об изданиях Контакты размещение объявления
в еженедельникe
вакансии и
объявления
подписка на
издания
карта сайта рекрутинговое агентство
"Пропоную роботу"
интервью и
статьи
Резюме

Онлайн журнал
№37
24.09.2018

Советы по трудоустройству

Карьерный тупик или новые горизонты

Суть проблемы заключается в том, что на определенном этапе менеджер, продвигаясь по служебной лестнице вверх, достигает положения правой руки владельца компании и все. Дальше тупик по определению. Немногие владельцы компаний (особенно в России!) готовы уступить полное руководство своим бизнесом подчиненному, пусть даже самому гениальному.

• подробнее

Что делать если конкуренты переманивают сотрудников?

 Любой работодатель может столкнуться с ситуацией, в которой конкуренты переманивают сотрудников. Конкуренты предлагают работу лучшим из лучших, мотивируя зарплатой выше, чем на данный момент. Что делать, если вы узнали, что ваших работников переманивают конкуренты? Как вести себя соискателю, которому сделали лучшее предложение конкуренты?

• подробнее

Смотри еще:

Аренда конференц залов

Тренинги в Украине

Должностные инструкции

Вакансии в Украине

Резюме в Украине

Вакансии и Резюме


интервью и статьи |

Забег в «ширину»


Забег в «ширину»
Забег в «ширину»
 
Хорошим управленцем может стать только один из 100 сотрудников — утверждают психологи. Впрочем, желающих занять руководящее кресло, как правило, в десятки раз больше. Высокие зарплаты, статус и желание почувствовать собственную значимость провоцируют к участию в гонке по карьерной лестнице. Однако стремятся к руководящим вершинам не все.
 
Как ни странно, но сотрудников без амбиций не так мало. Они отбрасывают манящую перспективу обзавестись собственным кабинетом, секретарем, машиной представительского класса и прочими атрибутами престижной должности. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», — любил говаривать Александр Васильевич Суворов. Однако в бизнесе это высказывание не всегда, и не для всех справедливо. Оказывается, далеко не каждый профи готов облечься в строгий костюм менеджера и погрузиться в административную рутину, что грозит перспективой утраты профессиональных навыков и не исключает вероятной несостоятельности хорошего управленца.
С другой стороны, существуют должности, получившие название «тупиковых». Они и не предполагают продвижения по службе. Например, позиции секретаря, офис-менеджера или системного администратора, в небольших компаниях — бухгалтера и менеджера по персоналу. К традиционно «тупиковым» профессиям эксперты относят вакансии вспомогательного характера: операторы ПК, курьеры, операционисты в банках, продавцы-консультанты, кассиры и проч.
И хорошо, когда сотрудник отдает себе отчет в том, что двигаться по карьерной лестнице вверх ему особо некуда. В противном случае, взаимные обиды и разочарования неизбежны.
 
В ТУПИКЕ
Нередко оказывается, что ожидания кандидата и работодателя в вопросе планирования карьеры кардинально разнятся. Например, руководителю нужен помощник, который будет безпрекословно печатать платежки и договоры и не мечтать о большем.
И хотя в большинстве компаний предусмотрена ротация сотрудников, находящихся на «тупиковых» позициях, и их последующий перевод на другие должности и направления деятельности — эти моменты лучше заранее оговаривать на собеседовании. И если возможности, предложенные компанией, не соответствуют потребностям соискателя, имеющего серьезные планы на управленческие позиции, — от такой вакансии лучше отказаться сразу. Ведь, поставивший перед собой цель поймать «журавля в небе» никогда не сможет удовлетвориться «синицей в руках».
Кстати, многие менеджеры по персоналу считают, что претенденты на вакансии должны сопоставлять свои амбиции с должностью, на которую претендуют, а также с возможностями компании содействовать продвижению своих сотрудников. И очень удивляются, когда «отсутствие карьерного роста» называют причиной увольнения.
Впрочем, есть одно исключение, при котором карьерный рост возможен и для «тупиковых» должностей. Такое случается, если сама компания растет и развивается очень бурно. Лишь в этом случае лояльность может быть вознаграждена и «просто» бухгалтер станет главным, системный администратор — IT-директором, а секретарь возглавит отдел по работе с клиентами. Впрочем, карьерные возможности сотрудников зависят и от размеров организации, и от позиции руководства, ведь иногда топ-менеджеры предпочитают американскую модель управления, предполагающую не продвижение «своих», а приглашение на руководящие должности специалистов «со стороны».
Но не только отсутствие карьерного роста становится причиной хандры специалистов, застрявших в «тупике». Функциональные обязанности этих сотрудников почти не меняются из года в год, а это приносит ощущение беспросветной рутины и однообразия.
 
 
Такие разные карьеры:
Автор весьма популярной за рубежом теории профессионального развития Д.Сьюпер выделяет следующие образцы карьеры:
1. Конвенциональная — в начале карьеры происходят некоторые изменения, затем наступает стабильность.
2. Стабильная — обучение, продолжающееся параллельно с работой.
3. Нестабильная — неупорядоченное чередование стабильных и нестабильных периодов. 4. Со сложными изменениями — частые смены профессии и рабочих мест при минимальных периодах стабильности.
5. Трехфазовая — после профессионального образования или профессиональной деятельности ведение домашнего хозяйства и вновь возвращение в профессию.
6. Двойная — параллельное участие в профессиональной деятельности, домашней или общественной работе.
 
