pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Класифікатор
професій

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

АНКЕТЫ ДЛЯ ПОБЕДЫ

Куда бы вы ни обратились при поиске работы: в агентство по подбору персонала или непосредственно в фирму, без заполнения анкеты вам не обойтись. Как правило, эта формальность предшествует собеседованию и предлагается вовсе не из повышенной вредности — именно по впечатлению от анкеты иногда будет решаться вопрос о том, стоит ли иметь с вами дело дальше...

• докладніше

Коли складаєшь резюме

 Рекомендуємо звернути увагу на такі важливі пункти цього документа, які здатні привернути увагу рекрутера до вашої кандидатури

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

Серж Лифарь


Серж Лифарь


Ви змінили роботу. Причин для цього може бути багато, але, якщо нове місце вам припало до душі, виникає бажання надовго тут залишитися. І найперше, що пропонує роботодавець новому робітнику, — це випробувальний термін, щоб обидві сторони придивилися один до одного і вирішили, чи співпрацювати надалі.

Серж Лифарь

О, Париж 1907 года, ты сходил с ума от «этих русских»: С.Дягилев, известнейший импресарио пропагандист русской культуры, привез в столицу мира русскую оперу. И партер, и ложи, и галерка в едином порыве бешено аплодировали и кричали «браво!» Ф. Шаляпину, исполнителю партии царя Бориса в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Спустя два года, воодушевленный успехом, Дягилев привозит в Париж русский классический балет, хотя и относится к искусству танца с некоторым пренебрежением: «…смотреть его (балет) с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые — все равно никакого содержания и смысла в нем нет». После первого же спектакля изумленный Париж открыл для себя классический балет, возрожденный русскими. Весть об этом чуде облетела весь мир, а Дягилев, хореограф М.Фокин и ведущие артисты мгновенно стали знаменитостями. Сам Дягилев не ожидал такого успеха, но выводы сделал безошибочные: создал труппу «Русские балеты Дягилева» (1911–1929 гг.), которая распалась только после смерти своего создателя. В труппе работала как педагог-балетмейстер киевлянка Бронислава Нижинская, у которой до октябрьского переворота в Киеве была небольшая балетная школа-студия. Для пополнения труппы Дягилева в 1922 году Нижинская пригласила в Париж пятерых своих лучших учеников. Четырех танцовщиков нашли, а пятого не было. Пятым сам себя осмелился предложить Сергей Лифарь. Это был первый шаг, начало Судьбы одного из великих балетных артистов ХХ века.

Серж (Сергей Михайлович) Лифарь родился 2 апреля 1905 года в Киеве в семье коллежского регистратора М.Я. Лифаря. С раннего детства он увлекался музыкой: пел в церковном хоре Софийского собора, учился играть на скрипке и посещал класс фортепиано в консерватории. Некоторое время мальчик учился в Императорской Александровской (первой) гимназии, выпускниками которой были художник Н. Ге, писатели М. Булгаков и К. Паустовский, физиолог А.Богомолец, историк Е.Тарле… Лифарь как-то очень быстро повзрослел, возможно, под влиянием «великого социального эксперимента», и с 14 лет стал вполне самостоятельным. Однажды он совершенно случайно заглянул в студию Б. Нижинской — и погиб. Нет, его не сумела пленить ни одна из начинающих балерин, его пленил сам балет. Лифарю уже «стукнуло» шестнадцать, «балетные» начинают, этак, лет на десять раньше, а к шестнадцати заканчивают выучку. Молодого человека это не смутило. «Времена были трудные и тяжкие, а нравы пещерные… В душе моей они остались на всю жизнь: я насыщался драматизмом», — писал С. Лифарь. Мириться с «пещерными нравами» и «драматизмом» юноше с душой тонкой и ранимой было сложно: и он сбежал от мира в балет. Пятнадцать месяцев изнуряющих занятий — только балет и ничего больше. А потом — приглашение сквозь зубы от эмигрировавшей Нижинской… «Я стал танцором, еще не умея танцевать, не зная техники, но я знал, что овладею ею, и никакие препятствия не остановят меня на этой дороге», — писал С. Лифарь в мемуарах. Семья — родители, сестра и два брата — приняла его отъезд с воодушевлением: хотя бы один из них сможет избежать «убожества советской жизни» и не попасть под тяжелую длань призрака коммунизма. Всю жизнь Лифарь будет постоянно носить при себе фото матери, но ее могиле на Байковом сможет поклониться только его вдова.

Неожиданную силу воли, упорство и настойчивость пришлось проявить юноше, чтобы добраться до заветного Парижа — в 1922 году это было непросто. Его ожидали испытания, которые часто выпадают на долю героев авантюрного романа: ненадежный проводник, неудачный переход границы, ограбление, арест и камера, битком набитая тифозными больными, в которой Сергею пришлось простоять на ногах четверо суток, побег на мужицкой телеге (ничего романтического!), прыжок из поезда и… снова Киев. В ГПУ ему предложили стать стукачом. Юноша делает еще одну попытку достичь цели: опять проводники, гонки на санях в пограничной зоне, налет местной банды и апофеоз — пять часов на морозе он висит вцепившись мертвой хваткой в последний вагон поезда, идущего до Варшавы… Потом — Париж, казалось, вот он, миг осуществления мечты и надежд! Но в труппу «Русского балета» Лифаря не приняли. Настоящим спасением для него стала встреча с Дягилевым. Создатель «русских сезонов» интуитивно увидел в Серже тот потенциал и запас прочности, которые позволили нищему мальчишке-недоучке стать великим танцовщиком и хореографом-новатором. Шесть лет вместе с Дягилевым — это и был университет С. Лифаря: чтение взахлеб, великая итальянская живопись, уроки у знаменитого педагога Э. Чекетти, музыка и сцена. Зависть и интриги не могли изменить его статус в труппе — танцовщик-премьер. Последний балет, исполненный С. Лифарем в труппе, стал знаковым для него — «Блудный сын» в постановке Дж. Баланчина «словно кусок жизни, брошенный на сцену»: «По окончании «Блудного сына» публика буквально неистовствовала, многие в зале плакали, но никто не знал, что я играл себя, свою жизнь». После смерти Дягилева труппа распалась, а 24-летний премьер принял предложение Гранд-Опера и подписал контракт. Больше ни с каким театром никаких контрактов С. Лифарь не подписывал. А ноша была нелегкой: предстояло совмещать три должности — главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика. Любимое дело, как известно, — всегда в радость. Его жизнь насыщена до предела: им поставлено около 200 балетов и дивертисментов (вставных танцевальных номеров) в оперных спектаклях, в Париже основан Институт хореографии при Гранд-Опера.

Он читал в Сорбонне курс истории и теории танца, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки, почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО. С. Лифарь награжден Золотой медалью города Парижа и призом «Золотая туфля», а в 1983 году стал командором ордена «Почетного легиона». Им восхищалась публика, его обожали артисты: «Мсье Серж приходил в зал, говорил: «Мои друзья», и всем становилось хорошо» (И. Шовире); «Лифарь всех нас любил» (С. Головин).

Первым балетом, поставленным Мастером в знаменитом театре, был балет «Творение Прометея». Словно титан, С. Лифарь подарил своим соратникам огонь творчества. Практически все его театральные постановки — события, но, пожалуй, наибольшую известность снискал балет «Икар». Хореавтор (так называл себя мсье Серж) стремился сосредоточить внимание зрителя на Икаре, все другие герои второстепенны. Икаром руководит мечта, он не может и не хочет отступать. После падения он снова и снова пытается воспарить над людской суетой. Икар одержим мечтой — либо достичь ее, либо погибнуть. Балетмейстер создал гимн людскому духу: Икар получил свою одержимость от хореавтора…

Серж Лифарь
Сергей Лифарь в балете «Жар-птица»,Австралия, 1940 г.
Среди его друзей — Федор Шаляпин, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Анна Павлова, Жан Кокто, Шарль де Голль, Жорж Помпиду, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Поль Валери, Грета Гарбо, Коко Шанель… Со шведской графиней Лиллан Алефельд-Лаурвиг С. Лифарь встретился уже тогда, когда они оба были уже зрелыми людьми. Лиллан стала его женой и «верным другом во всех жизненный перипетиях», которых судьба отмерила Мастеру полной мерой. В годы оккупации он остался работать в театре, чтобы спасти Гранд-Опера от засилья немецких солдафонов от искусства. Лифарь категорически отказался встречаться с Гитлером и отстоял принадлежавший театру портрет немецкого композитора Рихарда Вагнера, кисти Огюста Ренуара, хотя на портрет положил глаз сам Геббельс. Никто из работников театра еврейской национальности не попал в лагеря. Однако Лифаря обвинили в коллаборационизме (сотрудничестве с фашистами). Мэтр был оскорблен и оставил театр. В 1946 его реабилитировали, попросили вернуться. Весьма непростыми и горькими были взаимоотношения С. Лифаря с «исторической родиной». Мечтал о постановке «Федры» в Большом театре с Майей Плисецкой в главной роли — не позволили.

В родном городе имя великого балетмейстера оставалось под запретом вплоть до 90-х годов ХХ века. В 1958 Сержа Лифаря не взяли на гастроли в Москву: в аэропорту просто не пустили в самолет. Протестуя против интриг и махровой несправедливости, Лифарь оставляет театр — «осуществил харакири», как выразился Мастер. Последние годы он провел вместе с Лиллан в Лозанне, увлекся автомобилем, много внимания уделял коллекционированию. Но без театра тосковал страстно и часто молился перед маленькой иконкой, которую ему когда-то подарила мама… Ирэн Лидова, искусствовед, вспоминала: «А говорил он всегда с русским акцентом. Я тоже из русских, и потому очень его чувствовала. Мне кажется, он так и остался эмигрантом». Таково же мнение и жены мэтра: «Я всегда воспринимала Сережу как ребенка, потерявшего свою родину». Он умер в 1986 году и в соответствии с завещанием похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа. На могильном камне надпись — «Серж Лифарь из Киева». Лиллан Алефельд-Лаурвиг много сделала для того, чтобы родной город вспомнил своего великого сына. Она плодотворно сотрудничает с Музеем культурного наследия (филиал музея истории Киева). В 1999 году здесь открыт мемориальный зал, посвященный Сергею Михайловичу Лифарю: награды, уникальные фотографии, подарки друзей и поклонников, театральные костюмы, картины друзей и даже одна картина, написанная самим танцовщиком. Придите в музейный зал, вы услышите музыку и увидите Прометея и Икара балета — парижского киевлянина Сержа Лифаря.
 
Елена ШАНСКАЯ











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Srochno.ua - Терміново Потрібні Training.ua - Тренінги в Україні
Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні Personal.ua - Пропоную Роботу
Profi.ua - Посадові Інструкції Jobsite.com.ua - Знайти Роботу ArendaZala.com.ua - Конференц зали


Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві

© 2002-2019 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту