистых людей приравнивают ценность собственной личности к количеству накопленных средств, поэтому отдать часть своих накоплений (денег, вещей) равносильно тому, что лишиться частицы себя.
Стремление никому ничего не давать является своеобразной компенсаторной реакцией на приобретенный комплекс.
Например, достигшие материального благополучия люди из некогда бедных и многодетных семей покупают обувь и одежду впрок, чтобы компенсировать время, когда приходилось донашивать обувь и одежду за старшими детьми. «Завязавшие» алкоголики часто становятся прижимистыми, хотя ранее готовы были отдать последнюю рубаху. Таким образом, они стараются компенсировать личную внезапно осознанную, социальную неприспособленность. Только не стоит путать стремление к накопительству с коллекционированием.
ДОСТОЙНЫ СОЖАЛЕНИЯ?
Обратимся к хрестоматийным жадинам. Ярчайший представитель — барон из «Скупого рыцаря» А. Пушкина. Уж не известно, что послужило предпосылками формирования его комплексов, однако из причин сверхжадности можно выделить желание мирового господства и фрейдистскую страсть к золоту и драгоценностям.
Судьба еще одного классического скопидома Плюшкина достойна сожаления, а не осуждения. Представьте, все рушится в вашей судьбе: и благополучная семья, и крепкое хозяйство. Человек, оставшись совершенно одинок, начинает компенсировать потерю близких накопительством вещей, часто совершенно ненужных, при этом он безумно боится их потерять. Н. Гоголь сам определяет причину: «Одинокая жизнь дает сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем более становится ненасытнее…»
Не менее хрестоматийный Гобсек практически растерял свои человеческие качества, став ростовщиком. А может, он просто хорошо делал свою работу и его скупость и жестокосердие можно отнести к профессиональным заболеваниям?
Оправдать, впрочем, можно любой человеческий порок, если он не приносит глобального вреда окружающим. Что до жадности, то, наверное, каждый переживал это далеко невеликодушное чувство, ведь чаще всего мы беспомощны в своих слабостях. Главное, преодолеть себя и попытаться научиться творить добро. Попробуйте накормить голодного, проведать больного, отдать нуждающемуся. И вы испытаете глубокое чувство удовлетворения от того, что смогли кому-то помочь в трудную минуту или просто сделали доброе дело. Ну а если не сумеете — наверное, станете очень обеспеченным, но одиноким человеком и винить потом будете только себя.
|