ФОТОВОЙНА
Современные фотографы — и любители, и профессионалы — в битве технологий разделились на три лагеря. Первые перешли на «цифру», вторые остались верны пленке, а третьи — самый многочисленный лагерь — пока не определившиеся в своих предпочтениях наблюдатели…
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Первые важнейшие открытия, изобретения и события в мире фотографии датируются ХV веком, когда Ябир Ибн Хайям обнаружил, что ляпис (нитрат серебра, применяемый для изготовления фотоматериалов и зеркал) темнеет под действием света и теряет целебные свойства…
Первый фотоаппарат для 35 мм пленки был создан в Германии Оскаром Барнако в 1912 году. И только спустя 83 года компания Kodak выпустила в продажу первый цифровой фотоаппарат Kodak DC40. С этого момента и началась аналогово-цифровая «война» технологий.
Принцип действия фотопленки. На прозрачную пленку нанесена желатиновая эмульсия, в которой находятся кристаллы галогенида серебра. Под действием света в кристаллах происходят химические изменения, поэтому, спроецировав через объектив на поверхность пленки изображение, мы получим в фотослое его химическую картину. Эта картина, пройдя химическую обработку, превращается в видимое изображение.
Процессы, происходящие в цифровой камере, схожи с вышеописанными. Вместо фотопленки изображение образуется на поверхности матрицы, состоящей из приборов с зарядовой связью (ПЗС). Величина элемента ПЗС чуть больше микрона. После экспозиции каждый ПЗС-элемент оказывается электрически заряженным до величины, пропорциональной количеству света, попавшего на него. Остается лишь сохранить запечатленную информацию. Весь диапазон яркостей разбивается на 256 уровней. Информация об уровне освещенности всех элементов матрицы заносится в память фотокамеры как последовательность чисел: каждое число отображает состояние одной ПЗС-ячейки. Одна точка матрицы способна распознавать только один цвет (красный, зеленый или синий), а затем данные трех ПЗС-элементов смешиваются и получается цвет одного пикселя, который мы видим.
По оценкам специалистов, в скором будущем цифровые технологии заменят аналоговые. Как только «цифра» станет доступной по цене, большинство любителей отдадут предпочтение именно ей. Пленка не умрет, во всяком случае, в ближайшее время, но, скорее всего, уйдет в разряд профессиональных увлечений.
Лидерами в мире производителей пленки являются компании Konica, Kodak, Fuji, Agfa. Они же — и производители нового поколения цифровых фотоаппаратов. С одной стороны, это закономерность, так как они развивают базу, пополняя ее последними достижениями техники. С другой, это все-таки парадокс, ведь развивается производство двух взаимоисключающих технологий, каждую из которых компании продвигают на рынок, активно рекламируя.
СВОЕ ФОТОДЕЛО
В настоящее время в Украине насчитывается свыше 1500 фотоцентров разного уровня оснащенности с различным спектром услуг, в частности, в Киеве — более 250. В Украине примерно на 32 тыс. жителей приходится одна фотолаборатория. Для сравнения: в России считается, что фотолаборатория может быть прибыльной, если «охватывает» 20 тыс. жителей и обслуживает не менее 1,5 тыс. человек в день.
Рентабельность среднего предприятия по предоставлению фотоуслуг и продаже фототоваров достигает, по различным данным, 10-20%. Для открытия фотоцентра необходим стандартный набор документов для торговой точки с обязательными сертификатами качества на все оборудование, или продаваемое, или используемое в работе.
Для лаборатории с одной аналоговой машиной потребуются два оператора (дневной и ночной) и два продавца-консультанта. Оператор получает зарплату плюс процент от выработки (количества оплаченных отпечатков).
«Операторскому» делу могут обучить поставщики оборудования либо франчайзинговые партнеры. Оператор — главный специалист в фотоцентре. Он должен обладать хорошим чувством цвета, при этом личностные цветовые предпочтения полностью исключаются. В цифровой лаборатории, кроме оператора, умеющего работать на цифровой машине, потребуются компьютерные дизайнеры (не менее двух) и технический специалист-практик, владеющий специальными знаниями, позволяющими поддерживать всю технику в рабочем состоянии.
Большинство фотолабораторий в мире работают от международных компаний-производителей фотопродукции: Agfa, Fuji, Kodak, Konica. Владельцы фотоцентров, как правило, покупают франшизу одной из названных выше марок. По условиям франчайзингового договора компания получает право использовать товарный знак. Франчайзер обеспечивает ее расходными материалами, фототоварами для продажи в магазине, рекламной продукцией, производит обучение операторов и продавцов.
В ответ франчайзи не только платит лицензионный сбор (например, $200 в год), но и обязуется выполнять ряд условий:
- использовать расходные материалы только «своей» марки и участвовать в программе контроля качества;
-
упаковывать все заказы только в фирменные конверты;
-
отводить «своей» фотопленке определенное место на полках и витринах (например, не менее 80%);
-
не использовать для оформления магазина рекламные материалы прямых конкурентов.
Если посмотреть на ситуацию фотовойны объективно, получается, что все идет по накатанной системе — необратимо развивающегося прогресса. И войны-то никакой нет. Бизнес развивается, обеспечивает новые рабочие места и по-прежнему доставляет нам удовольствие качеством фотографий.
|