УНИВЕРсальный магазин
Хотя приобрести технику, косметику, одежду и даже продукты сегодня можно через интернет с помощью всего лишь нескольких кликов, традиционные магазины и не думают сдавать позиций. Полки и витрины супермаркетов, гастрономов, бутиков притягивают как магнит даже самых заядлых приверженцев «онлайн»-покупок. В чем же секрет столь сильного влияния на психологию потенциальных потребителей? Ответ знают работники розничной торговли.
Еще пару десятков лет назад в штате продуктовых и промышленных магазинов числились лишь продавцы, завотделами и товароведы. Сегодня перечень «продажных» должностей значительно расширился: за порядком на полках супермаркетов следят тонкие знатоки покупательской психологии — мерчендайзеры, а слаженность в работе персонала контролируют администраторы и супервайзеры. Конструктивные изменения коснулись и традиционных специальностей. Многим продавцам пришлось стать консультантами: «выйти» из-за прилавков в торговые залы «поближе к народу». Конечно, метаморфозы отразились не только на названиях и служебных обязанностях специалистов, но и на уровне профильной подготовки. Получить место в магазине, а тем более сделать карьеру, можно лишь имея за плечами солидный багаж навыков и знаний.
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Оказывается, специальная подготовка требуется не только для трудоустройства в фешенебельный бутик, но и… лоток или палатку на рынке.
Где научиться? Конечно, университетов-институтов оканчивать не нужно, а вот пройти индивидуальное или курсовое обучение на рабочем месте все-таки придется. Учтите, перед прохождением курса «молодого продавца» работодатели обязательно поинтересуются, есть ли у вас хотя бы неполное базовое образование.
Учебный ассортимент. Прежде, чем приступить к реализации товаров, необходимо изучить их классификацию, пищевую ценность и допустимые сроки хранения. Ведь если одни продукты могут сберегаться месяцами благодаря «уникальным» свойствам стабилизаторов и консервантов, другие имеют свойство портиться буквально за несколько дней. А при несоблюдении температурного режима или уровня влажности — и вовсе становятся непригодными для употребления всего за пару-тройку часов! Компенсировать же потери горе-продавцу придется из собственного кармана.
Кроме этого, придется непременно ознакомиться с целым сводом правил:
- торговли на рынках;
- продажи продовольственных и промышленных товаров;
- торгового обслуживания;
- эксплуатации весов и других приборов;
- обмена, «извлечения» из продажи и возврата некачественных товаров.
Не стоит забывать и о порядке оформления товарно-сопроводительной документации (например, накладных). И, конечно же, о знании и соблюдении норм охраны труда, противопожарной защиты, санитарии и личной гигиены. Если во время проверки контролирующие органы (пожарные или санстанция) обнаружат малейшее нарушение, нерадивый торговец поплатится, как минимум, солидным штрафом.
ПОЛНЫЙ МАГАЗИН
Занять место за прилавком несколько сложнее, чем в рыночной палатке. Традиционно работодатели приглашают выпускников профессионально-технических училищ, профильных курсов или сотрудников с «рыночным» опытом не менее года (только после повышения квалификации).
Где научиться? Освоить профессию продавца можно в Киевском профессиональном лицее сферы услуг или Высшем коммерческом училище, куда несложно поступить сразу после 9 классов. Там же получите и полное общее среднее образование, и квалификацию, и гарантированное рабочее место. Альтернативой могут стать профильные краткосрочные курсы, предлагаемые многими столичными учебными центрами. Здесь научат не только вести документооборот и учет товаров, работать на ПК и кассовом аппарате, но и познакомят с основами психологии. Эти знания особенно пригодятся продавцам-консультантам, которые должны уметь грамотно общаться и вести переговоры, внимательно слушать и убеждать в своей правоте клиентов.
Учебный ассортимент. Курсовое обучение включает как теоретическую, так и практическую подготовку, причем теории все-таки больше. Освоить придется немалый объем знаний:
- экономику;
- основы маркетинга;
- этику и эстетику;
- калькуляцию;
- документооборот;
- организацию торгового обслуживания.
