ДОСТИЧЬ ВЕРШИНЫ…
И НЕ УПАСТЬ,
ИЛИ КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕУДАЧ В РУКОВОДСТВЕ
Пожалуй, каждый согласится, что достичь руководящей должности непросто. Еще труднее удержаться на этой должности, быть эффективным и результативным, но при этом оставаться приятным и открытым человеком. Несколько последующих советов позволят справиться с трудностями в руководстве тем, кто достиг весомой ступеньки личностного успеха и теперь направляет других на достижение эффективности и результативности работы.
|
|
Если учесть, что руководство — это способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации, то главной функцией руководителя становится умение воздействовать на подчиненных. Отсюда следует первый совет поведения начинающему руководителю: никогда не говорить, что работу, которую выполнили подчиненные, он сам сделал бы намного быстрее и качественнее. Руководитель не может вести себя как специалист и выполнять текущую работу, иначе он не справится со своими основными обязанностями. Таким образом, в первую очередь, необходимо подавлять в себе мысль о том, что подчиненные работают хуже, чем могли бы.
Управлять своими помощниками и подчиненными можно по-разному. Можно быть авторитарным руководителем, мотивируя сотрудников страхом наказания. Можно быть демократичным руководителем, когда отношения с помощниками строятся на основе доверия и уважения.
Существуют три основные ситуации, при которых становятся руководителем. Во-первых, назначенный руководитель формирует новую команду со стороны, во-вторых, становится руководителем своих бывших коллег, в-третьих, приглашается на должность руководителя в незнакомую организацию или подразделение. Эти ситуации расположены по мере увеличения сложности руководства. Проще всего руководить людьми, которых наняли сами. Они уже воспринимают вас как руководителя. Во втором и третьем случае, нет убежденности, что люди сразу будут подчиняться вам. Наверняка, вы встретите противодействие. Третий случай самый сложный, потому что новоназначенного руководителя воспринимают как чужака, который не знает ни сложившейся организационной культуры, ни людей, которыми надо управлять.
Самой основной ошибкой начинающего руководителя является попытка захватить всю власть сразу. В результате в коллективе начинается соперничество и конфликты, которые в данном случае не являются конструктивными. Существуют константы, которых необходимо придерживаться, иначе первый опыт руководства не принесет дальнейшего успеха.
Во-первых, станьте добрее. Подчиненные должны чувствовать доброту и заботу в каждом слове или действии руководителя. Идеальная ситуация, когда подчиненные начинают воспринимать рабочий коллектив, как вторую семью, а к руководителю относиться как к нечужому человеку. Даже если возникают основания сомневаться в честности человека, не стоит показывать это, если нет весомых доказательств.
Во-вторых, не стоит показывать себя умнее подчиненных. Руководитель не может и не должен знать все. Его задача доверять знаниям и квалификации специалистов — каждого в своей сфере.
В-третьих, подчиненным надо давать право на ошибку, не контролировать каждый шаг сотрудников. Это приучает к ответственности за свою работу.
В-четвертых, не стоит вести себя панибратски с подчиненными. Руководитель обязан иметь авторитет. Есть много точек зрения на то, можно ли заводить личные отношения на работе. Оптимальный вариант может быть такой: если руководитель становиться другом подчиненных, то он обязан быть лидером в этих отношениях. Если существует сомнение, что лидерство в этой сфере не удерживается, то дружбу лучше не заводить, а держать дистанцию.
Вышеперечисленные советы относятся к руководителям среднего звена, которые являются старшими специалистами. Они занимаются решением узких профессиональных вопросов, при этом на них дополнительно возлагаются еще некоторые административные функции: составление отчетов о работе отдела, составление финансового плана, контрольно-ревизионные функции (редактирование и проверка всего, что выполняет отдел). Настоящий руководитель ставит перед подчиненными задачи, расставляет приоритеты, ставит оценки, показывает личный пример, стимулирует развитие каждого подчиненного, нанимает новых людей.
Руководитель — это не просто администратор. Неотъемлемым качеством руководителя является лидерство, которое стимулирует других на достижение производственных успехов. Руководитель-лидер своим примером вдохновляет на труд и вызывает желание у других работать с максимальной отдачей.
|