Занятная ИДЕЕлогия
Почему одни изобретения прочно входят в нашу жизнь, принося славу и признание их создателям, а другие обречены на забвение и провал? Оказывается, дело не только в гениальности ученых и умении разбираться в сложнейших математических расчетах. Необходимо знать, как мастерски превратить даже самый безумный проект в популярный и рентабельный бренд. Но учиться искусству продвижения инноваций на рынок ничуть не легче, чем трудиться над их разработкой в научных лабораториях.
Профессия инновационного менеджера для нашей страны относительно нова. Если в западных компаниях давно осознали потребность в сотрудниках, специализация которых — выводить на рынок новые технологии, продукты и услуги, украинский бизнес в этом направлении делает только первые шаги. И причину этого нужно искать, прежде всего, в уровне развития отечественной науки, понесшей практически невосполнимые потери в годы перестроечного лихолетья, когда за океан «уплыло» 45 тысяч ученых и технических специалистов! Работать над новыми научно-техническими проектами сегодня практически некому, да и не за что из-за недостаточного государственного финансирования. А немногочисленной армии украинских ученых приходится самостоятельно заниматься коммерциализацией своих идей! Между тем, мировая практика показала, что залог удачного воплощения в жизнь любого инновационного проекта — в тесном сотрудничестве разработчика, инвестора и… менеджера. Именно управленец должен найти свободную нишу на рынке для новой идеи, отыскать средства на ее продвижение и создать позитивный имидж в глазах потенциальных потребителей. Ведь, чтобы анализировать рынки сбыта, привлекать инвесторов и заказчиков, оббивать пороги кабинетов чиновников, понадобится не только масса времени, но и специальные знания. Что предусматривает законодательная база инновационной деятельности? Как проводить мониторинг продукции конкурентов и работать с потенциальными покупателями? И главное — как превратить оригинальную идею не просто в новинку, но необходимый, доступный и качественный товар? Во всех этих нюансах нужно разбираться профессионально.
Научный эксперимент Далеко не у всех ученых получается справиться с задачей коммерциализации своих идей, поэтому многие, на первый взгляд, удачные проекты не пользуются спросом, а то и вовсе не доходят до потребителей. Несмотря на столь незавидное положение, отечественные работодатели не спешат внедрять должность инновационного менеджера в компаниях и на предприятиях. Одни продолжают по старинке считать ее излишеством, другие в целях экономии перекладывают обязанности по продвижению новинок на плечи «смежных» сотрудников (маркетологов, руководителей проектов и т. п.). Впрочем, современный бизнес с каждым днем выдвигает все более жесткие условия игры, и управленцы инновациями медленно, но уверенно завоевывают штатные позиции. Как подмечают специалисты, значительная часть работающих сегодня инновационных менеджеров — бывшие ученые, инженеры, технологи… В этом, конечно, свои плюсы. Ведь только благодаря высшему техническому образованию можно основательно разобраться в технологии изготовления новой продукции, подчеркнуть ее выигрышные черты, благодаря чему выгодно позиционировать на рынке. Например, фармацевту лучше заниматься продвижением лекарственных препаратов, инженеру-механику — «раскруткой» приборов, техники, сложных механизмов… Вместе с тем, история помнит немало случаев, когда даже именитые ученые приводили к краху, казалось бы, успешные коммерческие проекты. Поэтому нельзя забывать, что инвестиционный менеджер должен быть не только экспертом отрасли, в которой работает, но и эффективным управленцем. Обязан уметь принимать взвешенные решения, планировать работу подчиненных, оценивать риски от внедрения новшеств, знать патентное законодательство — в общем, быть всесторонне подкованным специалистом. — Бытует мнение, что основные качества для управленца инновациями — активность, харизматичность, умение генерировать новые идеи, идти напролом к достижению целей,
