АНКЕТЫ ДЛЯ ПОБЕДЫ
Куда бы вы ни обратились при поиске работы: в агентство по подбору персонала в киеве или непосредственно в фирму, без заполнения анкеты вам не обойтись. Как правило, эта формальность предшествует собеседованию и предлагается вовсе не из повышенной вредности — именно по впечатлению от анкеты иногда будет решаться вопрос о том, стоит ли иметь с вами дело дальше...
Первая реакция соискателя чаще всего однозначна: «зачем она нужна, если есть резюме?». Объясняется все довольно просто — чаще всего резюме составляют в произвольной (читай — какой угодно) форме и может не содержать информации, необходимой нанимателю. Анкета давно стала одним из основных документов личного дела, однако унифицированной формы пока не существует.
Традиционно используют либо стандартную, еще в советского времени и претерпевшую незначительные изменения форму анкеты, либо «фирменную» — индивидуальное творчество кадровика, учитывающую требования конкретной организации.
В зависимости от того, какому подразделению необходима дополнительная информация (отделу кадров, службе безопасности и др.), «задавать тон» будут специалисты структурных подразделений (менеджер по персоналу, начальник службы безопасности и др.). Бояться процедуры не стоит, но и недооценивать ее тоже не нужно: профессионально составленная анкета может выявить как скрытые дарования соискателя, так и серьезные недостатки. Сделаем оговорку, среди документов, необходимых при поступлении на работу, анкета не значится, поэтому работодатель не вправе требовать ее заполнения. Но отказываться не спешите: это своего рода ваше «первое знакомство» с предприятием, откуда можно почерпнуть массу полезной информации о корпоративной культуре, требованиях и специфике работы организации. Например, вам предложили многостраничную подробную анкету, содержащую массу вопросов о вас и ваших родственниках (наподобие тех, которые заполнялись при выезде за границу во времена «холодной войны»). Специалисты советуют задуматься: а готовы ли вы работать в компании, где существуют слишком жесткие правила отбора и принята подобная система оценки сотрудников. Конечно, нужно оценивать уровень позиции, на которую претендуете, например, для должности коммерческого директора развернутая анкета вполне оправдана, а вот для невысокой позиции — вряд ли. Поэтому более вероятно, что и в дальнейшем вы будете сталкиваться с прессингом и вмешательством в личную жизнь. Но если вы решили заполнять такую анкету, пишите исключительно правду — в таких структурах все и всё тщательно проверяется.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — НЕЗАВИДНОЕ
Эта графа содержится во всех анкетах, однако, вопрос о вашем семейном положении — не простая формальность. В некоторых случаях семья или ее отсутствие могут послужить причиной отказа при трудоустройстве. Выявить предпочтения работодателей не представляется возможным, потому, что для одних специальностей лучше быть примерным семьянином, а для других напротив, не связанным семейными узами. «Семейный статус нежелателен для тех вакансий, которые предполагают частые командировки и ненормированный рабочий день, — комментирует Олеся Черныш, менеджер по персоналу ЗАО «Торговый дом». — Считается, что среди семейных сотрудников гораздо меньше трудоголиков (так почитаемых работодателями), ибо человек спешит домой по вечерам и все свободное время отдает семье». Правда, с этим можно поспорить — ведь у неженатого может быть объект ухаживаний, что, как известно, отнимает не меньше времени, чем заботы о семье. Но, несмотря на это, работодатели считают холостяков более перспективными: они могут задерживаться на работе, их проще отправить на обучение, они с удовольствием участвуют в корпоративных мероприятиях. Маленькая оговорка: речь о мужчинах, поскольку к незамужним женщинам отношение иное. Молодым представительницам прекрасной половины человечества предписывается следующая схема: свидания, декретный отпуск, больничные по уходу за ребенком. Если женщине чуть-чуть ЗА, и у нее нет семьи, это вызывает у работодателя, как минимум, мысли о ее скверном характере. Если вы состоите в «гражданском браке», сообщать об этом работодателю не стоит. Дело, отнюдь, не в предрассудках, просто на подсознательном уровне семейный человек ассоциируется с надежностью, а если он по каким-то причинам не хочет юридически оформлять отношения, возможны проблемы и с его стабильностью в работе. Каким бы статусом вы не обладали, несомненно одно — скрывать его не стоит, все равно все станет известно. Вопрос лишь в том, как вы сумеете расставить приоритеты. Никто не спорит: семья — основная ценность, но только не для работодателя, для него важнее всего — работа.