Но на первом месте — психология общения с клиентами: умение разговаривать с потенциальными покупателями, улавливать настроение и угадывать желания, разрешать конфликтные ситуации. Обучают правильной выкладке и грамотной презентации товаров. Учебная программа довольно насыщенна, а вот что из обширного списка дисциплин пригодится в будущем, зависит от конкретного места трудоустройства. Если в круг обязанностей продавца входит не только представление, но и собственно продажа товаров, придется получить и навыки работы с кассовым аппаратом. К тому же, слушатели проходят двухнедельную стажировку на предприятиях торговли — в магазинах или супермаркетах, где осваивают нюансы профессии.
Продавец должен… |
знать |
уметь |
ассортимент товаров |
презентовать продукцию |
условия хранения и эксплуатации |
расшифровывать артикулы, штрих-коды |
гарантийные сроки |
упаковывать товары |
товары, не подлежащие обмену |
оформлять прилавки и витрины |
стандарты качества |
работать с ЭККА |
ТОВАРЫ — В ВЕДЕНИЕ
Чтобы претендовать на должность старшего продавца, мерчендайзера, администратора торгового зала, а тем более товароведа, понадобится полное или базовое высшее образование. И желательно — торгового профиля.
Где научиться? Приступать к построению карьеры в сфере продаж с университетской скамьи вовсе необязательно. Тем более что конкурс на госзаказ в бывший Институт советской торговли немалый: два-три претендента на место. Приемлемый вариант — получить диплом младшего специалиста по товароведению и коммерческой деятельности в училище или колледже, а потом продолжить обучение на старших курсах вуза.
Поступить на специальность «товароведение и коммерческая деятельность» в Высшее коммерческое училище можно на основе:
- полного общего среднего образования (срок обучения — 3 года);
- или имея квалификацию продавца продовольственных или непродовольственных товаров (1,5 года).
А вот стать студентом-товароведом Торгово-экономического колледжа вполне реально после окончания:
- 9 классов (длительность обучения — 3 года);
- 11 классов (2 года);
- ПТУ (1,3 года).
Дальнейшая подготовка по специальности (для получения степени бакалавра и магистра) — прерогатива Киевского национального торгово-экономического университета. Выпускники училища и колледжа получают прекрасный шанс поступить сразу на третий курс заочного отделения! А учащиеся на коммерческой основе — получить 15%-ю скидку. Учебный ассортимент. Кроме неплохой теоретической, будущие товароведы получают отличную практическую подготовку. Процессы «рождения» товаров рассматривают на технологической практике. Навыки — оттачивают в эксклюзивном учебно-тренинговом центре, в компьютерную базу которого занесены фактические данные деятельности отечественных торговых компаний. А справляться с возможными сложностями на работе учатся с помощью деловых компьютерных игр и виртуальных заданий. На последнем курсе студенты стажируются на крупных предприятиях торговли («Metro», «Фуршет», «Детский мир», «Сільпо», «Велика кишеня»).
Специализации. В настоящее время в стенах вуза готовят не только товароведов продовольственных и непродовольственных товаров. На рынке труда востребованы новые специализации. В частности, «управление товарными системами и мерчендайзинг», которая кроме товароведения, экспертизы и контроля качества товаров включает освоение азов маркетинга и мерчендайзинга (выявление, формирование и удовлетворение потребностей покупателей). Студенты учатся продвигать продукцию в розничной торговле: поддерживать позитивный имидж фирмы, формировать ассортимент товаров согласно желаниям потребителей, используя разнообразные организационно-технические и рекламные средства. Выпускники получают возможность работать товароведами-мерчендайзерами, аналитиками по изучению рынка товаров, инженерами по качеству и даже руководителями предприятий торговли.
|
МНЕНИЕ ПРОФИ Владелец магазина офисной техники Игорь Остапченко: — Общение с покупателями — целое искусство, постичь которое торговые работники должны в совершенстве. Нужно уметь не просто порекомендовать товар, но, описав все его достоинства, грамотно его преподнести. К тому же, попытаться «прочувствовать» покупателя, понять, что именно ему нужно. Особенно, если речь идет о крупных приобретениях, например, компьютерной или бытовой технике. Важно учесть, на каком аспекте лучше акцентировать внимание: дизайне, технических характеристиках, габаритах или износостойкости. Ведь одним подавай «что-то гламурненькое», а другие хотят, чтоб аппарат «работал, как зверь». В общем, необходимо продать так, чтоб клиент остался доволен и пришел в ваш магазин еще не раз. К тому же, порекомендовал его своим знакомым, друзьям, коллегам, партнерам… Не в этом ли успех и высшая мера профессионализма?!
