УКРАИНСКИЕ IT-СПЕЦИАЛИСТЫ
Несмотря на то, что перечень современных профессий неизменно расширяется, спрос на подобных специалистов не всегда соответствует предложению. Рынки труда в разных странах мира имеют свои особенности, и это усложняет вероятность правильных прогнозов — насколько ваша профессия будет популярной и высокооплачиваемой через несколько лет.
ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ
IT-специалисты, по прогнозам аналитиков, востребованы в настоящее время и останутся востребованными в ближайшем будущем всеми секторами экономики практически во всех развитых странах мира.
Недавно новозеландские вузы выразили озабоченность снижением количества первокурсников, поступивших на факультеты и кафедры информационных технологий. Потеря престижности специальности идет вразрез с планами новозеландского правительства. Очень велик спрос на айтишников в Ирландии, совершившей около 20 лет назад значительный рывок в производстве программного обеспечения. Сейчас примерно 40% от объемов компьютерных программ и приложений разрабатываются сотрудниками транснациональных корпораций, расположенных именно в этой стране.
По данным Федерального ведомства по статистике, в Германии выдано уже 17 177 «грин-карт» для иностранных специалистов в области компьютерных технологий: программистам, веб-дизайнерам, IT-специалистам. 12 406 участников программы получили долгосрочные трудовые договора, срок пребывания остальных ограничивается максимум тремя месяцами. Почти четверть «компьютерщиков» приезжают в Германию из Индии. От 500 до 900 человек — из Китая, Польши, России и Румынии.
ПЕРСПЕКТИВЫ УКРАИНЫ
Для вхождения Украины в международный рынок есть объективные предпосылки. Специалисты считают, что в течение ближайших 2-х лет около 2 млн рабочих мест в сфере IТ переместятся из США в другие страны, и американские компании будут использовать услуги программистов других стран (аутсорсинг), где труд дешевле. Именно поэтому украинские IТ-компании имеют реальные шансы реализовать свой потенциал на международном рынке. Хотя для этого необходимо инвестировать в отрасль «порядка сотен тысяч долларов», которые отечественные компании еще должны привлечь, демонстрируя высокое качество исполнения зарубежных заказов. Между тем международные компании уже заработали в Украине несколько сотен миллионов долларов, и в качестве ответного шага неплохо было бы заставить их разместить здесь собственное производство и инфраструктуру IТ-бизнеса.
Для завоевания места под солнцем может пригодиться опыт азиатских «тигров» (Китая, Тайваня, Малайзии и Индии), уже давно сформировавших в регионе мощнейший кластер стран, занятых в сфере IТ. Опираясь на этот опыт, Украина может выйти на рынок с аутсортингом услуг, а также с собственным hardware- или software-продуктом. Для этого украинским компаниям необходимы: критическая масса знаний, мотивация и восстановление бренда постсоветского программиста. Уже сейчас международное сообщество признает, что украинские программисты входят в пятерку специалистов, признанных лучшими в мире.
Говорить о настоящем прорыве на внутреннем IT-рынке рано. В этой сфере еще не выстроена цепочка развития отрасли, начиная с главного — подготовки молодых специалистов. В Украине сложно отыскать профессиональных программистов в возрасте от 27 до 35 лет.
Многие компании набирают молодых специалистов, не столько имеющих специальное образование, сколько способных включиться в рабочий процесс, «на лету» наверстывая недостающие знания и опыт.
Большое количество специалистов работает в сфере внеправовой экономики Украины, которая на сегодня стремительно развивается (электронная торговля через интернет и оффшорное программирование).
Постоянно востребованными остаются системные администраторы (по сравнению с прошлым годом, количество работодателей, жаждущих видеть в своей фирме системного администратора, возросло на 2%). Более того, востребованность специалистов совмещенного профиля (системного администратора + программиста) остается достаточно стабильной и характеризуется тенденцией к росту. Среди всех IT-специалистов наибольшей популярностью пользуются дизайнеры компьютерной графики. Им в течение последних 2-х лет отдают предпочтение больше половины всех работодателей. И в этом нет ничего удивительного: дизайнер может подвизаться во многих сферах деятельности, начиная от издательства и заканчивая изготовлением различных видов рекламы.
Дизайн — это еще не все
Посещаемость Web-сервера зависит не только от внешнего вида Web-страниц, но и от быстроты загрузки: не всякий пользователь станет долго ждать перед пустым монитором. Поэтому WEB-менеджеру надо стремиться уменьшать объем сайта и прибегать к хитроумным «штучкам» лишь тогда, когда они действительно бывают необходимы. Так как основной объем памяти занимает графика, то специалист должен знать правила кодирования информации при сохранении изображений в различных форматах, чтобы безошибочно выбрать лучший способ оптимизации графики.
В его обязанности входит следить за использованием на Web-страницах стандартных гарнитур, владеть письменной речью, иметь навыки редакторской работы: адаптировать тексты к языку сети, а так же регулярно проверять работоспособность сайта, постоянно следить за актуальностью гиперссылок. Вопросы продвижения сайта и эффективности его поиска тоже находятся в компетенции WEB-менеджера.
Несмотря на то, что услуги таких работников на рынке труда стоят дорого, есть способы привлечения специалистов за вполне разумную цену. В качестве компромисса бывает вполне приемлемым предложение о свободном графике работы.