pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Резюме

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

Чтобы вакансия "работала"

 Хотите опубликовать вакансию и ожидаете от этой публикации максимального эффекта? Тогда вам могут помочь, эти простые рекомендации

• докладніше

Змініть це негайно!

Звичайно, набагато краще вирішити усі такі питання «на місці» та повернути ситуацію у свою сторону

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

На ковре


На ковре
На ковре
 
Хочешь избежать критики - ничего не делай, ничего не говори и будь никем.
Элберт Грин Хаббард, английский литератор
 
Редким счастливчикам не приходилось оказываться под холодным душем уничижительной начальственной критики. И никакие рациональные доводы в защиту обидчика — «сложный» характер, проблемы с налоговой, или «проваленный» тендер — не могут быть оправданием для моральных (и нередко материальных) потерь у подчиненного.
 
По «внутренней» рекрутерской статистике, 70% работников увольняются по причине «не сложившихся» отношений с руководством или коллегами. Хотя на собеседовании на вопрос: «Почему вы решили сменить место работы», — почти каждый соискатель отвечает, что ему не хватало возможностей для развития или карьерного роста. При более глубоком рассмотрении почти всегда «фактор несовместимости» с начальством играет ведущую роль. Проблема «тлеющих» конфликтов в той или иной степени портит жизнь обеим сторонам. Вот только у «нападающего» существенное преимущество — возможность контролировать ситуацию, и нередко… «бразды правления».
Как правило, в основе всех конфликтов лежит противоречие интересов. Став «помехой» на пути к достижению общих или, чаще всего, личных целей можно вольно или невольно превратиться в объект агрессии. К примеру, невольно задевая самолюбие руководителя или, занимая место, предназначавшееся для «своего», или просто по причине природной «жесткости» шефа, привыкшего повышать самооценку, манипулируя подчиненными.
Нередко придирки начальства могут обосновываться совершенно «иррациональными» причинами, например, личной неприязнью, испытываемой начальником к подчиненному (вдруг вы похожи на его детсадовского обидчика или сбежавшую невесту?) Чаще всего такая «иррациональная несовместимость» выражается в придирках и нескрываемой недоброжелательности, которую начальник обычно преподносит под видом «конструктивной» критики.
«Однажды после бурного и неприятного разговора с шефом я заболела. К ночи поднялась температура, началась рвота. Сначала я не придала этому значения, но когда история повторилась во второй, и в третий раз, пришлось призадуматься. Наверное, мой организм просигнализировал, сколь болезненным может быть «попадание» под поток негативных эмоций. Причем, и я, и мой начальник осознавали, что непростая ситуация на фирме сложилась не по моей вине, и существуют объективные причины, мешающие «все исправить». Понимая, что дальше так продолжаться не может, я подала заявление по собственному желанию», — рассказывает Зоя Александрова, бывший главный бухгалтер одной из крупных строительных компаний.
И действительно, на угнетающие события, которые мы стараемся «загладить», и переживания, которые не «хочет» понимать и принимать рассудок, организм может отреагировать болезнью. Как бы пытаясь сказать: «Эй, хозяин, посмотри, как мне от этого плохо, сделай же, наконец, что-нибудь!»
Однако бывают обстоятельства, когда увольнение нежелательно или просто невозможно. Чтобы проблемы со здоровьем не стали «наградой» за терпение, нужно научиться адекватно реагировать на «производственные кризисы», а главное — осознавать причины и прогнозировать последствия.
 
Советы психолога:
Как совладать с собой:
Несмотря на банальность, традиционный «классический совет» психологов — «Если не можешь изменить ситуацию, постарайся изменить свое отношение к ней», — вполне применим и к конфликтным ситуациям. Достаточно использовать лишь несколько простых, но действенных приемов:
«Карикатура»
Злого, рассерженного начальника можно представить в смешной бытовой ситуации: как, он, например, клянчит у жены десятку «на пиво» или бегает с сачком за бабочками.
Пока гроза не утихнет и шеф не «выговорится» можно дать волю фантазии. Главное — не рассмеяться.
«Наблюдатель»
Происходящее следует представить как бы со стороны. Это похоже на кино, и помогает абстрагироваться от неприятностей, не теряя при этом связи с реальностью. Кстати, именно таким способом космонавтов учат справляться с волнением в экстремальных ситуациях.
«Кокон»
Можно представить себя в невидимом комфортном и безопасном коконе. Негативные эмоции, направленные в вашу сторону, как волны, ударяясь о стенки кокона, падая, откатываются назад.
«Рисунок эмоций»
Выразить накопившиеся отрицательные эмоции после неприятной ситуации можно вполне простым способом, нарисовав свои чувства на бумаге. Не стоит стремиться создать художественное произведение в стиле Мунка, достаточно вволю почеркать листик. А в конце «терапевтического сеанса», порвав или смяв его, выбросить, представляя, что раздражение, обида и тревога отправляются вслед за ним.
 
