Давно приглядаєтеся до сфери ІТ, але все ніяк не наважуєтеся почати вивчати програмування? Зверніть увагу на навчальні курси та стажування, які відбудуться незабаром.
Для проведения аттестационного интервью нужны те же навыки, что и для интервью, проводимых с целью отбора. Менеджер задает открытые вопросы и дает интервьюируемому возможность высказываться свободно и полно. Такая форма интервью подготавливает богатую почву для обсуждения и позволяет интервьюируемым поднимать любые важные для них вопросы и чувствовать, что их внимательно слушают. Опытный менеджер покажет интервьюируемому, что предметом разговора будет эффективность его работы и что основные вопросы будут проанализированы совместными усилиями. Очень важно управлять обсуждением, строить его на фактах, а не мнениях. Обсуждать надо эффективность работы, а не личностные особенности работника. Нужно обсуждать реально произошедшие события, а не гипотетические ситуации. Например, при использовании метода критических инцидентов (см. Главу 1 книги «Использование психологии в бизнесе» Марка Паркинсона), аттестуемым задают серию вопросов, имеющих отношение к определенной ситуации: • Как вы планировали проект Х? • Кто работал вместе с Вами? • Насколько хорошо Вы работали вместе? • Что Вы делали? • Каков был результат? • Почему Вы оказались успешным (неуспешным)? • Что Вы узнали о себе? • Что в следующий раз Вы сделаете по-другому? Конечно, если линейный менеджер проводит аттестацию, ответы на некоторые из этих вопросов ему уже будут известны, но задача заключается в том, чтобы понять, как события воспринимает сам аттестуемый. В ситуациях, когда интервью пошло не по плану менеджера, менеджер не должен критиковать или винить интервьюируемого. «Критическую обратную связь» (даже если она и заслуженна) надо было создавать в свое время. Из этой мысли вытекает полезное и применимое ко всем аттестациям правило: нельзя обрушивать на аттестируемого критику как снег на голову. Аттестация – время не для сюрпризов, а для рациональной оценки достигнутых результатов и способов улучшения работы. Чтобы такого итога аттестации добиться, нужно оперировать фактами, оценить факты по достоинству и обсуждать реальные, выполнимые и поддающиеся измерению задачи. По ходу встречи аттестуемому необходимо предоставить возможность поднять вопросы, которые следует учесть и интервьюеру, чтобы и менеджер мог использовать аттестацию как средство получения обратной связи и о качестве собственной работы. Вопросы, касающиеся этой, часто запретной или умышленно игнорируемой, темы, могут выглядеть следующим образом: • Что я могу сделать, чтобы облегчить вам выполнение поставленных задач? • Осложняет ли мой стиль руководства вашу работу? Проведение тщательной аттестации требует достаточного времени и усилий. Менеджер обязан хорошо подготовиться и не рассматривать эту работу как бремя, которое нужно сбросить с себя как можно быстрее. Аттестуемому полезно в ходе обсуждения оценить свои успехи и определить направления дальнейшего обучения и развития. Аттестацию можно использовать и для обсуждения вопроса о повышении зарплаты или получения премии. Но это зависит от способа разработки системы поощрений и увязки оплаты с эффективностью работы. Наконец, долг всех аттестуемых убедиться в том, что их правильно обучают. Как нельзя быть от природы специалистом по отборочным интервью, так не бывает и прирожденных мастеров. Чтобы показывать результат, соответствующий целям и нуждам организации, необходимо эффективно, точно и системно применять и совершенствовать специальные навыки в любом виде деятельности.