pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Класифікатор
професій

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

HR-показатели в перспективе

Начиная какую-либо деятельность или бизнес-проект, нужно учитывать и контролировать три основных параметра: стоимость, время и качество. Метрики позволяют понять, измерить и оценить данные параметры, для того чтобы в будущем принимать эффективные решения, приносящие результаты.
 

• докладніше

Шукачі активізувалися, а роботодавці навпаки

 Найбільш активними стали роботодавці Києву, Харкова та Дніпра, розмістивши максимальну кількість різноманітних робочих пропозицій.

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

Работа актера над собой


Сергей ДЖИГУРА
Иметь яркую нестандартную фактуру для актера, с одной стороны-- счастье, с другой-- проблема. Несовременная внешность не вписывается в ежедневное телевизионное "мыло", но зато открывает возможность перевоплощаться в исторические и сказочные персонажи. Например, в Принца Джефри из пьесы Голдмена "Лев зимой".
Работа актера над собой
 
Меня кто-то из знакомых при обсуждении спектакля спросил: «Как тебе удается так на сцене притворяться?» А я говорю: «Стоп! Это в жизни притворяются. Что-то друг перед другом изображают, а на сцене не притворяются. На сцене всегда — только правда!»
 
В трех сферах всегда разбирается обыватель: политике, медицине и искусстве. Как часто приходится слышать недовольное зрительское: «Я и то бы лучше сыграла!», или чего доброго: «А наша Маруся краше!» Или, например, такое: «Вон у нас Дуся, ну просто артистка! Как она мужиков за нос водит!» — «Сыграйте, попробуйте!». Действительно ли актерское существование ничем не отличается от жизни? А учебники и тренинги? — Оказывается, их немало. «Работа актера над собой», например, Константина Сергеевича Станиславского. «Не верю!» — может сказать любой читатель. А сможете ли поверить сыгравшему две роли из трех самых великих в мировой драматургии: знаменитого Сирано де Бержерака (молодой театр) и Дон Жуана (Салон-модерн «Сузір’я»)? Актеру, исполняющему более 800 песен В.Высоцкого, Б. Окуждавы, Александра Галича и других, написавшему более 180 песен собственных? Сегодня он играет в театрах Киева, и ездит с антрепризой по России, дает концерты и снимается в кино. А еще согласился на небольшой актерский мастер-класс для наших читателей. Итак, в роли Станиславского — Сергей Джигурда.
 
— Почему, распевая песни за праздничным столом и вытанцовывая на дискотеках, многие норовят возомнить себя настоящими артистами?
Потому что, чего казалось бы проще — выйди да покривляйся! Кажется, что кривляние актера — это ложь. На самом деле это профессия серьезная, сложная, требующая постоянной отдачи.
 
Ты всегда это понимал, и когда в актеры только собирался?
— Нет. Когда в актеры шел, думал, что это одна из очень свободных профессий. Сам по себе творишь что-то… вроде живописца, композитора, фотографа… А оказалось все наоборот. Актер — лицо подчиненное и зависит не только от партнера и зрителя. Над ним и режиссер, не говоря о драматурге (какую пьесу и роль написал?!), и художник… А гример, костюмер, осветитель!..
Сергей ДЖИГУРА
Не достаточно иметь шикарный костюм, его нужно уметь носить. Когда зрители увидели Короля Польского Яна Казимира в исполнении Сергея Джигурды в фильме "Богдан Хмельницкий" (реж. Николай Мащенко) то сошлись во мнении, что так сыграть шляхтича невозможно, если внутри ты сам хоть немножечко не король...
 
Допустим. Тот написал. Тот поставил, тот одел, тот подсветил. А ты-то сам чем занимаешься при этом?
— Отвечаю перед зрителем за конечный результат. В свое время я оставил стационарный театр еще и потому, что надоело объяснять друзьям-знакомым: «Так режиссер придумал!» Решил уйти в «свободные художники», чтобы самому выбирать, в какой пьесе участвовать, с каким режиссером и партнерами сотрудничать. Но для этого пришлось сначала стать профессионалом.
 
