Проверка на прочность
Покорять металл можно без огня, кузнечного молота и наковальни. Сомневаетесь? Повседневный труд слесарей — яркое тому подтверждение. Обрабатывать непослушную сталь, соединять в единый механизм изготовленные из нее детали этим специалистам помогает целый арсенал приспособлений и инструментов. Ну и, конечно, свод профильных знаний и отточенных до автоматизма навыков, не ограничивающихся лишь приемами работы на заводских станках.
В век новейших технологий машины постепенно вытесняют ручной труд, но н-есмотря на глобальную автоматизацию производства, профессия слесаря остается все еще актуальной и наиболее востребованной из всех «пролетарских» специальностей.
Секрет популярности
Даже суперсовременный металлорежущий или обрабатывающий станок не справится с поставленной производственной задачей на должном уровне, если им не будет управлять квалифицированный рабочий. Не говоря уже о целом ряде операций, требующих сугубо ручного «вмешательства»: подгонка деталей при сборке узлов, ремонт станков, изготовление инструментов… Для выполнения заданий на «отлично» придется приложить не только физические усилия, но и долю творчества, и даже… аналитически поразмышлять.
Достаточно пролистать классический учебник по основам слесарного дела, чтобы убедиться: правильно обрабатывать металл невозможно без глубокой теоретической и практической подготовки.
Не зная, что алюминий и дюралюминий нельзя размечать чертилкой (специальным инструментом для нанесения пометок), можно и вовсе повредить защитный слой металла, а значит создать «благоприятные» условия для появления коррозии!
Вывод. Слесарному делу нужно основательно учиться, как в профессионально-технических училищах, так и на производстве, постоянно повышая свой квалификационный разряд.
Задачка для младших классов. Попробуйте-ка просчитать длину развертки заготовки из стальной полосы толщиной 4 мм и шириной 12 мм для замкнутого кольца с наружным диаметром 120 мм (простейшая задачка из учебного пособия). Для изготовления детали нужных размеров применяются формулы (L = 3,14xD, где L — длина заготовки и D — диаметр окружности кольца).
УТОЧНИТЕ - ГДЕ?
В настоящее время подготовкой слесарей занимаются более пятнадцати столичных ПТУ и профессиональных лицеев. Поступить можно после 9-ти или 11-ти классов. Чтобы оказаться в рядах первокурсников, необходимо предоставить в приемную комиссию ряд документов (аттестат, паспорт или свидетельство о рождении, справку с места жительства и о составе семьи, идентификационный код, медицинскую справку).
Бонусы. К радости абитуриентов, вступительные экзамены сдавать не придется. Достаточно пройти собеседование, на котором члены приемной комиссии будут выяснять мотивы выбора специальности и учебного заведения. Немаловажно, что обучение проводится за счет государственного бюджета (согласно Закону Украины «О профессионально-техническом образовании»).
Варианты. Если же у вас за плечами, кроме школьного аттестата, уже есть диплом и профессия, переквалифицироваться на слесаря можно на краткосрочных курсах при ПТУ.
Вот только за учебу в таком случае придется заплатить из собственного кармана. Впрочем, и в этом случае можно сэкономить, пройдя бесплатную подготовку по направлению Центра занятости.
Основания для оптимизма. Поступление в ПТУ — прекрасная возможность избежать стрессовых ситуаций абитуриентской гонки — сложных экзаменов и связанных с ними конкурсных отборов. Не секрет, что многие училища и лицеи сегодня испытывают острую нехватку учащихся и потому не заостряют внимание на уровне школьной подготовки поступающих.
НЬЮАНСЫ
Профессия слесаря универсальна. Спрос на специалистов ощущается на предприятиях тяжелой и легкой промышленности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на транспорте и т. п.
В Государственном классификаторе профессий насчитывается более тридцати слесарных специальностей!
ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ (три основных «трудовых» ):
1 механосборочные
2 ремонтные
3 инструментальные работы.
