Ролевой синдром, или Реальная опасность виртуального мира
«...мы живем под влиянием компьютера в обществе-театре, или под влиянием компьютера в обществе коммуникаций?»
Т. КЕЛЛЕР, президент корпорации «КРАЙСЛЕР»
|
Глаза — это зеркало души... Берегите глаза | |
О пользе, возможностях и перспективах развития компьютерных технологий известно всем. Имя Билла Гейтса навеки занесено в анналы истории всемирного прогресса. И все же становится немного страшновато от новостей, назвать которые положительными трудно: интернет-культура породила ряд новых терминов в психологии. Термин «интернет-зависимость» предложил использовать американский врач Айвен Голдберг в 1996 году, расшифровав его как «влечение к пребыванию в глобальной сети». Профессор психологии Питсбургского университета (США) Кимберли Янг выделил 5 основных типов подобной зависимости:
•
|
Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) — бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базе данных и поисковым сайтам.
|
•
|
Навязчивая потребность в сети — игра в онлайновские азартные игры, постоянные интернет-покупки или участие в интернет-аукционах.
|
•
|
Пристрастие к виртуальным знакомствам — переизбыток знакомств и друзей в сети.
|
•
|
Киберсексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
|
•
|
Компьютерная зависимость — навязчивая игра в компьютерные «игры-стрелялки».
|
Последствия увлечения компьютерными играми
По статистике, большинство людей всерьез увлеклись компьютером в силу не- обходимости профессионально совершенствоваться. У некоторых, наоборот, увлечение будущей профессией или хобби началось с… увлечения компьютерной игрой. Яркий и реальный пример: молодой человек, посвятивший несколько лет своей жизни игре на компьютере, всерьез увлекся авиационным спортом. Важно отметить, что это — скорее исключение, подтверждающее правило, чем наоборот. Ученые уже экспериментально подтвердили негативные изменения в психике людей, увлекающихся компьютерными играми, причем, независимо от того, страдают они зависимостью или нет. По статистике, 10 — 14% людей имеют серьезную зависимость от компьютерных игр. О масштабности хаккерских преступлений регулярно сообщают мировые СМИ. Известен даже случай преступления, совершенного зависимым игроком (аддиктом) на почве попытки удовлетворения потребности в компьютерной игре.
По словам психологов, ролевые компьютерные игры — это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, в результате чего происходит так называемый «эго-распад»: человек раздваивается на «Я — виртуальное» и «Я — реальное», а в психике его постепенно изменяется представление о себе и окружающем мире. Кстати, последнее, как отмечают психологи, является основным в смысле показателя скорости появления зависимости.
Важно отметить, что, несмотря на существование смутно прогнозируемой, но все же реальной угрозы распространения «интернет-зависимости», на сегодняшний день в этом вопросе ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ОТСУТСТВУЕТ, а разработки психологов и практикующих психиатров имеют единственный результат — «Рекомендации для родителей и педагогов».
Затронутая тема требует не только изучения, но и адекватной реакции владельцев клубов: это могут быть лимиты на пользование ПК. Ведь на сегодняшний день клиент интернет-кафе беспрепятственно может проводить неограниченное время за компьютером. И если к 30 годам можно научиться сдерживать себя и давать полный отчет о происходящем, то в более раннем возрасте не каждый способен отличить интерес от симптомов заболевания…
Без прогресса компьютерных коммуникаций представить завтрашний день невозможно… И все же следует помнить, что перспектива «массовой компьютерной горячки» на сегодняшний день представляется настолько же реальной, насколько виртуальный мир — привлекательным...
|