— комментирует координационный менеджер по управлению проектами Вячеслав Порохов. — Подмечено правильно, но не совсем точно. Личностные характеристики очень важны, однако не настолько, чтобы отодвигать на второй план профильную подготовку. Какая же профессиональная база должна быть в активе инновационного менеджера? Конечно, инженерное образование! Оно станет большим преимуществом для специалиста. Но одного диплома об окончании техвуза, увы, недостаточно. Дело в том, что отечественная высшая школа не обучает, КАК зарабатывать деньги. Да, наши институты и университеты дают глубокие знания и широкий кругозор, но не учат получать прибыль. В этом-то и кроется проблема, ведь главная задача такого управляющего как раз и состоит в «раскрутке» проекта, его позиционировании на рынке, а значит — получении материальной выгоды! К тому же под инновациями подразумеваются не только технологические новинки, в чем могут отлично проявить себя инженеры. Это могут быть и кардинально новые схемы выстраивания внешней политики компании, и неизбитые методы организации производства, и абсолютно оригинальные товары или услуги. В общем, все, что может привлечь покупателей, увеличить объемы продажи, повысить производительность труда сотрудников… Понимание таких тонких механизмов управления может быть лишь у первоклассного менеджера, руководителя с большой буквы. Уверен, инноватору ни в коем случае нельзя ограничиваться лишь базовым высшим образованием (техническим, гуманитарным, экономическим, медицинским). Придется пройти и коммерческую школу, которая научит оперировать законами рынка, а также находить тесную взаимосвязь между наукой и бизнесом.
Коммерческий расчет Интересно, что некоторые российские технические школы не только осознали растущую потребность в инновационных менеджерах, но и начали профильную подготовку дефицитных кадров. Например, в Школе менеджмента при Московском физико-техническом институте, где преподают корифеи — координаторы успешных инновационных разработок, специалисты с солидным опытом работы. Причем, наряду с практическими бизнес-навыками уделяется внимание и высокому уровню технических знаний. Интересно, что именно этот обучающий проект и стал пилотным при апробации учебных программ Минобразования по инновационному менеджменту. Впрочем, научиться управлять инновациями можно и в отечественных вузах. Скажем, на кафедре менеджмента инновационной и инвестиционной деятельности Института менеджмента и финансов при Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. В основе ее работы — целая научная школа под сложным названием «Исследование и формирование инновационно-инвестиционной политики и системы менеджмента ее реализации», которая известна в узких профессиональных кругах не только Украины, но и стран СНГ. Здесь же функционирует лаборатория экономических методов управления научно-исследовательскими разработками. Результаты проводимых в ней исследований широко применяются на практических занятиях и при подготовке методических материалов к программам некоторых курсов. А вот в «самом техническом» вузе страны НТУУ «Киевский политехнический институт» нет такой узкоспециализированной кафедры, что, впрочем, не мешает выпускать магистров инновационной деятельности. Кстати, подходящих специальностей здесь даже две: «менеджмент инновационной деятельности» и «управление инновационной деятельностью». Как заверяют на кафедре менеджмента факультета «Менеджмент и маркетинг», программа первой специальности ориентирована на бакалавров менеджмента, а вторая подойдет технарям и специалистам других направлений. Будущих магистров по менеджменту и управлению учат руководить инновационным развитием предприятия, в частности, организовывать работу по созданию и продвижению новых продуктов и услуг на рынок. Обязательно знакомят с принципами проведения маркетинговых исследований инноваций, организацией продажи и сервисного обслуживания. Конечно, важная роль отводится методологии поиска и изучения ключевых клиентов, стратегических партнеров и инвесторов, оценке коммерческого потенциала разработанных технологий. Чтобы научиться разбираться в вопросах защиты интеллектуальной собственности, студентам предстоит освоить анализ патентно-правовой информации и нюансы оформления договорных отношений. К тому же вникнуть в аспекты технологического