Запоминаем прочно, быстро и надолго
Скорее мозг ржавеет от «неупотребления», чем от перегрузок.
Естественно, продолжительная и непрерывная умственная работа вызывает переутомление, и прежде всего потому, что человек не умеет использовать свои ресурсы.
По расчетам одного из отцов науки по информации Джона фон Неймана, человеческий мозг способен вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас в состоянии усвоить информацию, содержащуюся в миллионах томов библиотеки. Но в действительности не все так замечательно. Тем не менее, психологи установили некоторые закономерности, учитывая которые можно научится запоминать быстро, прочно и надолго.
|
|
Во-первых, с любым материалом надо активно работать, а не пассивно употреблять его. Над всяким текстом следует работать с карандашом в руках: ставить вопросы на полях, записывать мысли, возникшие в процессе чтения, спорить с автором, делать конспекты, схематизировать прочитанное. Преимущества такого подхода по сравнению с зубрежкой очевидны. Психологи утверждают, что настоящая «мать учения» не повторение, а применение. Лучше два раза прочесть текст и два раза его воспроизвести, чес десять раз читать без воспроизведения.
Во-вторых, важно эмоционально насытить информацию, сделать ее интересной. Если материал скучный, но запомнить его все-таки нужно, на выручку может прийти остроумие, например, к химическим реакциям сделать комические рисунки.
Запоминанию информации помогают эффект Зейгарник, его открыла российский психолог Блюма Зейгарник, и эффект края.
Первый состоит в том, что лучше других запоминаются ситуации, дела, задачи, которые не удалось довести до конца. Этим с успехом пользуются создатели телесериалов — фильм обрывается на самом интересном месте, зрители не забывают содержания и с нетерпением ждут продолжения. Согласно эффекту края, в памяти остаются обычно начало и конец информации, а середина выпадает. На концертах в более выгодном положении оказываются те исполнители, которые открывают программу или выступают последними. Вот почему в споре участники стараются оставить последнее слово за собой.
Среди факторов, ухудшающих запоминание, — наложение сходного по форме и содержанию материала. Вот почему учителя рекомендуют школьникам при подготовке домашнего задания чередовать точные и гуманитарные предметы.
А специалисты из университета Беркли (США) считают, что информация надежнее укладывается в памяти, если принять… горизонтальное положение, так как оно обеспечивает прилив крови к мозгу.
Запоминание во многом зависит от установки. В одном эксперименте студентам предложили запомнить два рассказа. Проверку первого назначили на следующий день, а второй просили запомнить надолго.
В действительности «экзамен» на воспроизведение обоих рассказов провели лишь через месяц. Оказалось, что вторая история запомнилась тестируемыми намного лучше, чем первая.
Так вот, если создать установку, запомнить информацию на всю жизнь, потому что она понадобится не только в ближайшее время, но и в дальнейшем, то вероятность сохранения ее в памяти на длительный срок резко возрастет. Поэтому важно понимать, почему нужно что-то запоминать, где, как и когда будут использованы полученные знания. Английский философ Д.Стфард высказался на этот счет весьма категорично: «Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не предполагаешь применять».
|