Действие времени как действие кислоты: оставляет свои отметины на всем, что проходит сквозь его поток. А мы сентиментальны: жаждем вечной молодости не только для себя, но и для дорогих сердцу вещей. Некоторые из них становятся символами эпох. А пройти сквозь века этим ценностям помогают особые люди…
Итак, художники-реставраторы. Официально эта профессия «зарегистрирована» лишь в начале XX века. Однако, не появись она раньше, вряд ли бы наши современники имели возможность услышать «в игре» скрипку Амати, увидеть великолепие полотен Тициана и благоговейно перекреститься под сенью Софиевского собора… Первые реставраторы появились еще в эпоху Возрождения, как раз тогда из мглы веков начали извлекать эллинские скульптуры, которые, понятное дело, не сохранились в своем первозданно-благолепном виде и нуждались в «ремонте».
Это одно из немногих ремесел, требующее сочетания эрудиции и выверенности, четкости движений руки — тут его можно сравнить разве что с профессией хирурга. Ведь подобно тому, как провидение повернет скальпель в руке врача, зависит жизнь пациента, так одно неловкое движение резака или кисти — и тысячелетнее существование шедевра оборвется. Как и у врачей, у реставраторов есть свой этический кодекс: мастер не должен упускать возможность рассказать публике о целях и возможностях своей профессии, чтобы люди имели как можно более полное представление о его задачах.
Так вот, чем занимается реставратор? Воюет со временем! И отвоевывает все новые территории и трофеи.
Архитектура. Грубость романского стиля, присущего восточнославянскому характеру построек, все же требует к себе нежного обращения. А замысловатые образцы деревянного зодчества на западе страны достойны лучшего «макияжа».
Скульптура. В реставрации нуждаются и многочисленные памятники: в Украине немало уголков, «населенных» львами без хвостов, королями с поломанными шпагами и беспалыми героями.
Живопись. Забавно, но специалисты утверждают, полотна двух-трехвековой давности старятся куда медленнее, нежели 60-70-х годов прошлого века. Они объясняют это тем, что живописцы в древности были по совместительству еще и алхимиками: самостоятельно разрабатывали рецепты и составляли краски. С популяризацией массового искусства дотошность и разборчивость в выборе пигментов начала мешать «быстрой технике». И живописцы перешли на фабричные краски «не того» качества: вот поэтому-то шедевры столь модного не так давно соцреализма могут приказать долго жить без реставрационной поддержки.
Отдельно стоит упомянуть иконопись: в связи с воспарившим в стране духом православия, клир тратит немалые деньги на реконструкцию икон и прочей церковной утвари.
Декоративно-прикладное искусство. На рынке антиквариата постоянно курсирует несметное множество всяческих поделок, требующих как мелкого, так и «генерального» ремонта.
Мебель. Сегодня самая модная среди коллекционеров «старья» тенденция. Котируются даже никому еще вчера неинтересные колченогие шкафы и трухлявые бабушкины сундуки.
Оружие. Как огнестрельные, так и рубяще-колющие образчики во все времена привлекали настоящих мужчин. Сегодня в Украине достаточно ценителей, которые не поскупятся выложить за восстановление милой сердцу «пушки» энную сумму.
Букинистика, нумизматика. В силу своей редкости, пожалуй, самые скудные на заказы направления: книги и монеты у нас коллекционируют немногие. Но кто знает, куда повернет мода указующий перст в ближайшие пару лет…
МУЗЫ РЕСТАВРАЦИИ
С врачами этих мастеров роднит и еще одна деталь: обучение художников-реставраторов длится не пять, как заведено в большинстве вузов, а шесть лет. Это не простое совпадение, а свидетельство того, что профессия требует особо серьезного к себе отношения. К тому же реставратору широкого профиля надобно знать анатомию не хуже хирурга… На этом параллели с эскулапами, пожалуй, заканчиваются. И начинаются точки соприкосновения с другими профессиями: строителя, скульптора, художника, ювелира. Вдобавок ко всему еще нужно знать основы физики и детально изучить химию.
И вот тогда уже можно браться за резак или кисть!
«ВОСПОЛНИТЬ ПОТЕРЮ»
Есть такой профессиональный термин, подразумевающий воссоздание реставратором недостающих элементов произведения искусства — будь то скол на венецианской тарелке, облупившаяся краска на восьмисотлетней иконе или щербатая облицовка старенькой церквушки.
Не так давно появилось правило, согласно которому мастера, работающие с предметами древности, при восстановлении любых объектов нужно восполнять потерю таким образом, чтобы «свежий элемент» отличался от истинно старинной части предмета. То есть отрихтованный скол на той же тарелке должен разниться с его основной частью как минимум по оттенку. Ранее же, во времена СССР, специалисты работали «незаметно».
Однако термин «восполнить потерю» можно трактовать и глобально: реставраторы восполняют утраты в духовной жизни нации. Однако кто оценит достижения бойцов со временем? Кто добавит недостающее в памяти и вспомнит имена неизвестных героев?
БЕЗ ПРАВА НА ЭКСПРОМТ
Реставраторы ни в коем случае не должны импровизировать! Никаких художественных вымыслов и творческих домыслов! Труд их подчиняется букве строгих правил и духу времени, актуального для той или иной работы.
Где-где, а в изобразительном искусстве автор — единственная значимая и незыблемая величина. Даже в книгах указывается имя редактора, но кто видел автограф реставратора на полотне или барельефе?! Их имена известны только узкому кругу специалистов и клиентов. Реставраторы — существа обезличенные, неизвестные простым смертным, в отличие от художников. Хотя спрашивается с них поболее, чем с живописцев или скульпторов!
Но можно ли утверждать, что виртуозы возрождения древностей находятся на обочине искусства? Отнюдь, реставраторы как раз в центре: именно через их руки проходит поток ценных вещей, которые затем, в конце концов, на долгие годы «упокоятся» в музеях или частных коллекциях.
Ценность «исходного материала» в этом ремесле бывает грандиозной — иногда достигает цифры с шестью и более нулями. Естественно, доступ к антиквариату имеют лишь мастера высшего класса. Хотя многие и не стремятся его получить. При работе с шедеврами «государственного масштаба» процесс реставрационных работ курирует специальный реставрационный совет: на частых и затяжных совещаниях определяются этапы и методы работы, причем, сам реставратор выступает заурядным исполнителем и отступает на второй план.
А как же доход мастера? Сопоставим ли он с той степенью ответственности и напряжения?
ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
Известный стереотип (пожалуй, такой же древний, как и антиквариат, с которым работают реставраторы): настоящий художник должен жить впроголодь. Выходит, людям искусства достаток во вред?
Одно не исключает другого: банальная «истина», что богема должна ходить босиком в лохмотьях, не выдерживает критики. Творческий полет никоим образом не потенцируется чувством голода. А именитому мастеру работать на пустой желудок не придется и подавно. Специалист средней руки берет за заказ, требующий на исполнение, скажем, неделю, от 200 долларов — это минимум, начальная точка отсчета. Далее стоимость может возрастать: учитывается платежеспособность клиента, степень сложности работы, а также выгода (или отсутствие оной) от сделки: как и везде — «оптом дешевле».
Стоимость бывает и справедливой: прямо пропорциональной ценности предмета, требующего реконструкции, и, следовательно, мере ответственности, возлагаемой на плечи мастера, в то время как руки заняты кропотливым восстановлением раритета. Теперь вопрос только в том, как достичь этого титула — «мастер».
ТВОРЧЕСКОЕ РАСПУТЬЕ
Сегодня в Украине найдутся как организации, так и частные лица — дилеры и коллекционеры, знающие толк в искусстве, умеющие оценить шедевры по достоинству, в том числе и в денежном эквиваленте. Но мало быть знатоком своего дела и мастером на все руки, нужно иметь еще и задатки менеджера, чтобы не проворонить выгодную сделку. Впрочем, ниша плотно занята: у нас в стране работает достаточно много артелей и маэстро-одиночек, способных взяться за серьезные заказы...
Чтобы вылавировать среди акул антикварного бизнеса, нужно быть практически идеальным…
Вооружитесь!Помимо резака, кисточки, микроскопа и разнообразных химикалий, в арсенале реставратора должны присутствовать и ценности, которые «не пропьешь».
1. Техническое мастерство и знания: достигаются годами кропотливого труда и учений.
2. Художественные навыки: овладеть ими можно только под руководством опытных преподавателей.
3. Задатки менеджера: коммуникабельность, сметка, мобильность помогут обрести постоянных клиентов и финансовую независимость.
К работе по специальности можно (и нужно) приступать еще в студенческую пору — не просто ради заработка, но чтоб набить руку и как можно органичнее вписаться в среду коллег.
Вариантов развития сценария под названием «карьера реставратора» немного, как в сказке.
1. Уйти в свободное плаванье. Пережив длительный или не очень период «безрыбья», не потеряв веру в себя, есть все шансы вырасти в маэстро.
2. Податься в подмастерья к асу в реставрации. Для начинающего — оптимальный вариант: тут и наука, и кое-какие связи, ну и деньги.
3. Наемный труд на предприятии, в том числе и частном. Самый безыдейный вариант — сидеть на ставке, не заводить знакомств и не совершенствоваться в ремесле (поскольку большинство заказов — кич).
ТАЙНЫЙ ОРДЕН
Как уже стало ясно, добиться всенародного признания на этом поприще вряд ли удастся. Впрочем, истинные мастера славы не ищут: чтобы стать профи в ремесле реставратора, нужно обожать не себя, а искусство во всех его воплощениях. Впрочем, это не такой уж и секрет: любая работа, будь то уборка мусора или штопанье носков, выполненная увлеченно, с вдохновением, более качественна, чем труд из-под палки. Любите свое занятие и не зацикливайтесь на трудностях, тогда успех непременно посетит вашу мастерскую!
Реставраторская деятельность — одна из немногих отраслей, на дух не переносящая случайных людей. Вот поэтому-то добиваются успеха в ней единицы.
|
Вадим Лесогор, художник-реставратор:
— Я не разочаровался в искусстве восстановления древностей. Просто оно для меня неприбыльно. Живи я во Франции или Италии, несомненно, смог бы достойно содержать себя и семью, промышляя исключительно реставраторской деятельностью. Но в Украине мне, как и практически всем моим однокурсникам, приходится «изменять» дипломной специальности. В данный момент я занимаюсь ювелирными изделиями и скульптурными миниатюрами.