аудита, сопровождения трансфера технологий, венчурного финансирования. Прием в магистратуру уже закончен, зато есть время (до 20 сентября) поступить «на второе высшее». За такую профильную подготовку придется выложить 7 тыс. гривен в год (срок обучения —1,5-2,5 года). Впрочем, не такая уж это и крупная сумма. Если намереваетесь освоить некоторые нюансы менеджмента инновационной деятельности за рубежом (скажем, по программе МВА), расходы будут на порядок выше. Так, в рейтинговой HAAS Business School, обучающей лидерству через инновации, преподают (в качестве приглашенных консультантов) топ-менеджеры ведущих компаний мира (Apple, Coca-Cola). Стоимость участия — от 15700 до 130 тыс. долларов. А вот программы итальянской бизнес-школы MIP Politecnico di Milano, открытой при крупнейшем техническом университете страны, ориентированы несколько на иной аспект, а именно принципы совершенствования технологий и управления инновациями. За обучение по программе MBA International Master of Business Administration, сосредоточенной на развитии новых продуктов, венчурных проектов, менеджменте премиум-продуктов, придется выложить 22 тыс. евро. Кстати, в России, можно отыскать варианты дешевле. Например, МВА «Инновационный и проектный менеджмент» по подготовке специалистов в сфере создания и выведения на рынок новых товаров и услуг, внедрения в бизнес оригинальных идей и нововведений — «всего» 10200-10800 у. е. Преподают здесь занятые в инновационном бизнесе руководители технологических, юридических, консалтинговых и лицензионных фирм (как российских, так и зарубежных). Еще одну программу МВА «Инновационный менеджмент и финансово-инвестиционная стратегия» можно пройти при Московской международной школе бизнеса «Мирбис» (10500-14000 у. е.). Если же профессиональная степень мастера бизнес-администрирования вам пока не по зубам (и не по карману), можно ограничиться более доступными краткосрочными вариантами. Интересную программу «Построение с «нуля» корпоративной системы управления инновациями в компании» сегодня предлагает фирма «Финансовый Аналитик — Сервис». Примечательность мастер-класса с точки зрения рассматриваемой темы в том, что один из его авторов и ведущих — Дмитрий Хомутский, эксперт и консультант в сфере корпоративного управления инновациями, вице-президент корпоративного клуба МВА Всероссийской академии внешней торговли «Внешторгклуб» по инновациям и образовательным программам. Слушателей научат оценивать готовность компании к инновационной деятельности, заниматься поиском новейших идей, управлять проектами, измерять их эффективность и т. п. Тренинг состоится 20-21 сентября, стоимость участия — 450 евро. Постоянно действующие программы по инновациям (правда, в основном, корпоративные) в арсенале и некоторых тренинговых центров. Например, тренинг «Инновационный поток» компании «Четвертое измерение», ориентированный на руководителей и топ-менеджеров, учит принимать эффективные управленческие решения с использованием инновационных методов.
Как видим, место для инноваций есть в каждой бизнес-структуре (и не только производственной). А это значит, что наука управления новшествами в скором времени будет востребована, как никогда. Но, чтобы достичь успеха на этом поприще, нужно вложить немало сил, времени и средств в профессиональный рост. Только так, постоянно обучаясь и не отставая от прогресса, можно стать высококлассным «инновационным» специалистом.
Изучаем инновационный менеджмент |
Кто обучает |
Чему обучает |
Координаты |
Высшее образование |
Институт менеджмента и финансов при Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко |
менеджмент инновационной деятельности |
ул. Васильковская, 90а
тел. 521-3397, 259-0115 |
Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» |
менеджмент инновационной деятельности, управление инновационной деятельностью |
просп. Победы, 37
тел. 241-7710 |
Дополнительное образование |
Компания «Финансовый Аналитик — Сервис» |
мастер-класс «Построение с «нуля» корпоративной системы управления инновациями в компании» |
тел. 284-3081, 284-3083 |
Тренинговая компания «Четвертое измерение» |
тренинги «Инновации», «Инновационный поток» |
тел. 569-8106 | |