«Был я на копанце, был я на топавде, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». До недавнего времени любой деревенский житель быстро разгадал бы загадку — речь ведь о «жизненном пути» обыкновенного печного горшка. К сожалению, вместе с исчезновением дорогих для сердца пейзажей — с глечиками и макитрами на тынках вокруг хат — мы стали забывать и о невероятно вкусных ароматах, струящихся исключительно из-под глиняных крышечек. Почему? Пожалуй, трудно ответить на этот вопрос. Другое дело, как это все вернуть.
Гончарство на территории Украины возникло несколько тысяч лет назад, в эпоху Трипольской культуры. Наши предки работали с глиной вручную и лишь позже изобрели гончарный круг. Несмотря на столь солидный возраст, ремесло не утратило актуальности и сегодня. Поразительно, но факт: мир вновь переживает «глиняную лихорадку». Пресытившиеся высокими технологиями покупатели все чаще приглядываются к изделиям ручной работы. Сегодня дизайн стилизованных в украинском стиле кафе, баров и ресторанов трудно представить без керамической продукции. Да и владельцы вполне престижных домов не откажутся приукрасить интерьер произведениями декоративно-прикладного искусства. А забавная сувенирная продукция давно избавила киевлян и гостей столицы от мучительного выбора подарков для родных и близких. К тому же большинство гончарных изделий могут использоваться в обиходе не только как обычная посуда, но и как предметы искусства. И главное, керамические работы уникальны как любое авторское произведение, излучающее неповторимую энергию мастера.
МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ Наиболее известным местом сбыта глиняной продукции до сих пор остается киевский Монмартр — Андреевский спуск. Правда, отыскать керамические поделки среди верениц матрешек, гетманских булав, сорочек-вышиванок, советской атрибутики и прочего разнообразия не так просто. Это говорит о том, что мастеров гончарного искусства в Киеве немного, по словам специалистов, втрое меньше, чем живописцев. Спросите, почему? В конце XIX столетия в Украине насчитывалось 650 центров гончарного производства, число которых впоследствии значительно сократилось: в Союзе отношение к кустарным промыслам было однозначным. В 1993 г. координацией работы предприятий по производству художественной керамики и сувенирной продукции (5 производственно-художественных объединений и 25 фабрик) занималось ОАО «Укрхудожпром». Сегодня действующими остаются только два предприятия. Однако не все так печально. Указ президента «О мерах, направленных на возрождение традиционного искусства и народных художественных промыслов в Украине» призван силами Кабмина и госадминистраций создать «учебно-показательные мастерские, школы народного мастерства, творческие мастерские народных мастеров», «способствовать размещению в зданиях государственной и коммунальной собственности магазинов по продаже изделий народных художественных промыслов и т.п.». Также Кабмин должен «обеспечить разработку и внедрение эффективной модели финансового и материально-технического стимулирования развития художественных народных промыслов». Но пока современная керамическая промышленность работает в основном на строительную отрасль, выпуская керамическую плитку, кирпичи, черепицу, керамические трубы и сантехнику. Востребованы гончары на предприятиях по производству серийной фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, где все процессы механизированы. «Место под солнцем» можно найти в компании по типу артели. Такие предприятия специализируются на производстве 1-2 видов продукции, пользующейся стабильным спросом у покупателей (см. диаграмму). Как правило, существует четкое разделение труда: один сотрудник отливает формы, второй специализируется на обжиге, третий занимается росписью. Ремесленники избавлены от проблем, связанных с поиском сырья и сбытом продукции, поскольку эти вопросы в компетенции менеджеров. Изделия таких артелей чаще однообразны: техника исполнения и роспись практически не меняются. Иной путь реализации творческого потенциала — стезя вольного художничества. Свою продукцию мастера в основном отдают на реализацию в художественные салоны под определенный процент или занимаются продажей самостоятельно. Но первый вариант существенно урезает уровень дохода, а второй не оставляет времени и сил для творчества.