 
НЕОБЫЧНАЯ КАРЬЕРА
Однако выход из должностного «тупика» некоторые сотрудники видят в построении профессиональной карьеры без карьерного роста, поэтому переходят в другие компании, где зарплаты выше, а функциональные обязанности либо разнообразнее, либо отличаются от предыдущих. Так, например, зарплата бухгалтера в небольшой отечественной компании и крупной мультинациональной корпорации может отличаться в пять-шесть раз. А тем, кто высокой зарплате предпочитает более широкое поле деятельности, всегда рады в небольших компаниях, где функциональные обязанности каждого сотрудника многообразнее и не всегда взаимозаменяемы.
Ведь, несмотря на упорно навязываемое суждение о необходимости продвижения по службе, многие специалисты отдают себе отчет, что им это ни к чему. Уверенный в себе, признанный, состоявшийся профессионал ценится на рынке труда больше, чем малограмотный менеджер, не обладающий никакими другими талантами, кроме непомерных амбиций.
Справедливости ради следует отметить, что с появлением дефицита высококлассных специалистов «спасение утопающих» в некоторых компаниях перестало быть личным делом каждого отдельно взятого работника. И вслед за западными компаниями проблема «тупиковых должностей» стала решаться на стратегическом уровне: разрабатываются схемы мотивации и поддержки уровня лояльности сотрудников, внедряются программы обучения и профессионального развития. А в наиболее «продвинутых» предприятиях, даже приживается практика повышения оплаты по мере роста профессионализма, что особенно актуально для компаний, работающих в сфере высоких технологий, где квалификация персонала имеет решающее значения для развития бизнеса. Именно в таких организациях профессиональный рост ценится выше карьерного, а «простой» инженер, кроме зарплаты, получает различные бонусы и пользуется льготами наравне с топ-менеджерами.
 
НИ ВВЕРХ, НИ ВНИЗ
Однако находятся и те, кто ни за что не променяет свою более или менее спокойную жизнь на такую заманчивую, но сложную судьбу карьериста.
Обычно к этой категории относят несколько типов специалистов. Первые настолько самодостаточны и уверены в себе, что не нуждаются в самоутверждении за счет таких «статусных» вещей, как кожаное кресло и наличие подчиненных.
В большинстве случаев это крепкие профессионалы, которые любят свою работу и чувствуют свою значимость, когда выполняют ее хорошо.
Вторые рассматривают работу исключительно, как возможность получать средства к существованию, но живут в «параллельном мире», имея совсем другие интересы, хобби и ценности. Порой даже ищут возможность работать неполный день, чтобы, кроме гарантированного «куска хлеба», иметь и свободное время.
Анатолий Зюбин
— У нас есть сотрудники, для которых работа  — не в приоритетах. Например, наш системный администратор — мастер спорта по прыжкам с парашютом и работает неполную неделю. Еще одна сотрудница — волонтер, поэтому частенько ездит по детским домам вместе со своими соратниками из благотворительной организации, — рассказывает Анатолий Иванович Зюбин, региональный представитель компании «Hoche Ingenieurekonstruktionen» в странах СНГ.
К третьей категории сотрудников можно отнести тех, кто достижениями в профессиональной сфере компенсирует неудачи в личной жизни и общее недовольство собой. Самооценку, характерную для такого типа сотрудников, принято называть парциальной или частичной. Эти специалисты, действительно, способны добиваться многого, особенно в своей узкой сфере деятельности. Большинство великих открытий и знаменитых произведений созданы талантливыми людьми подобного склада. Однако такие сотрудники не стремятся выйти за пределы области, где чувствуют свою значимость и компетентность, ограничивая свои амбиции должностями руководителей отделов или рабочих групп.
Но в любом случае, всякая точка зрения относительно выбора своего «большого пути» имеет право на существование. А главное в этом процессе — правильно сформулировать цели и задачи в области планирования или сознательного отказа от карьеры и суметь использовать собственные внутренние ресурсы для реализации этих планов.
 
СОВЕТЫ «НЕКАРЬЕРИСТАМ»
Что можно посоветовать тем, кто чувствует, что погряз в однообразной, рутинной работе, но не перестал мечтать о профессиональной самореализации:
  • Осваивать новые виды деятельности в рамках своей профессии, расширять общую эрудицию и пробовать себя в смежных специальностях.
  • Иногда перейти на более высокую профессиональную ступень можно, освоив иностранный язык или овладев каким-либо дополнительным навыком. Определить, что требуется, чтобы стать более востребованным специалистом, можно, проанализировав вакансии, размещенные на «работных» сайтах.
  • Второе образование, посещение курсов и семинаров позволит чувствовать себя «в тонусе». Хорошим способом получать дополнительно моральное удовлетворение и материальное вознаграждение является и работа экспертом, консультантом.
  • Общение в профессиональной среде очень важно, даже если текущее количество дел не дает такой возможности. Однако выкроить минутку и поинтересоваться, что делается на профессиональном форуме или пообщаться с более опытным коллегой, всегда можно.
  • Суперпрофессионалам порой тоже бывает полезно выйти «в люди». Содержательное общение дает пищу для ума, наталкивает на новые интересные идеи.
  • Для тех, кто мечтает стать профи, нужно взять за правило читать хотя бы одно-два специальных периодических издания. Даже если нынешняя работа давно стала рутинной и однообразной, на любой должности и в любой профессии есть место творчеству.
 
Наталья НАУМЕНКО











© 2002-2018 "Пропоную роботу"   
<