ШКОЛА БИЗНЕСА Освоить одну из современных профессий торговой сферы (мерчендайзера, супервайзера или администратора) можно на долгосрочных бизнес-курсах. Где научиться? Альтернативный вариант подготовки к работе на руководящих должностях в супер- и гипермаркетах предлагает Институт экономики, права и систем управления Песоцких, где примерно за полгода реально выучиться на супервайзера, администратора, мерчендайзера и даже… директора магазина. Учебный ассортимент. Хотя обучение в бизнес-школе занимает намного меньше времени, чем вузовское, слушатели успевают получить довольно солидный багаж знаний. Например, за пять месяцев будущие мерчендайзеры изучают: · основные принципы мерчендайзинга и торговли; · практику рекламы; · брендинг и маркетинг; · психологию влияния; · технику ведения переговоров; · кадровый менеджмент; · безопасность ведения бизнеса. Выпускники программы овладевают методиками увеличения объема продажи, постигают законы распределения внимания покупателей в магазине, принципы размещения товаров и продвижения новых торговых марок, а также психологические механизмы влияния на совершение покупок. КОРПОРАЦИЯ ЗНАНИЙ Учитесь с юмором Ученик продавца — заведующему отдела: — Клиент купил ботинки, но деньги принесет только завтра. — Ты что, он ведь никогда здесь больше не появится! — Как бы не так! Я дал ему два левых башмака… — Кем бы ты хотел стать? — Продавцом. — Но ты ведь еще слишком мал! — Ничего. Я могу торговать из-под прилавка!
Ведущие торговые предприятия уделяют значительное внимание повышению профессионального уровня сотрудников. Так что даже у обычного продавца или кассира есть шанс продвинуться по карьерной лестнице и дорасти до управленческой позиции. Кто обучает? Немало компаний имеют штатных тренеров, менеджеров по обучению персонала и даже целые корпоративные университеты, на которые и ложится ответственность за воспитание молодых кадров и профессиональный рост работников. Нередко работодатели обращаются за помощью в учебные центры и тренинговые компании, в арсенале которых специализированные программы подготовки. Учебный ассортимент. Содержание тренингов может охватывать довольно широкий спектр вопросов и проблем. Например, способы привлечения потока покупателей к определенным местам торгового зала, оптимальное использование пространства и рекламных материалов, создание благоприятной атмосферы в магазине с помощью интерьера, освещения, музыки, запахов… Результативность обучения повышается благодаря использованию современных методов, таких как групповые дискуссии, обмен опытом, ролевые игры, практические задания, индивидуальные упражнения и тесты. Учимся на работников торговли | Учебное заведение | Специальность | Координаты | Киевский национальный торгово-экономический университет | товароведение и коммерческая деятельность | ул. Киото, 19 513-6363 | Торгово-экономический колледж КНТЭУ | товароведение и коммерческая деятельность | ул. Львовская, 2/4 тел. 452-68-38 | Высшее коммерческое училище КНТЭУ | товароведение и коммерческая деятельность; контролер-кассир; продавец продовольственных, непродовольственных товаров | ул. Киото, 23 тел. 513-3545 | Высшая международная школа бизнеса «Институт экономики, права и систем управления Песоцких» | директор магазина; администратор; супервайзер; мерчендайзер | ул. Политехническая, 35, оф. 220 тел. 241-7207 | Киевский профессиональный лицей сферы услуг | продавец непродовольственных товаров | ул. Нижний Вал, 37 тел. 425-2160 | Учебный бизнес-центр «Анастасия» | продавец-кассир | ул. Островского, 58, оф. 4 тел. 497-0096 | Учебно-кадровый центр | продавец-консультант-кассир; администратор универсальный | ул. Попудренко, 30, оф. 50 тел. 558-6466 | |