Но говорить и писать «просто» о сложном творческом процессе трудно. Слова слишком конкретны и грубы для передачи неуловимых, подсознательных ощущений. (К. Станиславский)
 
 
Если ты применяешь термин «профессионал», следовательно есть и «дилетант». Что такое дилетантизм?
— Вопрос очень тонкий. Вот ты говоришь, что обыватели не могут быть актерами? Могут! Есть народные театры, есть сериалы, в кино случается. Когда-то даже была такая мода: кинорежиссеры говорили: «Нет, профессионалы нам не нужны! Мы хотим работать с чистым материалом!»
 
Она не укрепилась. Извини, но их игра очень отличается, их сразу видно. И на что это похоже?
— Это уже другое дело…
 
Но ты запомнил, заметил границу, когда из дилетанта вдруг — хлоп! — стал мастером…
— Да. Конечно. На двенадцатом году карьеры… Я уже работал в статусе свободного художника. Спектакль «Святой и грешный». Моя роль — «Бог». В одной из сцен Он выходит по центру к залу, перед Ним на коленях стоит главный герой, а «Бог» протягивает руки у него над головой и благословляет. И вот, когда на премьере(!) протянулись руки, то я увидел, что они не дрожат…
 
Я так понимаю, что мы плавно переходим к теме зажима?
Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно паралитик; когда зажим в руках – руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы.
(К. Станиславский)
Отчего дрожат руки на спектакле?
— От страха.
— Страха перед чем?
— Как выгляжу… Страха, что не получится. На сцене надо действовать, а не думать, как ты выглядишь.
 
Говорят, в результате зажима на сцене и в кино возможны серьезные травмы. С тобой случалось?
— Бывало. Возьмут тебя по роли за руку — обязательно оставят синяк! У таких постоянное самопреодоление, вечный «колотун» и дрожь в коленях, сколько бы лет ни проработали на сцене. Профессионал (даже если надо схватить резко, сильно) сделает это правдоподобно для зрителя, но у партнера не останется ни боли, ни травмы!
Я лучше анекдот расскажу на эту тему. После спектакля «Отелло» в гримерку к актеру врывается режиссер и кричит: «Я же тебя просил «якобы»!
 
И тут мы органично переключаемся на науку про «якобы»?
— На сцене не должно быть «якобы». На сцене все должно быть точно. Если имеешь в виду Станиславского, то он говорил «если бы».
 
Сценическое действие должно быть внутренне обоснованно, логично, последовательно и возможно в действительности (К. Станиславский)
 
 
Так чем же все-таки жизнь на сцене отличается от жизни реальной?
— Актер не должен быть психом, забывшим, где он на самом деле находится. Хотя на сцене не должно быть скуки или покоя, туда «попадают» самые пиковые жизненные ситуации. И чем ярче, острее конфликт, тем лучше реагируют зрители.
 
А когда любовь?
— А конфликт-то можно и тут найти. Например: «Кто кого любит больше. (Смеется) Я тебя люблю больше, чем ты меня».
В жизни мы чаще всего многие вещи делаем, не задумываясь. Автоматически… А на репетициях нужно по крупицам выверять, выстраивать и каждую секунду понимать, что ты тут делаешь, зачем здесь находишься.
 
Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения. Если вы сказали слово или проделали что-либо на сцене механически, вы действовали как заведенная машина, как автомат (К. Станиславский)
 
Репетиция, это же и есть непосредственно сама работа актера? Поэтапно, по шажочку восстанавливать и воспроизводить жизнь…
— А в результате, на спектакле включается подсознание, и ты отдаешься ему. Вроде наблюдаешь со стороны, как и что это ты делаешь? Этакий йоговский эксперимент. Потому что считается, что настоящий йог постоянно видит себя со стороны.
 
И ты именно ради этого в артисты пошел?
— Да нет. Я этого не подозревал даже. У родителей была подписка «Библиотеки драматурга», и основным моим развлечением в отрочестве (при отсутствии телевизора) было чтение. Я читал сперва комедии, потом серьезное. А потом некоторые эти пьесы увидел в театре. А в моей голове они были лучше!
 
Получается, что пошел в артисты, чтобы то же самое сделать хорошо?
— Да, мне казалось, что я как творец, все сделаю, как надо.
 
И что? получилось?
— Иногда случается. Тут еще нужен талантливый режиссер, художник, композитор и коллектив единомышленников, который в результате выставляет на сцену актера: «Вот посмотрите, что мы все вместе сделали»!
 
Так что же такое все-таки воображение? Например, картонный кинжал. Как в это поверить?
— Да какая разница из чего кинжал! А если взять настоящий, то и резаться по-настоящему? У Любимова Гамлет и Лаэрт, находясь в разных концах сцены, стучали железкой о железку, а все видели «всамделишнюю» дуэль! Важно, чтобы зрители поверили, что кинжал настоящий!
Мы же в детстве играли в «войнушку», и нас нисколько не смущало, что у нас деревянные пистолеты, или палки вместо винтовок. Мы прекрасно стреляли: попадали, мазали, давали осечки… Вот так и надо верить! Особый надо иметь склад психики, и много тренироваться, чтобы быть ребенком, но «осознанным» при этом не по-детски.
Наедине с собой или с близкими каждый может казаться себе великолепным актером. Но выйди на публику или окажись перед камерой, и сделай что-то естественно, правдиво, и чтобы тебе поверили!
 
Мы сродняемся, вживаемся психически и физически; мы зарождаем в себе «истину страстей» (К. Станиславский)
 
Что за удовольствие? Мало ли в жизни страданий, катаклизмов, трудностей и стрессов, чтобы еще всю свою работу превратить в переживание? Ради чего, аплодисментов? Это тщеславие, мазохизм?
— Пожалуй, каждый актер немного философ. Это попытки, проигрывая ситуации, понять что-то. Показать, продемонстрировать на конкретном примере! Ведь актерское искусство предполагает некую воспитательную цель.
 
Что можно показать современному человеку, играя Сирано или Гамлета, размахивая шпагой или подливая яд? XXI век на дворе!
— Как?! А быть или не быть? Достойно ли смиряться под ударами судьбы?.. Гамлета всегда ставить интересно. А Сирано де Бержерак! Это моя любимая роль. Остроумный, бескомпромиссный, смелый… И при всем этом обманывает беззаветно любимую женщину. Ей же во благо(?).. Великолепный конфликт!
Я играл эту роль много лет. Говорят, что каждый спектакль надо играть, как последний. А я думаю — как единственный. Каждый раз не другой спектакль, но с чистого листа. И снова. И словно не знаешь, что будет в следующую секунду. И в этом профессионализм тоже. Заранее не заготовишь, и многократно не «проэксплуатируешь». Важно жить тотально в моменте. Не в прошлом или будущем, а здесь и сейчас! То, к чему стремятся мудрецы. Если получается этого достичь, ловишь состояние просветления.
 
Тот, кто на сцене в момент творчества не представляет, не наигрывает, а подлинно, продуктивно, целесообразно и притом беспрерывно действует; тот, кто общается на сцене не со зрителем, а с партнером, тот удерживает себя в области пьесы и роли, в атмосфере живой жизни, правды, веры, «я есмь» (К. Станиславский)
 
Так что, профессия актера — реконструкция чьей-то жизни и ее посекундное проживание? Что реальных проблем не хватает?
— У меня нет никаких реальных проблем! Зачем они мне в жизни нужны? Я желаю, чтобы и у других их не было! (Смеется).
 
