«Открываются двери вуза — студенты заходят первыми, закрываются — выходят последними...»
Настоящего успеха достигают только так
Кому как ни педагогу знать об особенностях и перспективах театрального образования. Рассказывает Людмила ПРИХОДЬКО, преподаватель КНУКиИ, доцент, одна из инициаторов и основателей журнала «Театр».
|
Несмотря на все трудности, искусство нужно обществу, уверена Людмила Алексеевна | |
Спрос и популярность
Актерская профессия всегда пользовалась колоссальным спросом у абитуриентов. Людей привлекает внешний антураж и респектабельность данной профессии, скрывающие, порой, огромный труд и самоотдачу. Хотя в последние годы конкурсы в театральные вузы стали намного меньше: по-настоящему талантливые и внешне красивые люди избирают вовсе не актерские профессии. И если раньше для амплуа актера на сцене (социальный герой, герой-любовник) предъявляли высокие требования, как-то — рост, внешняя красота, ныне педагоги одного из театральных вузов шутят: «Вижу, с утра в институт идут кривые, глухие, горбатые, значит, идут на актеров...» Нельзя не сказать и о низкой культуре абитуриентов. Будущие студенты театральных отделений практически перестали читать классическую литературу. Случается, выучат монолог из пьесы, а о чем сама пьеса даже не догадываются…
Одна из примет времени: большим спросом пользуются экономические театральные профессии, появившиеся совсем недавно: директора, администраторы, арт-менеджеры. Потребность в этих специалистах сегодня велика, ведь многие театры, в первую очередь, государственные областные или частные новаторские не имеют или лишены дотаций. Для успешного ведения бизнеса в свете сегодняшних реалий нужен новый взгляд и новые способы ведения дела.
Личные качества
Во-первых, — знание и соблюдение этичных норм, сформулированных еще Станиславским, а, во-вторых, важно обладать «геном одержимости театром». По моему мнению, настоящего успеха достигают только такие студенты. Открываются двери вуза — они заходят первыми, закрываются — выходят последними.
Должна быть эрудиция, глубокие знания. Ныне же величайшим злом является приблизительность. Приблизительно любить, приблизительно работать, приблизительно чувствовать — этот оттенок очень свойственен сегодняшнему поколению. От него надо избавляться и это касается не только театральных профессий.
Можно ли купить квартиру на деньги, заработанные в театре?
В больших городах актеру легче. Здесь есть киностудии, телестудии, радио и к работе в театре всегда можно «пристегнуть» еще какие-то дополнительные заработки. Актерский труд никогда в нашей стране высоко не оплачивался. Ни во времена Советского Союза, ни, тем более, после перестройки. Относительно квартиры за деньги, заработанные в театре… К сожалению, нет. Но при театрах есть общежития, и многие молодые специалисты живут там. Но они так жаждут выйти на сцену, начать свою творческую жизнь, что сознательно идут на жертвы, не обращая на быт особого внимания.
…Работники одного из областных театров, чтобы выжить в нынешних условиях, стали производить гробы. Директор другого — держит свиноферму. Есть театры, которые «на откуп» отдают свои оркестры, играющие на свадьбах или похоронах. Есть много других способов выживания в сегодняшних условиях и все они направлены на достижение одной цели — сберечь театр.
Несмотря на все трудности, театр нужен обществу. После долгого затишья вновь отмечается повышенный зрительский интерес. Все чаще бывают театральные праздники и фестивали, аншлаги. И очень многое зависит от самих работников этой сферы — смогут ли они вычислить уровень зрительского интереса к той или иной постановке, к бенефисным спектаклям, которые, как правило, собирают огромную зрительскую аудиторию. И самое главное: театр по-прежнему привлекает своим живым общением, непосредственным контактом с актером. Как говорил Гоголь: «Сиюминутно зал может заплакать одними слезами, засмеяться одним смехом...»
|