Содержание учебных программ различных учебных заведений зависит от профиля подготовки. Например, в лицее «Авиант» обучают слесарей-сборщиков летательных аппаратов, в энергетическом — слесарей-электромонтажников, в железнодорожном училище — слесарей по ремонту подвижного состава, в лицее водного транспорта — слесарей-судоремонтников.
Наиболее популярны: «ремонт автомобилей и механосборочные работы».
Возможность освоения: практически в любом ПТУ.
Для стимуляции роста спроса на молодых «универсалов» на рынке труда многие учебные заведения интегрируют (то есть объединяют) различные специальности.
Основания для оптимизма. Выпускники училищ и лицеев могут значительно расширить спектр будущей деятельности и сферу применения навыков. Так, слесари-ремонтники автомобилей параллельно обучаются водительскому мастерству и получают права водителя категории «С». А судоремонтники осваивают специальности лебедчика и машиниста (см. таблицу).
Мнение профи
Слесарь-ремонтник 6 разряда Николай Кравченко:
— Получением диплома ПТУ или лицея обучение слесарному делу не заканчивается. На производстве образовательную эстафету подхватывают наставники — опытные специалисты, которые объясняют молодежи нюансы работы на сложных станках и оборудовании, рассказывают о трудовой дисциплине, помогают устранять дефекты и ошибки. А для постепенного повышения разряда (следовательно, и размера оклада) необходимо не только наработать в свой актив «энное» количество лет, но и обязательно повысить квалификацию.
ЗАГОТОВКИ
Бывшие девятиклассники за три года изучают как профильные, так и общеобразовательные предметы, которые не только помогают в будущей работе, но и дают возможность получить полное среднее образование:
- математика
- физика
- химия
- черчение.
А вот вчерашние одиннадцатиклассники учатся 1,5 года и осваивают сугубо специфические дисциплины, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
- материаловедение
- техническое черчение
- допуски и технические измерения,
- спецтехнология
- охрана труда.
На практических занятиях, на которые традиционно отводится как минимум половина учебного времени, оттачиваются приемы изготовления различных деталей и форм для литья металлов, ремонта и сборки оборудования.
Вывод. Выучиться на слесаря не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Пригодятся: образное мышление и хорошая память, а также умение концентрировать и распределять внимание.
ХОРОШЕЕ ДЕЛО
Слесари по ремонту автомобилей — специальность на рынке труда непотопляемая: производственные обороты автопрома только растут. Плодятся и станции техобслуживания.
_________________________________________________________________________________
ФАКТ. По данным Центра занятости и кадровых агентств, на сегодняшний день открыто более 11 тысяч вакансий для этих столь незаменимых работников!
_________________________________________________________________________________
Не удивительно, что обучают профессии практически все училища и лицеи, занимающиеся подготовкой слесарей.
Интегрируют со специальностями:
· токаря;
· фрезеровщика;
· водителя автомобилей;
· машиниста автомобильного крана;
· слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.
Нужно научиться:
— разбирать и собирать автомобили;
— диагностировать и устранять неисправности;
— производить техническое обслуживание транспортных средств;
— выполнять регулировку механизмов;
— делать слесарную обработку деталей и т. п.
ГНИ СВОЮ ЛИНИЮ
Разметка, резка, сверление, клепание — основные задания, которые ложатся на плечи слесаря механосборочных работ. Молодых специалистов обучают грамотно эксплуатировать сложную технику, налаживать, контролировать и рассчитывать производственные процессы, управлять современным автоматизированным оборудованием.
Интегрируют со специальностями:
- слесарь по ремонту автомобилей;
- контролер станочных и слесарных работ;
- слесарь-ремонтник.
Нужно научиться:
— составлять и регулировать узлы и механизмы;
— соединять детали пайкой и холодной клепкой;
— вырезать заготовки с помощью ножниц и ножовки;
— складывать детали под прихватку и сварку;
— делать разметку и т. п.