УВЛЕЧЕНИЯ
Еще один из самых распространенных пунктов касается увлечений. «Несмотря на очевидность того, что ваши занятия в свободное от профессиональной деятельности время это только ваше личное дело, все же укажите свои хобби, если они у вас есть, — советует Алла Рывчакова, начальник отдела кадров ЧП «Мисс». — Этим вы сделаете вашу анкету более «человечной»». Кадровики считают, что хобби несет важную информацию о человеке как о личности в целом и позволяет прогнозировать его поведение в коллективе, тактику принятия решений, стиль общения, темперамент и характер.
Инфовставка с привязкой к тексту:
СПРАВКА:
Соискатели, предпочитающие экстремальные виды спорта, как правило, не боятся трудностей, любят новизну, упорно идут к достижению цели и часто являются лидерами. Поклонники подвижных видов спорта — активны, легки на подъем и умеют добиваться намеченных целей. Кандидаты, предпочитающие прогулки на природе и чтение на ночь, — хорошие исполнители, уравновешенные, надежные, их в первую очередь интересует стабильность и, как правило, они подолгу не меняют работу.
Указание сферы ваших интересов может принести немалую пользу, но предварительно следует узнать, чем увлекаются люди, принимающие решение о вашем трудоустройстве и приняты ли «корпоративные» хобби. Например, если в компании существует своя футбольная команда, а вы указали, что активно увлекаетесь именно этим видом спорта, то наверняка вас пригласят на собеседование одним из первых. Но если корпоративные увлечения принципиально расходятся с вашими личными, возможно, влиться в новый коллектив будет непросто. В ситуациях, когда работодателю необходимо выбрать из сотни однотипных анкет не более 5-7 для собеседования, как правило, выбирают наиболее запомнившуюся.
Один из способов выделиться — указать увлечение не из стандартного списка (литература, музыка, спорт). Но, учтите, писать нужно исключительно правду. Потому, что если вы придумали себе экзотическое хобби, вас непременно расспросят о нем на собеседовании. И что может получиться? Пригласили на встречу заядлого серфингиста-дайвингиста, который не может отличить первое от второго. Если вы слукавите в одной строчке анкеты, это поставит под сомнение правдивость всей изложенной информации. Постарайтесь, чтобы ваша анкета не попала в коллекцию юмора наряду с шедеврами типа: «интересы — дети (своих не имею)» или «хобби — бильярд и девушки», поэтому всегда думайте, какими глазами на это посмотрит ваш потенциальный работодатель.
СПРАВКА
Слово анкета образовано от французского еnquete — расследование: опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.
КРАТКИЙ ИНСТРУКТАЖ
• Для начала, попросите два экземпляра анкеты (один, возможно, вам понадобится как черновичок): возможные исправления могут свидетельствовать о вашей невнимательности и неаккуратности, а для претендентов на должность, предполагающую работу с документацией, такую небрежность могут расценить как профессиональный «прокол».
• Прежде чем заполнять графы, прикиньте, достаточно ли места в строке для вашего ответа. При необходимости, сократите мысль.
• Не комментируйте содержание анкеты, логику и построение отдельных вопросов, а также встречающиеся ошибки.
• Если отдельные позиции анкеты кажутся непонятными, не торопитесь сразу задавать вопросы. Дочитайте текст до конца, чтобы выяснить все сразу.
• Не оставляйте пробелов в анкете — кадровики не любят игнорирования вопросов. Если запрашиваемая информация не имеет к вам отношения, пишите «не имеется» или «нет необходимости». Этим вы даете понять, что ничего не пропустили.
• Если есть возможность, постарайтесь заполнить анкету дома — у вас будет время продумать, как подчеркнуть свои сильные стороны.
• Не употребляйте одни и те же слова слишком часто, это вызовет подозрения в скудости словарного запаса. Но и не стоит демонстрировать витиеватый слог, это отвлекает от главного — вашей квалификации.
• Употребляйте активные формы глаголов, они лучше всего говорят о достижениях. Например: улучшил, модернизировал, оптимизировал, усовершенствовал, спланировал, управлял, интегрировал, провел, исследовал, внедрил, достиг, координировал и т.п.
• Предпочитайте действительный залог — страдательному. Для сравнения: «анализировал данные» звучит лучше, чем «данные подвергались анализу».
• Меньше аббревиатур и сокращений — они не универсальны и не общеприняты. Не пишите «И-нет», не каждый поймет, что речь об Интернете. То же и с профессиональной терминологией.
• Не стоит каждое предложение начинать с местоимения «я», и так понятно, что речь только о вас.
И главное, не забывайте, анкета — документ серьезный. Во многих организациях ведутся личные дела, куда подшивается и анкета. Срок хранения личных дел — 75 лет, после чего они передаются в архив. Таким образом, сведения о вас могут стать достоянием истории. |