Момент истины
Ученье – свет, а неученье – чуть свет и на работу…(Народная мудрость)
Большинство абитуриентов при поступлении свято уверены: они выбрали профессию на всю оставшуюся жизнь, чем порой вызывают снисходительную улыбку у старшекурсников и ностальгическую у преподавателей. Через год-два учебы восторг от интересной новой жизни студента постепенно уступает место расчету…
|
У каждого студента свой «момент истины»… | |
Ко второму курсу среднестатистического искателя знаний начинают одолевать сомнения. Правильно ли выбрана профессия (факультет/университет/…)? Ведь, за некоторым исключением, абитуриентки (девушки) стремятся поступить на гуманитарный факультет украинской или иностранной филологии. Перед абитуриентами (юношами) лежит тернистый путь инженера, который начинается на техническом факультете вуза.
Допустим, тест на профпригодность пройден: студент осознает, что карьера «технаря» или лингвиста его вполне устраивает. Здесь и наступает момент истины. У прагматичного студента возникает логичный вопрос: «А пригодятся ли мне университетские знания на работе?». Киевский рынок труда – не место для теоретиков и мечтателей. Какой смысл учить совершенно неприменимые к жизни «английскую неологию» или «теорию вероятности», если в это же время можно зарабатывать деньги без подобных теоретических познаний?
Мнение скептика
«Нет! — категорически утверждают некоторые студенты. — Работодатель требует только «корочку» о высшем образовании, пусть даже ежедневные обязанности совершенно не соприкасаются с полученной специальностью».
В этой связи скептики вспоминают уместный анекдот. Встречает преподаватель по математическому анализу своего бывшего студента и спрашивает, пригодились ли ему в жизни университетские знания. «Да, — подумав, отвечает выпускник. — После окончания университета устроиться по специальности не смог, решил подрабатывать сантехником. Пришел однажды по вызову – труба забилась. Тогда я свернул проволоку в виде интеграла и прочистил ее».
Главное — не диплом, а его содержание…
Один «свежевыпущенный» специалист рассказал, что при приеме на работу у него потребовали не только диплом, но и выписку о полученных оценках по предметам. Он также добавил, что, работая менеджером по компьютерной технике, часто с благодарностью вспоминает свое филологическое образование: делать англо-русские переводы приходится довольно часто.
Студенты поддерживают своих собратьев по alma mater: «Знания не тянут руки, поэтому мы их и не замечаем, говорим, что учеба в институте нас не изменила. Хотя именно благодаря институту я пересмотрел свои жизненные позиции, стал рассуждать системно, масштабно», — убежден Дмитрий. Другая студентка вспоминает случай, когда ее знакомую на собеседовании спросили, что такое интеграл.
В некоторых отраслях целесообразность знаний очевидна. Например, в области IТ-технологий: на рынке труда востребованы специалисты с реальными знаниями, а не просто с дипломом — убеждены рекрутеры. Студент-отличник факультета вычислительной техники имеет практически равные шансы с выпускником — все решает не диплом, а знания и умение их применить. Студенты-программисты киевского политеха поведали, что курсы тестеров компании «Инком» практически совпадали с темами университетских лекций.
Problem-solving skills
Образование развивает так востребованные ныне «problem-solving skills» — навыки решать нестандартные задачи. Поэтому так важно учить даже те предметы, которые на первый взгляд кажутся совершенно ненужными для выбранной профессии. Хотя понимание их целесообразности приходит часто после окончания вуза. Например, общеобразовательные предметы типа культурологии и правоведения для технических специалистов дают возможность оценить свою профессию с различных углов зрения, решать задачи на разных уровнях, используя самые неожиданные знания.
Известно, что американские студенты изучают обязательных 3 — 4 предмета сугубо по специальности, что несравнимо с как минимумом десятком записей в зачетной книжке украинского студента. Да, американские выпускники очень ценятся как эксперты в своей узкой области, но около половины нобелевских лауреатов от США имеют русские корни. А украинские интеллектуалы без проблем завоевывают заграничный рынок труда своей эрудицией и широтой познаний…
«Пять лет в университете научат, как выживать в сложных ситуациях, как ссориться и мириться, как, не имея денег, жить и наслаждаться жизнью, как сдавать сессии, ничего не зная», — убежден Алекс, выпусник КПИ.
Из закона сохранения энергии известно, что ничто никуда не пропадает и ниоткуда не возникает. Полученные в университете знания — это фундамент, на котором в будущем можно построить любое здание, ограниченное только фантазией архитектора, будь то успешная карьера или просто разносторонне развитая личность.
|