КТО ГОРШКИ ЛЕПИТ Профессия гончара дошла до наших дней практически в первозданном виде, не претерпев существенных изменений. Как и тысячи лет назад мастер готовит глиняное сырье определенного состава, формует или изготавливает на гончарном круге изделие, окрашивает его или наносит элементы декора. В обществе сложилось мнение, что гончарное искусство недоступно для большинства обычных людей. Да и стереотип о «богоизбранности» гончаров — не более чем миф. Исторически так сложилось, что профессия передавалась в основном по наследству. Это и неудивительно: с малых лет детей приучали к труду и постепенно к освоению отцовского ремесла. Стоит отметить, что в гончарстве, как правило, случайных людей не бывает. Удивительно, но большинство приходит в профессию после судьбоносных поворотов в жизни: бывшие кораблестроители, инженеры, военные… Многих «притягивает» глина. В отличие от других мастеров декоративно-прикладного искусства, работа керамиста очень многогранна. Изделие, начиная от эскиза и заканчивая отделкой, он выполняет самостоятельно! Вначале, конечно, не обойтись без учителя, который всегда подскажет правильное решение, укажет на ошибки и поможет избежать их в будущем. При желании можно получить высшее образование по художественной керамике либо в Киевском институте декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука, либо во Львовской академии прикладного искусства. Но и это не обязательно: гончарному мастерству можно научиться, определившись в подмастерья к хорошему мастеру. Как ни странно, требования к гончарам продиктованы не работодателем, а особенностями профессии. Ведь для работы потребуется — физическая сила, — хорошее пространственное воображение, — отличная координация движений кистей рук. Работа на гончарном круге имеет много общего с игрой на фортепиано. В частности, ее тоже следует начинать с «постановки рук», иначе трудно будет добиться хороших результатов (гончар не сможет чувствовать толщину стенки сосуда). «Поставив руки» ученика, приступают к освоению основных операций (как пианисты к игре гамм). Что касается личных качеств, эта профессия подходит уравновешенным, улыбчивым и доброжелательным. По словам специалистов, у пессимистов, злых или агрессивных «творцов» изделия не задаются: трескаются, взрываются или имеют непривлекательный вид. «Что у гончара на уме, то и в руках», — говорит по этому поводу народная пословица. Дискриминации по возрасту или полу в профессии не существует. Первыми керамистами, как известно, были женщины, позже, в эпоху развития ремесел, их вытеснили мужчины. Сегодня соотношение мужчин и женщин сравнялось. Незначительный перевес в сторону мужчин наблюдается при создании крупногабаритных изделий, например, напольных ваз. Мастера утверждают, что рассчитывать на стабильный и главное баснословный доход в гончарном деле не приходится. Исключение — когда удается продать работу с международной выставки или в частную коллекцию как произведение искусства.
ОГОНЬ, ВОДА И ГЛИНА К сожалению, керамика по сравнению с другими видами искусства, например, живописью, всегда стоила меньше, хотя производство ее дешевой не назовешь. Занятие это — нелегкий хлеб. Необходимого оборудования — печей для обжига и даже гончарных кругов — в продаже не найти. Нужно либо делать заказ оснастки за рубежом, что существенно ударит по карману, либо искать отечественных умельцев, согласившихся бы взяться за ее изготовление. Помещение для работы также должно быть специально подготовлено. В мастерской необходимо установить вытяжку и мощную электропроводку. Отдельный вопрос — сырье. Керамист может купить сухую глину в мешках только в магазинах стройматериалов. Но она, как утверждают мастера, абсолютно некачественная, с засорами, и ее нужно в домашних условиях размачивать, процеживать через капроновый чулок и сушить на гипсе, создавая дополнительную сырость в мастерской. Киевская область обделена месторождениями качественной глины, поэтому многие гончары заказывают ее в Донецком регионе, что увеличивает расходы. Но это еще не все. Самые дешевые глазури и красящие пигменты стоят от 30 грн за кг. А если захотите расписать изделие золотом (хорошо знакомые ободки на чашках и тарелках), придется выложить намного больше. Уже практически готовое изделие может разрушиться при обжиге (такое случается, если в глине присутствуют примеси мела или керамика не совсем высушена). А если поспешите открыть дверцу печи, изделие потрескается. НЮАНС. И не стоит пренебрегать советами врачей, которые не рекомендуют осваивать гончарство тем, кто подвержен заболеваниям дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы (приходится вдыхать продукты сгорания при обжиге), опорно-двигательного аппарата (длительное сидение за гончарным кругом), кожи кистей рук (работа с красящими пигментами). Однако настоящего творца не испугать никакими трудностями, ведь работа не только приносит массу положительных эмоций, но и предоставляет прекрасную возможность для реализации творческого потенциала.
Минусы
Любой желающий независимо от образования может освоить профессию.
Сложности в добыче и (или) подготовке сырья, оборудования, дороговизна вспомогательных материалов.
Реализация творческого потенциала.
Нестабильный доход.
Возрастной ценз отсутствует.
Любое изделие может расколоться или потрескаться при обжиге.
Участие в отечественных и международных выставках.
Керамика, по сравнению с другими видами искусства, ценится дешевле.
Профессия приносит массу положительных эмоций, делает человека более спокойным и уравновешенным.
Большие физические нагрузки,
болезни спины.
Гончарное ремесло будет необходимо всегда.
Необходимость работать при вытяжном устройстве из-за вредного воздействия продуктов сгорания при обжиге.