ИГРА В «ПРИДИРАЛКИ»
Если вместо утреннего приветствия шеф сообщает, что вы лентяй и бездарь, это может означать что: во-первых, так оно и есть, во-вторых,— дело вовсе не в вас.
Ведь подобные критические замечания, не подкрепленные фактами, скорее всего, отражают желание добиться целей за счет другого.
Согласно Толковому словарю русского языка под ред. Ожегова, «Критика — это
1. Обсуждение, разбор чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки.
2. Отрицательное суждение, указание на недостатки (разг.).
3. Разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений.
Очевидно, что ничего общего с оскорблениями это понятие не имеет.
Как бы ни было неприятно это осознавать, моббинг (от англ. mobbing — притеснять, грубить, нападать) может быть обусловлен желанием вас уволить.
Как распознать, что дело обстоит именно так?
Дина Самохина
Дина Самохина, специалист по подбору персонала компании WST-Consalting перечисляет признаки, подтверждающие, что пора «собирать вещи»: «Если:
ваша работа оценивается отрицательно,
вас лишают премии и требуют постоянных отчетов о мелких расходах,
если перестают приглашать на совещания и переговоры, и дают практически невыполнимые задания, — все это может свидетельствовать о том, что от вас ждут заявления об увольнении по собственному желанию».
«К сожалению, многие руководители предпочитают «выживать» неугодных, вместо того, чтобы честно и открыто обсудить, по каким причинам компания перестала нуждаться в услугах специалиста», — комментирует Дина.
Но если увольнять никто никого не собирается, а критика продолжает звучать из уст руководителя? Как реагировать на это? Попробуем поразмышлять…
 
ПО-ДЕЛОВОМУ
Разумеется, наша негативная реакция на критику вызвана тем, что этот процесс всегда затрагивает самую «драгоценную» часть нашего «Я» — самооценку. Но нередко критика бывает справедливой. А вот найти смелость и признаться в этом... На это способны лишь привыкшие быть честными перед самими собой. Деловой подход требует беспристрастия, хладнокровия и рационализма (помните Штирлица?). Потому что работать предстоит в тылу врага — своих собственных болезненных защитных реакций и уязвленного самолюбия.
В первую очередь нужно убедить себя, что прозвучавшая критика — всего лишь информация, и анализировать ее следует привычным способом. Итак:
С чем следует согласиться?
Что не соответствует действительности?
Какие внешние обстоятельства, и в какой степени повлияли на возникновение проблемы?
Спокойно поразмышляв, можно прийти к выводу, что критика безосновательна.
Если же вы уверены, что придирки не связаны с качеством вашей работы или соблюдением правил внутреннего распорядка, можно вежливо предложить начальнику «огласить» весь список замечаний: уверенность в себе и невозмутимость, как правило, отрезвляют критикующего, как холодный душ.
Заметьте, более сдержанные и спокойные всегда выигрывают в споре. Например, в теледебатах двух политиков «кипятящаяся» сторона, как правило, оказывается в проигрыше, даже если приводимые аргументы логичнее и обоснованнее.
Но от ошибок никто не застрахован, и «сохранить лицо» в сложной ситуации — задача непростая. Наши обычные и естественные реакции на обидное замечание чаще всего предполагают два противоположных типа поведения.
 
Не все так плохо
Оказывается, любой конфликт имеет позитивные стороны:
— разряжается напряженность между конфликтующими сторонами
— сплачивается сообщество в противоборстве с внешним врагом
— стимулируются изменения и развитие
— снимается синдром покорности у подчиненных
— поступает новая информация и диагностируются возможности оппонентов.
 
ЛИНИЯ ОБОРОНЫ
«Собачники» со стажем знают: в зависимости от характера, реакция хвостатого любимца на попытку отобрать косточку может пассивной или агрессивной. Подобное поведение свойственно и людям. В первом случае, мы, трусливо поджав хвост и пряча глаза, несмело пытаемся оправдаться, во втором, ощерившись, бросаемся в контратаку.
Но тот и другой способ — неэффективны.
В первом, оправдываясь, мы занимаем заведомо проигрышную позицию униженного (тем более, что в наших оправданиях никто не нуждается, и слушать их не желает).
Во втором — «ответный удар» провоцирует конфликт и грозит окончательно испорченными взаимоотношениями.
Именно поэтому лучше третий вариант. Так советует вести себя и социальный психолог Тамара Отаманчик: «Если начальник прибегает к оскорблениям («бестолочь», «вы говорите глупости» и т.п.) — лучшее, что можно сделать, спокойно начать задавать вопросы. Причем, до тех пор, пока эмоции не улягутся, и он сможет выразить свои претензии обоснованно и понятно. Например: «Что вы хотите этим сказать? Или «Чем именно вы недовольны?» Этот прием называется конкретизацией и помогает обеим сторонам достойно выйти из конфликта. Шеф успокоится и наконец-то сообщит, чем недоволен, а подчиненный, не теряя собственного достоинства, сможет исправить ошибку, либо доказать свою правоту».
Но главное — «вывести» разговор в конструктивное русло. «Хитом» может стать вопрос, заставляющий любого здравомыслящего человека, забыв об эмоциях, «включить» мозги: «Что вы посоветуете мне сделать в этой ситуации?»
И наконец, последняя «запоминающаяся» фраза: «Немедленно отправляюсь выяснять все обстоятельства» или «К концу рабочего дня — результаты будут у вас».
 
Наталья НАУМЕНКО











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні
ArendaZala.com.ua - Конференц зали Personal.ua - Пропоную Роботу Training.ua - Тренінги в Україні
Srochno.ua - Терміново Потрібні Uajobs.com.ua - Пошук Роботи Jobsite.com.ua - Знайти Роботу
© 2002-2019 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту