Собеседование: когда промолчать и что говорить
На собеседовании нужно взвешивать каждое слово, а еще важно знать, когда говорить, а когда лучше промолчать. Чувство меры в диалоге, правильные паузы и уверенная речь оставляют впечатление адекватной беседы и приятного собеседника.
Молчание – золото
Вообще-то молчать во время трудного разговора легче всего, но на собеседовании такое вряд ли возможно. Другое дело – стараться почувствовать, когда лучше перестать говорить.
По каким признакам можно понять, что пора помолчать:
*Собеседник слушает вас невнимательно - поглядывает на часы, зевает или блуждает взглядом.
Скорее всего, ему неинтересно то, что вы говорите, поэтому аккуратно сверните свою речь
*На лице интервьюера читается удивление. Это может быть особое выражение глаз, приподнятые брови, скептическая, недоуменная или просто удивленная улыбка.
Возможно, вы сказали что-то «лишнее». И тут важно не сделать следом другую ошибку – не пуститься в пространные объяснения, чтобы сгладить напряженность момента.
*Интервьюер открывает рот, поднимает подбородок или делает останавливающие знаки рукой.
Так он может дать понять, что хочет что-то уточнить, спросить или сделать ремарку, одним словом, прервать вас. До подобных жестов ситуацию лучше не доводить, но если уж вы заметили стремление собеседника перебить вас, не сопротивляйтесь.
*Вы говорите о чем-то очень личном.
Так случается, что нередко соискатели, сами того не замечая, переходят на откровенность – рассказывают подробности своей личной жизни, делятся истинными причинами увольнений, раскрывают душу. После такого интервью обычно идешь домой и думаешь: «И что меня понесло с этими штихелями?..» Но вовремя остановившись, можно все же спасти ситуацию.
*Вы говорите и чувствуете, что формулировать мысли вам сложно.
Остановитесь, не надо упражняться в косноязычии. Ведь именно таким - заикающимся и с трудом подбирающим слова - вы запомнитесь собеседнику.
Слово – алмаз
Как ни крути, на интервью принято спрашивать и отвечать, не зря оно - интервью. Причем отвечать придется вам. И от умения ответить развернуто и полноценно, но в то же время внятно и кратко, зависит общее впечатление от разговора. Из вас не должны «тянуть клещами» факты вашей биографии. Не ведите себя так, словно вас допрашивают или пытают. Будьте готовы быстро реагировать, говорить бегло и уверенно.
Кроме простых ответов на вопросы, очень выигрышным оказывается умение представлять себя самостоятельно. Не везде практикуется такой тип разговора, но способность взять инициативу и взвешенно рассказать о себе и своих достижениях, существенно увеличит ваши шансы.
Как можно понять, что самое время взять слово:
*Вы ответили на вопрос односложно, и собеседник молчит.
Скорей всего, он не удовлетворен вашим ответом и ждет продолжения. Даже если вам нечего сказать, повторите то же самое, только другими словами, более развернуто. Возможно, это позволит прояснить ситуацию и задать вам следующий вопрос.
*Вам предлагают рассказать о себе, спрашивают о ваших достижениях или планах. Молчать нельзя ни в коем случае. Это ваш выход. Даже если самопрезентация дается вам нелегко, нужно, по меньшей мере, начать рассказ – подготовьте его заранее, чтобы вам не было мучительно трудно подыскивать слова. Обычно бывает достаточно заготовить несколько первых предложений, чтобы не растеряться вначале.
*На лице интервьюера читается разочарование, и он умолк.
Попробуйте реабилитироваться и разговорить собеседника. Для таких случаев имейте наготове вопросы о компании. Причем лучше не о зарплате и больничном, а общего свойства - из истории компании, стратегии развития, корпоративной жизни.
Баланс бесценен
Высший пилотаж интервью - когда у кандидата с интервьюером возникает контакт, и собеседование носит характер беседы, а не допроса. Тогда не придется заглядывать человеку в глаза, следить за его руками и ждать контрольных реплик для того, чтобы замолчать или заговорить. Баланс случится сам собой.
Как создать непринужденную атмосферу на интервью:
*Постарайтесь расположить к себе собеседника. Но если вы видите, что интервьюер замкнут и деловит, не пытайтесь его растормошить жизнерадостными улыбками и «милыми» ремарками, так вы сделаете только хуже - вас сочтут назойливым и навязчивым. «Зеркальте» поведение собеседника, ведите себя подобно ему: не стоит улыбаться, если он хмур. Так же и ваша серьезность будет излишней, если он настроен на легкую беседу.
*Наблюдайте за собеседником. Когда помолчать, а когда заговорить, можно почувствовать по поведению визави. Основная ошибка большинства соискателей состоит в том, что они не прислушиваются к настроению рекрутера, зацикливаясь на собственных ощущениях. Отнеситесь к нему со всем вниманием, и вам не придется гадать, стоит ли быть разговорчивей, или лучше больше помалкивать.
*Расслабьтесь, не бойтесь собеседника. Не спешите влезать в образ унылого подследственного, представьте, что просто проходили мимо, и поговорите свободно. Вы сами удивитесь, как легко все получится.
Читайте также:
««Под микроскопом» у рекрутера»
|