Анализ вакансий, опубликованных в одном из номеров еженедельника «Пропоную роботу», свидетельствует, что большинство из них (85%) относятся к системам многоуровневого маркетинга. С негативными сторонами данного вида бизнеса вы наверняка знакомы. К позитивным позициям относится возможность дополнительного заработка без финансовых вложений и без отрыва от производства. Для многих это весьма неплохой вариант. Работодатели предлагают карьерный рост и высокий доход (свыше 500 у.е.), однако стоит учитывать, что речь не о фиксированной заработной плате (ее может вовсе не быть или она будет в пределах 100-150 грн), речь — о процентах от прибыли, которую вы принесете компании. Никто не помешает вам зарабатывать столько в перспективе, но на первых порах не рассчитывайте на высокий заработок: придется потерпеть малочисленность и ненасыщенность контактов.
Специфика требований к работникам коммерческой сферы состоит в том, что здесь практически нет ограничений. Статистические данные, отраженные в диаграмме, показывают, что акцент ставится на способность к быстрому обучению (41%) и коммуникабельность претендента на вакансию (18%). Ценятся личностные качества — энергичность и активность (11%), ориентированность на высокие заработки (9%). От этого напрямую зависит доход работника и организации в целом. Опыт работы с людьми также принесет немалую пользу в дальнейшей работе с клиентами (10%). Пожелания к преимуществам по полу высказывают 6% работодателей, отдавая предпочтение женщинам по двум причинам: во-первых, продаваемая продукция чаще всего — косметика, парфюмерия и украшения (лучшими консультантами оказываются ее потребители — женщины). Во-вторых, дамам, как натурам психологически гибким, бывает легче найти общий язык с людьми. К тому же, обаятельная женщина, грамотно излагающая суть дела, вызывает доверие.
Требования к возрасту касаются вакансий промоутеров: на этих местах хотят видеть лиц 18-25 лет, преимущественно студентов. В остальных случаях возрастной диапазон весьма широк: от 22 до 58 лет. Требования к образованию и опыту работы на аналогичной должности отсутствуют. Чем это объясняется? Именно от людей зависит эффективность любого бизнеса, а не от наличия дипломов, не всегда гарантирующих качество образования, и не от опыта работы, поскольку он может быть и негативным. Особенно это характерно для коммерции, так как для нее доминантой является персонализация, развитие и налаживание долгосрочных отношений с клиентами. А в этом необходимо ориентироваться на психологию поведения клиентов и, в первую очередь, на мотивы совершения покупок. Психологи утверждают, что 95% покупок совершаются на эмоциональном уровне, это уж потом покупатель находит рациональные доводы, оправдывающие импульсивность покупки. Поэтому, чтобы побудить человека купить, его надо очаровать, показать ему новые возможности, открывающиеся перед ним с приобретением данного товара. Даже самые рациональные доводы не идут в сравнение с силой воздействия эмоций. И напротив, если человек не находит для себя ничего интересного, эмоционально окрашенного, у него не возникает желания совершить покупку. Более того, в условиях случайных, незапланированных покупок, очень ярко проявляется эффект психического заражения. Он заключается в передаче определенного эмоционального состояния от одного человека к другому. Вспомните, как вы, придя на концерт, в антракте покупаете сувениры, одежду, плакаты и прочие атрибуты, демонстрирующие принадлежность к определенной тусовке — поклонникам того или иного музыкального направления. Вспомните, как люди подсознательно тянутся к тем, кто способен обеспечить им заряд положительных эмоций. Поэтому передача позитивного эмоционального состояния от предлагающего товар продавца к его потенциальному покупателю является мощным побудительным механизмом к совершению покупки. А всему этому учат. Поэтому работодатели предпочитают отбирать коммуникабельных и способных к обучению сотрудников и обучают их: как находить клиента, что и как говорить, как предлагать товар. Так что, попробовать себя в коммерции может каждый, кто готов учиться.