_________________________________________________________________________________
ФАКТ. Беларуси даже подсчитали, что представители именно этой специальности составляют наибольший процент (около 9%) от общего числа получающих травмы на производстве.
_________________________________________________________________________________
Словарь специалиста
Кернер — слесарный инструмент, применяемый для нанесения углублений (кернов) на предварительно размеченных линиях, во избежание стирания при работе.
Чертилка — обоюдозаостренный стальной стержень, используемый для разметки поверхностей.
Рейсмас — стойка с зажимом, в котором закрепляется чертилка. Служит для нанесения параллельных, вертикальных и горизонтальных линий, проверки установки деталей.
Зубило — режущий стержень из инструментальной стали.
Крейцмейсел — инструмент для вырубания канавок и шпоночных пазов.
Ножовка — пила для разрезания толстых листов металла и вырезки заготовок по контуру и т. п.
Гибка — обработка металла давлением для придания ему изогнутой формы.
Опиливание — операция по обработке металлов снятием небольшого слоя напильником вручную или на опиловочных станках.
Зенкерование — процесс обработки цилиндрических и конических отверстий в литых, кованых и штампованных деталях.
Шабрение — снятие с деталей очень тонких частиц металла для более плотного прилегания поверхностей и герметичности соединения. Лужение — покрытие поверхности металлических изделий тонким
БЕЗ ОПАСНОСТИ
Профессия слесаря считается достаточно опасной.
Причины очевидны: эксплуатация оборудования с поломками, неправильная организация рабочего места, просто банальная невнимательность. Не удивительно, что изучению охраны труда уделяется пристальное внимание. И здесь не обойтись без ценнейшего опыта видавших виды наставников.
АЗЫ ДЛЯ ПРОФИ: проверять исправность инструментов, не пренебрегать осторожностью даже при безопасных процедурах (зажимать в тисках и извлекать заготовки), учитывать малейшие нюансы, например, траекторию полета частиц при рубке металла.
Вывод. Слесарное дело не терпит неаккуратности, халатности и требует ответственного отношения к работе. Специалист, который отлично владеет техническими навыками, но не соблюдают элементарную технику безопасности, просто не вправе называться профессионалом.
Анекдот в тему — Кем вы работаете? — Слесарем. — Ой, это, должно быть, так интересно! Рашпили, кернеры, штихели, фланцевые притирки, резьба под муфту, стопорение калибровочным шпунтом… Знаете, я в этом ничего не понимаю!
Обучение слесарному делу |
Учебное заведение |
Специальности |
Координаты |
Киевский профессиональный лицей «Авиант» |
слесарь-сборщик летательных аппаратов; слесарь-инструментальщик;
слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобилей; слесарь по ремонту автомобилей, токарь |
ул. Гарматная, 10
тел. 446-1002 |
Киевский профессиональный лицей строительства и коммунального хозяйства |
слесарь по ремонту автомобилей; слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (бытовые машины и приборы), оператор компьютерного набора |
ул. Клавдиевская, 24
тел. 424-2516 |
Киевский профессиональный энергетический лицей |
слесарь-электромонтажник (с умением выполнять ремонт электрооборудования автомобиля) |
ул. Билыцкая, 38 б
тел. 430-9375 |
Киевский профессиональный электромеханический лицей |
слесарь по ремонту автомобилей;
слесарь по ремонту автомобилей, токарь, фрезеровщик; слесарь-ремонтник; слесарь механосборочных работ, контролер станочных и слесарных работ (станочные работы) |
ул. Чистяковская, 24
тел. 442-0044 |
Киевское высшее профессиональное училище железнодорожного транспорта |
слесарь по ремонту подвижного состава |
ул. Фурманова, 1/5
тел. 465-2830 |
Киевский профессиональный лицей водного транспорта |
моторист (машинист), рулевой, слесарь-судоремонтник; лебедчик, моторист (машинист) |
ул. Братская, 12
тел. 416-5522 | |