Не верю! Как говорил, Станиславский. Как ты их избегаешь-то? Автоматически в пыльном мешке на сцену перетаскиваешь переживания, неприятности, проблемы?
Ты такие вопросы задаешь!.. Каждый человек… ему хочется быть честным. Правдивым, да? Но в жизни мы очень часто лжем. По тем или иным причинам. А на сцене лгать нельзя. На сцене ты всегда правдив. И ты такой для самого себя хороший! (смеется)
Меня кто-то из знакомых при обсуждении спектакля спросил: «Как тебе удается так на сцене притворяться?» А я говорю: «Стоп! Это в жизни притворяются. Что-то друг перед другом изображают. А на сцене не притворяются. На сцене всегда только правда!»
 
И получается, что в жизни ты ведешь себя, как попало, а потом бежишь на сцену «отмываться»?
— Нет! Я же становлюсь лучше! Чем больше играю честных ролей, тем становлюсь честнее, открытее, добрее…
 
А если подлецов? Ты не проецируешь их потом на кухне дома?
— Ну, знаешь ли… Это уже диагноз. А профессионализм заключается в умении дифференцировать, что взять с собой, а что оставить только для подмостков.
 
А как в кино? Это другая профессия?
— Профессия та же, специализация иная. В театре для актера главный — партнер. А в кино — камера. Просто работаешь на объектив, как на партнера. Он же одновременно и зритель, для которого все делается.
 
А где сложнее?
— Не в кино. Там даже прохожего с улицы надрессировать можно! Не сложно проявить эмоцию, впасть в состояние, «подумать» мысль. Попробуй на глазах у всех перейти от одной эмоции к другой, поменять состояние, «перетечь мыслью». Но в кино снимут «…надцать» дублей одного кадра, потом, к примеру, накапают слез – отснимут опять. А после соединят на монтажном столе! Потому дилетант в кино всегда «резанный»! А профессионала можно снимать «одним куском».
 
А теперь предметнее. Что нужно делать, чтобы стать актером? Это система какая-то, набор упражнений? Чтение специальной литературы?
— Конечно. Пожизненная система. Куча схем, систем и упражнений. Ну что, объяснять все буквально?
 
Да. Если получится…
— Знание языка, орфоэпии, владение речевым аппаратом, голосом, телом. Изучение философии, психологии поведения, даже психиатрии…
Необходимо также качество похожее на эксгибиционизм! Когда ты не закрываешься внутренне, не стесняешься на сцене и перед камерой…
 
Это тренируется?
Сергей ДЖИГУРА
Для профессионала сцены недостаточно оживить и пересказать авторский текст. Уникальность и талант обнаруживается между словами: в реакциях, поступках, жестах... Что должен был чувствовать Король Польский, проигравший битву с Богданом Хмельницким, попавший в плен, а потом с уважением отпущенный на свободу?-- Исполнитель роли Сергей Джигурда от противоречивых чувств укусил за руку стоящего рядом воеводу.
— Еще бы! Тренируется воображение, эмоциональность, наблюдательность, даже заразительность и обаяние!
 
Но ведь в спектакле или фильме одного и того же режиссера не все выглядят одинаково. Есть великолепные, а есть статисты…
Это уж, как в анекдоте, когда начинающий актер спрашивает у маститого:
— Что мне делать, я в первом акте немного навеселе должен быть?
— Перед спектаклем выпейте в буфете грамм сто коньячку.
— А во втором акте я сильно пьяным быть должен.
— Ну, пойдите в антракте еще 250 грамм добавьте.
— Да, но ведь в третьем по роли я абсолютно трезвый!
— А вот тут, батенька, уже талант нужен!
 
Так что, если в интервью знаменитых состоявшихся артистов вы читаете, что им просто повезло, — не верьте. Тут и талант, и к тому же постоянная упорная работа.
 
Ляля ЗАЛЕНСКАЯ











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!


Jobs.ua рекомендує переглянути:

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Srochno.ua - Терміново Потрібні Training.ua - Тренінги в Україні
Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні Personal.ua - Пропоную Роботу
Profi.ua - Посадові Інструкції Jobsite.com.ua - Знайти Роботу ArendaZala.com.ua - Конференц зали


Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві

© 2002-2025 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту