Не секрет, отечественным специалистам социальной сферы приходится несладко: сложнейшие условия труда, мизерные зарплаты, нелегкий груз трудноразрешимых чужих проблем! Однако опыт западного рынка труда показывает: в ближайшем будущем профессия соцработника побьет все рекорды по востребованности и престижу. И для этого, оказывается, есть все предпосылки.
Эксперты утверждают: именно уровень развития социальной сферы — один из красноречивейших показателей благосостояния государства. Неудивительно, что правительства всех передовых стран так пекутся о разносторонней поддержке наиболее незащищенных слоев населения. Да и сама профессия соцработника «у них» в большом почете: входит в тройку лидеров наравне с адвокатами и врачами. Стоит ли нашим специалистам рассчитывать на подобные перспективы?
ВПЕРЕД К «СОЦИАЛИЗМУ»
О социальной работе как о профессиональной деятельности в Украине заговорили сравнительно недавно, лет пятнадцать назад. Но уже сегодня опекой наших «незащищенных» сограждан занимаются не отдельные экспериментальные учреждения (как это было в начале 90-х), а целая система соцслужб и общественных организаций.
Сфера деятельности. Традиционно социальная работа ассоциируется с выплатой пенсий, пособий по безработице и инвалидности. На самом деле понятие намного шире и предусматривает не столько материальную помощь малоимущим, сколько возвращение граждан с особыми потребностями к полноценной жизни (то есть их реабилитацию). Безусловно, спектр обязанностей сотрудников социальных организаций может значительно варьироваться. Такие специалисты нужны и в службах занятости, и в молодежных центрах, и в школах, и на предприятиях, и даже в управленческих структурах. Ведь если территориальный центр отвечает за всестороннюю поддержку пенсионеров и одиноких граждан, приоритет молодежного — профилактика негативных явлений (распространение наркомании, ВИЧ-инфекции) среди подрастающего поколения.
В 2004-м был принят Закон «О социальных услугах», который предметно очертил круг работы социальных учреждений:
· социально-бытовые услуги — обеспечение продуктами питания, средствами механизации (скажем, инвалидными колясками), бесплатным проездом в транспорте, вызов врача, приобретение и доставка медикаментов;
· психологические — консультации по вопросам душевного здоровья и равновесия, улучшения взаимоотношений с окружающими, психодиагностика с целью психокоррекции или реабилитации, методические советы;
· социально-педагогические — выявление и развитие разносторонних интересов и потребностей детей и подростков, которые оказались в сложных обстоятельствах (например, лишились родителей и проживают в интернатах), организация их индивидуального обучения, воспитания, досуга, творчества;
· социально-методические — выявление возможных расстройств личности, поддержка и охрана здоровья, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, трудотерапия;
· социально-экономические — натуральная или денежная помощь, одноразовые компенсации попавшим в сложные жизненные ситуации;
· юридические — консультации по вопросам действующего законодательства, защита прав и интересов пострадавших граждан (оформление документов, адвокатская помощь и т. п.);
· услуги по трудоустройству — поиск подходящей работы, содействие при зачислении в штат и социальное сопровождение соискателя;
· профессиональная реабилитация инвалидов — комплекс медицинских, психологических, информационных мероприятий по созданию благоприятных условий для реализации прав граждан с особыми потребностями на профориентацию, профподготовку, образование, занятость;
· информационные — предоставление информации, необходимой для решения сложных жизненных ситуаций, распространение просветительских и культурно-образовательных знаний, формирование отзывчивого отношения общества к насущным социальным проблемам.
Где можно трудиться? В социальной сфере сегодня можно найти работу не только в государственных, но и в негосударственных службах (общественных, религиозных, благотворительных организациях). Кстати, за рубежом практика предоставления соцуслуг на коммерческой основе широко распространена и вполне рентабельна. Так, многие французские пенсионеры стремятся попасть в частные дома престарелых, которые, скорее, напоминают резиденцию президента, чем приют для стариков. Однако в нашей стране механизм лицензирования частной практики пока четко не прописан в законодательстве. Специалисты уверены, исправить этот существенный недочет — задача новой редакции закона.
Какие организации сферы соцуслуг сегодня действуют в Украине?
— центры занятости и труда;
— социальные службы для молодежи;
— службы по делам несовершеннолетних;
— кризисные центры, приюты, дома-интернаты и пансионаты для детей и взрослых;
— территориальные центры по работе с населением;
— реабилитационные центры для тяжелобольных и инвалидов;
— социально-психологические отделения на предприятиях, в учебных заведениях, военных частях, отделениях внутренних дел;
— общественные организации по защите прав, профилактике социальных, личных проблем.
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ
Как свидетельствует статистика, в государственной системе соцзащиты занято всего несколько сотен специалистов с профильным образованием. И хотя соответствующие факультеты ежегодно заканчивают десятки дипломированных выпускников, по специальности идет трудиться далеко не каждый.
Основной «минус» работы в сфере соцобеспечения — низкие зарплаты. По данным интернет-портала «Труд» Государственной службы занятости, размеры окладов рядовых специалистов бюджетных организаций редко превышают тысячу гривен. Так, на должности социального работника Управления труда и соцзащиты населения или Территориального центра соцобслуживания пенсионеров можно заработать от 772 до 983 грн в месяц. Предусмотрены и надбавки за сложность и напряженность труда: в частности, в прошлом году по распоряжению киевского мэра соцработники столицы получили доплаты в размере до 50% от должностных ставок.
Столь «впечатляющие» зарплаты полагаются, в основном, сотрудникам, работающим непосредственно с инвалидами, безработными, пенсионерами, детьми на «контактном уровне». Их задача — помогать старикам по хозяйству, хлопотать о решении проблем в различных инстанциях, проводить беседы и консультации с алкоголиками, наркоманами, ВИЧ-инфицированными... Здесь не обойтись без железной выдержки, сочувствия и сопереживания, стрессоустойчивости, умения общаться с «трудными» собеседниками. Столь важные качества иногда могут компенсировать даже отсутствие спецобразования (но только для рабочих нижнего звена).
Несколько иные условия труда на так называемом «организационном уровне». Главное здесь — грамотно координировать деятельность отдела или целой службы, составлять стратегические и тактические планы и даже разрабатывать вопросы социальной политики. Занять управленческую должность дает возможность только профильное образование, часто подкрепленное вторым высшим в сфере экономики или менеджмента, нередко — стаж государственной службы. Оклады руководящих сотрудников больше, чем у рядовых (в среднем это 2,5-3,5 тысячи грн) и зависят от источника финансирования. Если деятельность общественной организации спонсируется международным благотворительным фондом, то и зарплаты могут быть на порядок выше.
МЕСТО ДЛЯ ПРОФИ
1. Таковое непременно найдется даже в Центральном аппарате Министерства труда и соцполитики Украины. Здесь «в офисных условиях» трудятся начальники управлений и отделов, руководители делами, ведущие специалисты различных квалификационных категорий.
Обязанности:
— координация и методическое руководство работой;
— контроль, анализ и оценка состояния дел по определенному направлению;
— обобщение практики применения законодательства и реализации госполитики;
— разработка предложений, комплекса мероприятий, планов;
— организация и проведение совещаний, семинаров, конференций;
— подготовка проектов решений и предложений руководству.
Требования:
— полное высшее образование по профилю;
— последипломная подготовка в сфере управления;
— стаж государственной службы.
2. А вот специалисты отдельных государственных и коммунальных социальных организаций вполне могут обойтись и без дополнительной менеджерской подготовки (кроме непосредственных руководителей служб).
Обязанности:
— регистрация семей и граждан, которым необходима социальная, психологическая, материальная поддержка;
— выяснение причин возникших асоциальных явлений;
— координация работы государственных, частных и общественных организаций, благотворительных фондов по оказанию поддержки;
— помощь в трудоустройстве и обучении;
— проведение психологических, педагогических, юридических консультаций.
Требования:
— полное или базовое высшее профильное образование;
— повышение квалификации;
— стаж работы по специальности.
Нередко в список обязанностей входит и организация полноценного досуга клиентов, возвращение в их жизни радости, смеха и улыбок. В таком случае придется брать на себя роль не только психолога и организатора, но и художественного руководителя.
3. Намного ниже запросы к кандидатам на должность социального работника, которые, как правило, работают «в поле».
Обязанности:
— выявление одиноких пенсионеров и нетрудоспособных граждан;
— помощь в решении социально-бытовых проблем (с питанием, материальным обеспечением, лечением);
— ведение личных дел подопечных, внесение изменений и дополнений в документацию;
— доставка обедов, продуктов и медикаментов, уборка квартир, оплата коммунальных услуг;
— доврачебная помощь, вызовы врача, сопровождение в больницу.
Требования:
— профтехническое образование по специальности или неполное высшее социального, медицинского, педагогического, правоведческого направления подготовки.
Интересно, что социальный рабочий может обойтись и без специального образования: помогать в ведении домашнего хозяйства вполне можно и после окончания школы.
Нюанс. Не стоит забывать о медицинских противопоказаниях. Для работы в тесном контакте с клиентами серьезной помехой будут нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, а также сердечно-сосудистые, инфекционные и кожные заболевания. Скажите, какой помощник по хозяйству получится из того, кому самому нужна посторонняя поддержка!
МНЕНИЕ ПРОФИ
Специалист по социальной работе Инна Толочина:
— Профессия соцработника только на первый взгляд кажется бесперспективной и не престижной. На самом деле в ней скрывается масса возможностей как для продвижения по карьерной лестнице, так и для роста материального благополучия. Первая — государственная служба на должности начальника бюджетного управления или даже отделения министерства. Вторая — работа в общественной организации, спонсируемой международными благотворительными фондами. И третья (для смельчаков и энтузиастов) — открытие и продвижение собственного социального проекта, поиск источников для его финансирования. Конечно, начать с «нуля» ни в одной из этих ипостасей не возможно. Нужны серьезные наработки, широкий кругозор, основательная образовательная база, трудовой опыт для изучения той или иной проблемы изнутри. Понадобится немало сил (как физических, так и духовных), напористость, решительность, ответственность, самоотдача. Но осознание того, что ты проявляешь активную гражданскую позицию, помогаешь страждущим, стоит таких неимоверных усилий. Дело остается за малым: чтобы в нашем государстве наконец-то были приняты законы, которые бы учитывали как передовой мировой опыт решения соцпроблем, так и нюансы развития украинского общества.
Плюсы |
Минусы |
востребованность на рынке труда (спрос превышает предложение) |
нельзя работать без эмпатии, любви к ближним |
можно работать без образования и опыта |
высокая вероятность стрессов, большой уровень ответственности |
возможность проявить активную гражданскую позицию |
недостаточная оплата труда рядовых сотрудников |