Многие готовы пойти ради этого на самые немыслимые ухищрения вплоть до применения замысловатых психологических приемов воздействия на подсознание своего визави. На деле же нет ничего лучше здравомыслия и простой житейской логики, которые помогают понять друг друга даже тем, кто стоит по разные стороны баррикад.
Существует множество способов увеличить свои шансы на успешное трудоустройство. Давайте рассмотрим наиболее действенные из них.
Способ 1. Полная боевая готовность
Большинство соискателей приходят на собеседование теоретически подготовленными. Бесчисленные рекомендации в изданиях и Интернете дают возможность преодолеть страх стресс-интервью, не выдавать свою неуверенность неверными движениями, отражать любые невербальные атаки кадровика, который, в свою очередь, придумывает все новые способы вывести из равновесия незадачливых кандидатов. Но за этими «играми» мы нередко забываем об основной цели. А она проста — показать свое соответствие предлагаемой должности и желание работать. В пользу последнего свидетельствует и то, что, если вам предложат приступить к выполнению обязанностей немедленно, вы сможете это сделать.
Вам надлежит думать о работе, говорить о работе и хотеть работать. Настраивайтесь на полноценную трудовую деятельность заранее. Очень часто процесс поиска подходящей вакансии расслабляет, и человек перестает мыслить категориями необходимости. А ведь именно в этот период следует просчитывать развитие событий на несколько шагов вперед и быть готовым к разного рода неожиданностям.
Принесите с собой на интервью распечатанную копию своего резюме, чтобы представителю кадровой службы не пришлось разыскивать его среди писем. Подготовьте все требуемые документы и свидетельства. Заранее договоритесь на прежней работе с теми, кто сможет выступить вашими поручителями, чтобы в случае необходимости вы могли рассчитывать на их рекомендации.
Способ 2. «Магические» предметы
У вас под рукой всегда должны быть блокнот и ручка — они выполняют множество функций. Во-первых, само их наличие демонстрирует деловой подход к работе. Во-вторых, сделанные заметки дадут возможность позже переосмыслить многое из того, что во время собеседования от волнения воспринималось «на автопилоте». В-третьих, возможно, вы действительно будете многое записывать (условия труда, расписание, имена руководства и будущих коллег, телефоны и т. п.). Конечно, это актуально только в том случае, если вашу кандидатуру утвердят немедленно, но ведь именно на успех вы и рассчитываете. В-четвертых, что тоже немаловажно, функциональные предметы помогут преодолеть волнение: иной раз человек, нервничая, буквально не знает, куда деть руки. Даже профессиональные дикторы порой делают нелепые жесты, что уж говорить об обычных людях. И тут вам на помощь может прийти самая обыкновенная авторучка.
Способ 3. Предельная корректность
Постарайтесь узнать, как зовут человека, который будет с вами беседовать. Впрочем, если вы не уверены в точности полученной информации, лучше ее не использовать, но если вы прочли имя на беджике или интервьюер вам представился, то смело обращайтесь к нему соответствующим образом. Однако постарайтесь избежать панибратства.
Внимательно слушайте вопросы и точно на них отвечайте. Не стоит перебивать, «подсказывать» слова, заканчивать фразу за собеседника, перехватывать инициативу. Однако и ждать, что из вас будут вытягивать информацию, не следует. Отвечайте полно и подробно.
Постарайтесь уловить манеру разговора вашего визави, но не копируйте ее. Если интервьюер шутит, значит, вы можете позволить себе улыбку в ответ на забавное замечание, но не пытайтесь в свою очередь начинать острить.
Способ 4. Наличие необязательного, но желательного
Каждая специальность предполагает наличие определенных навыков и умений, которые не делают погоды, но при равных шансах дают преимущество их обладателю. Так почему же ими не обзавестись? Если вы твердо решили делать карьеру в выбранном направлении, ваша задача — повышать квалификацию всеми возможными способами. А работодатель увидит в этом не просто одно из ваших положительных качеств, без которых можно и обойтись, а по-настоящему профессиональный подход, интерес к своему делу, стремление к совершенствованию.
Способ 5. Рекомендательное письмо
Рекомендации с предыдущего места работы тоже необязательны, но желательны. Большинство из нас принимает решение об увольнении не по какой-то одной причине, а в результате стечения ряда обстоятельств, каждое из которых само по себе может быть всего лишь незначительным неудобством, но их совокупность заставляет человека подумать о том, чтобы поискать новое место. Это означает, что зачастую он сохраняет вполне доброжелательные отношения с бывшим руководством и отделом кадров. Так почему же не попросить рекомендательное письмо? Текст вы можете составить сами, не заставляя других думать о том, что именно написать, чтобы поспособствовать вашему дальнейшему продвижению. Выберите качества, наиболее значимые для потенциального нанимателя, и расскажите о том, как именно вы проявили их на прежней работе. А шеф или начальник отдела кадров подпишет. В деловом мире сейчас принято расставаться по-хорошему: кто знает, когда и в какой ситуации еще сведет судьба. Кроме прочего, рекомендательное письмо поможет избежать подробных расспросов об обстоятельствах увольнения.
Способ 6. Почему именно здесь?
Проявите свою заинтересованность, показав, что вы подготовились к разговору.
Интервьюер, какую бы должность он ни занимал, обязательно оценит то обстоятельство, что вы не поленились и нашли информацию о фирме, в которую вас пригласили на собеседование. Будьте готовы к вопросу «Чем вас заинтересовала наша компания, почему вы хотите работать именно здесь?». Скорее всего, для вас данная организация не единственная возможность трудоустройства, но говорить так на собеседовании, пожалуй, не стоит. К тому же, если вы все-таки выбрали эту фирму, у вас, вероятно, были на то причины (например, отсутствие негативных факторов, которые неприемлемы для вас ни при каких обстоятельствах). В интересах кадровых служб — всеми средствами повышать лояльность сотрудников: их позитивное отношение к работе, подразумевающее искреннюю поддержку политики, проводимой руководством. Поэтому специалист, который заранее осведомлен о многих аспектах деятельности компании, имеет определенные преимущества перед теми новичками, кого только предстоит вводить в курс дела.
Способ 7. Пусть говорят
Огромный плюс для соискателя — разносторонние знания в своем деле, связи в других компаниях, а лучше всего — известное в профессиональных кругах имя. Все это можно приобрести, участвуя в конференциях, семинарах, входя в соответствующие общества. Не везде приветствуют обмен опытом собственных работников с сотрудниками компаний-конкурентов, но многие сейчас уже пришли к выводу, что подобная практика приносит довольно ощутимую пользу. Во-первых, информация не только уходит вовне, но и поступает тем же порядком. Во-вторых, любое упоминание компании в прессе, пусть даже специализированной, — это реклама. Поэтому вам не составит большого труда убедить руководство в том, что участие в семинаре не просто обмен опытом с коллегами, но еще и информационный повод. А при устройстве на новое место пресс-конференция, интервью, даже ваше фото с выставки на сайте компании могут стать той крупицей, которая склонит в вашу сторону чашу весов. Более того, «именитый» специалист гораздо реже сам ищет работу: предложения поступают к нему быстрее, чем возникает спрос.
Способ 8. Новинка
В вашей специальности появилось очередное суперсовременное перспективное направление, о котором все только и говорят? Введено новое программное обеспечение, с которым разобрались далеко не все, но многие желали бы понять и оценить его функции? Фирма, в которой вы хотели бы работать, стоит на пороге реорганизации? Это ваш шанс. Вы должны быть знакомы со всеми основными изменениями в отрасли! Кто-то только услышал о последних новинках, а вы уже знаете о них все в подробностях? В таком случае вы — желанный сотрудник для любой компании. Чтобы постоянно быть в курсе всех новшеств, читайте специализированную прессу, не жалейте средств на обучение, разберитесь в деталях и тонкостях. Обладание особыми, редкими знаниями — ваш козырь. Обратите внимание на то, с чем последнее время работает компания, место в которой вас интересует. Если вы знающий специалист, то без труда поймете, каковы тенденции в развитии фирмы, а возможно, и предугадаете некоторые замыслы руководителя. Если вы сумеете упомянуть об этом, показать, что вашего опыта достаточно, чтобы помочь в реализации новых планов, можете быть уверены — из других претендентов выберут именно вас.
Даже в быту мы не состоянии уследить за всеми обновлениями тех же пылесосов или стиральных машин, что уж говорить об экономических процессах. Внедряют не только новое оборудование, программное обеспечение, подходы к производству или продажам, постоянно обновляют системы управления персоналом, организацию деятельности предприятия, взаимоотношений между сотрудниками. Поэтому любого руководителя всегда привлекает специалист с открытым сознанием, не зацикленный на том, чему его учили 10–20 лет назад, но ищущий новые творческие решения.
Способ 9. Назовите свою цену
С самого первого знакомства с работодателем вы должны четко знать, на какую зарплату претендуете. Если вы откликаетесь на объявление, в котором указана устраивающая вас сумма, то полдела сделано: первую цифру назвал сам наниматель, а вы уже можете поторговаться. Обратите внимание на то, что иногда пишут размер вознаграждения без учета других выплат, которые иной раз составляют довольно приличную сумму. Из числа «ловушек» — оклад в условных единицах, которые бывают разными. Поэтому в разговоре необходимо уточнять, сколько же вы в результате получите. Если вы сочтете предложение недостаточным, не стесняйтесь сказать об этом.
Но бывает так, что сам работодатель о зарплате не говорит, предоставляя право первого слова соискателю. В этом случае избегайте таких формулировок, как «Это не имеет значения», «Сложно сказать», «Ну как получится» и т. п. Следует назвать объективную цифру. Не стоит ее слишком завышать, но и с минимального порога начинать нельзя. Можете произнести: «Порядка N» или «Думаю, для начала меня устроит Х». Тогда и у вас, и у вашего собеседника будет пространство для маневра. Разговор о зарплате непрост, многих он приводит в смущение, но на самом деле это едва ли не ключевой момент собеседования. Как вы отнесетесь к тому, что на рынке отличный товар продают по бросовой цене? У вас сразу возникнут подозрения: тут какой-то подвох, и товар, скорее всего, бракованный. А в данной ситуации вы продаете свои возможности работника, и если ваша цена не соответствует заявленному качеству, то наниматель утратит к вам интерес.
Руководителей, как правило, интересуют амбициозные сотрудники: развиваясь сами, они будут продвигать вперед и компанию. Скромники, отсиживающие свой рабочий день за символическую зарплату, никому не нужны.
Способ 10. Здоровье
Здоровье — один из наиболее тонких и деликатных вопросов, которые не принято обсуждать напрямую, однако исключать его из своих расчетов — большая ошибка. Сами понимаете, любого нанимателя интересует выносливый персонал. В первую очередь потому, что реже возникает необходимость предоставлять больничный лист. Если вы действительно вполне здоровый человек и ищете работу, возможно, напряженную, но хорошо оплачиваемую, постарайтесь показать на собеседовании, что у вас хватит сил и энергии для ее выполнения.
Для руководителя, особенно такого, который сам ведет здоровый образ жизни, первый тревожный показатель — курение. Если вы сами чувствуете, что эта привычка не лучшим образом влияет на ваше состояние, то смена работы, возможно, хороший способ отказаться от нее. Что уж говорить о пристрастии к алкоголю, которое значительно снижает шансы кандидата.
Вообще разговор о здоровье соискателя сам по себе весьма некорректен, более того, интервьюер, обсуждающий физическое состояние претендента на собеседовании, нарушает трудовое законодательство. Но тем не менее в праве визуальной оценки соискателя представителю работодателя отказать невозможно, и, если есть способ сделать свою внешность более здоровой, не пренебрегайте им. Речь здесь не идет о физических недостатках, ведь порой человек, имеющий, скажем, инвалидность по слуху, будет в лучшей форме, чем тот, кто, являясь документально здоровым, не следит за собой, имеет вредные привычки и тому подобное.
Внешние показатели здоровья человека — состояние кожи, волос, ногтей и зубов. Бледный, болезненный, усталый вид заставит потенциального руководителя лишний раз подумать, сможете ли вы осилить предлагаемую нагрузку. Соискатель, панически боящийся визита к стоматологу, произведет неблагоприятное впечатление, особенно если по долгу службы ему предстоит много контактировать с людьми.
Естественно, важнейшие критерии — профессионализм и личные качества, по физическим показателям работников не отбирают (разве что для очень немногих специальностей). Но если есть возможность выглядеть более благополучно, лучше использовать ее. Следует ухаживать за своей внешностью, в этом нет ничего зазорного. Посмотрите на себя со стороны, взглядом человека, который вас не знает. Что он увидит в первую очередь?
В разговоре задать вопрос о здоровье напрямую нельзя, поэтому вас могут спросить, как вы проводите свободное время, как отдыхаете. Здесь уместно будет сказать, что вы ведете активный образ жизни, любите бывать на природе. Но экстремальные или травмоопасные виды спорта в число хобби лучше не включать.
Положительные качества, отличающие вас от других соискателей, оценят только в том случае, если они у вас действительно есть и вы вовремя упомянете о них. Не стоит придумывать себе регалии или преувеличивать собственную значимость. Важно понять, что вы не просто ждете заветного «можете приступить к работе с завтрашнего дня», а ищете место, где не один год будете с удовольствием применять свои знания и умения.
|