«Ты сними меня, фотограф»
Ситуация на рынке фотоискусства
Современный человек обладает уникальной возможностью «остановить мгновение» при помощи искусства фотографии. Он может запечатлеть дорогие сердцу моменты: первый класс, выпускной бал, свадьба… посещение стран заморских, да и просто отдых с друзьями у костерка в палатке. Сейчас трудно себе представить любое печатное издание без фотоиллюстраций. Не обойтись и без фотографий на документы.
|
|
Между тем, фотография не исчерпывается только запечатлением «на долгую память», она вполне может быть произведением искусства. Какова ситуация на столичном рынке фотоискусства?
Ах, вернисаж
Увы, арт-рынок в Украине не развит: остается только гадать, то ли перевелись профессиональные фотографы, то ли (что вернее) не умеют в нашей стране делать из фотовыставок удачных коммерческих проектов. И галерей, и салонов в Киеве, не говоря уж о других городах, просто удручающе мало. А имеющиеся представляют фотоработы в незначительном количестве (1:10). Причем, основная масса работ приходится на жанр фотожурналистики, доля же художественной фотографии чрезвычайно мала. Между тем, в европейских и американских городах почти все кафе и бары предоставляют свои площади для художественных и фотовыставок. Тем самым владельцы заведений успешно соединяют приятное с полезным: обновляя интерьер, одновременно создают и поддерживают репутацию заведения, привлекают клиентов и получают прибыль от продажи работ. Мебельные салоны тоже преуспевают в продвижении фоторабот: где же еще столько потенциальных потребителей, желающих украсить интерьер дома или офиса?
Печатные издания
Нельзя сказать, что книжные издания изобилуют художественной фотокнигой: весь ассортимент насчитывает около двух десятков книг по фотоискусству. Цены на них, мягко говоря, неадекватны. Популярные глянцевые издания не испытывают недостатка в фотографии, только это, как правило, реклама одежды, аксессуаров косметики, люди на фото — модели или знаменитости. Говорить об оригинальности и художественной ценности таких работ, как правило, не приходится. Причем, доля работ украинских фотографов незначительна: основная часть фотографий — зарубежных партнеров, да и не мудрено — почти все иллюстрированные журналы существуют как украинские версии российских и других зарубежных изданий.
В Украине существует два специализированных периодических издания, посвященных фотографии: журнал «dFOTO» и газета «Фото News Украина», изобилующие материалами о профессиональной аппаратуре, и конечно, о фотоискусстве. В продаже есть российские журналы по фотографии: «Foto & Video» и «Фотомагазин», зарубежные «монстры» фотоиндустрии на украинском рынке печатной продукции не представлены.
Реклама
Пожалуй, это самое перспективное направление для процветания фотоуслуг: создание наружной (биг-борды) и печатной (календари, проспекты и пр.) рекламы. В частности, реклама одежды, парфюмерии и косметики, политическая реклама, промоушн-фото звезд эстрады. Возможности для художественной фотографии предоставляет и модельный бизнес. Есть спрос на художественные портреты, оформление сайтов, иллюстрирование книг. Все это работа «под заказчика», т.е. связана не только с выполнением требований последнего, но и с учетом существующих стандартов соответствующей индустрии, а также уровня развития рекламируемых отраслей. Однако именно коммерческая фотография дает хлеб насущный фотографу.
Резюмируя сказанное, можно предположить, что толчком к развитию рынка фотоискусства должен стать рост активности профессиональных фотоорганизаций, регулярное проведение выставок и вернисажей, популяризация искусства фотографии в целом. Пока же спрос на услуги профессиональных фотографов на рынке труда вполне адекватен предложению.
|