ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА
Много велось споров о том, какую из профессий считать самой древней, однако, ответ очевиден: с незапамятных времен каждое поколение передавало опыт следующему. Кто-то учил юношей, как забить мамонта и не стать завтраком саблезубого тигра, кто-то показывал девочкам, какие корешки и ягоды собирать, чтобы выжить. Появление пиктографии (рисуночной письменности) можно расценивать как первые учебники истории.
|
|
ЧАСТЬ 1: ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Много велось споров о том, какую из профессий считать самой древней, однако, ответ очевиден: с незапамятных времен каждое поколение передавало опыт следующему. Кто-то учил юношей, как забить мамонта и не стать завтраком саблезубого тигра, кто-то показывал девочкам, какие корешки и ягоды собирать, чтобы выжить. Появление пиктографии (рисуночной письменности) можно расценивать как первые учебники истории.
Позже дотошные египтяне додумались до папирусов: представьте, весь мир еще не догадывается о возникновении письменности, а ты уже сидишь и выводишь никому неведомые каракули металлической палочкой на деревянной табличке, покрытой воском. А рядом плещется Нил, спеют фрукты, теплынь…
Официально профессия учителя появилась в древней Греции более двух тысяч лет назад с появлением первого «Лицея», который тогда назывался Ликей. У греков уже существовал Гимнасий, но то была школа физического совершенства. Ликей стал школой духа, то есть мысли. Посмотрев на мучения бедных египтян, греки пошли иным путем: афиняне всегда любили и умели поговорить, поэтому решили обойтись без писанины, и обучение у них было устным. Название «школа» также произошло от греческого «схоле» — отдых, досуг. Они считали, что человек отдыхает только тогда, когда чем-то занят. Учиться — это тоже занятие, а значит — отдых.
В Древней Руси образование получали в монастырях. Первые школы открывались при церквях и брали в них исключительно мальчиков. За невыученный урок, списывание, шпаргалки, непослушание учеников жестоко наказывали: могли выпороть розгами или накормить березовой кашей на обед.
Женщины тоже получали образование в монастырях, и только в XVIII веке для них был открыт институт благородных девиц. Их так же держали в «ежовых рукавицах». Например, письма воспитанниц внимательно перечитывала классная дама. Если при встрече с братом или отцом девушка в порыве радости бросалась ему на шею, это расценивалось как нескромное поведение с мужчиной, за это даже могли выгнать. Позже пришла мода нанимать домашних учителей — гувернанток…
ЧАСТЬ 2: РЕАЛИИ ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО
В каждом человеке живет воспоминание о любимом учителе. Мы помним его доброту, терпение, великодушие, стараемся брать с него пример. Учителя учили нас еще быть и людьми. Поэтому только у той страны есть надежное будущее, в которой есть хорошие учителя. Брак в образовании приводит к интеллектуальной и моральной деградации поколений — это истина, доказанная временем.
ЧТО ХОЧЕТ ОБЩЕСТВО ОТ УЧИТЕЛЯ?
Как и в древние времена, назначение учителя — отобрать и передать все самое ценное из накопленного веками общественного опыта подрастающему поколению. В наши дни особенно важной является активизация задач гуманистического образования, слишком очевиден опасный для общества разрыв между предметной подготовкой молодежи и уровнем ее социального сознания и моральности. Именно в этом причина повышения уровня насилия, терроризма, наркомании среди молодежи.
ЧТО ХОЧЕТ УЧЕНИК
ОТ УЧИТЕЛЯ?
У каждого ученика в период взросления главной потребностью становится потребность в положительной оценке со стороны окружающих и потребность осознавать себя значимой личностью. Исследования показывают, что ученики благодарны учителю за созданные условия для самоутверждения. Учитель привлекает ученика к любому виду созидательной деятельности, которая максимально соответствует его личностной направленности.
КАКИЕ ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ?
Сегодня пришло иное понимание функций учителя: главное не только передать информацию учащимся, а суметь организовать ее усвоение. Получается, что предмет — не цель, а средство стимулирования развития ученика.
ПОЗИЦИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
Учитель принимает главное участие в формировании личности ученика. Педагогу нужно, с одной стороны, подготовить своих учеников к жестоким реалиям сегодняшнего дня, с другой, преподнести вневременной фактор моральных ценностей человечества. И чем больше учитель подчиняет свою деятельность потребностям дня, тем меньшим моральным наставником он является.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВА ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ
Если общество претендует на звание гуманистического, а страна называет себя развитой державой, она должна сделать все, чтобы поднять престиж учителя. Только тогда у страны будет светлое будущее.
|