pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Резюме

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

"Линейный" и "рывковый" тип сотрудников

 Возможно, он действительно не прокрастинирует, а всего лишь ищет свое озарение. Иногда, пользы от его бывает больше, чем от остальных привычных нам линейных работников

• докладніше

Жити та працювати без стресу

 Намагайтеся відпочивати та робіть це повноцінно. За умов гарного відпочинку, ваша робота отримує нову енергію, для того щоб її виконати добре

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

Статья доходов


Статья даходов


Статья доходов

Уровень мастерства знаменитого корреспондента «The Times» Уильяма Рассела, строки из актуальных репортажей которого неизменно становились крылатыми фразами, — предел мечтаний практически любого журналиста: статьи цитируют коллеги и читатели, гонорары исчисляются четырехзначными суммами, а редакторы ведущих изданий наперебой приглашают в штат… Думаете, для воплощения подобных грез в реальность достаточно лишь напористости и полезных связей? Отнюдь. Существует более действенный способ сделать сказку былью.

Оказывается, небезызвестный американский издатель Джозеф Пулитцер, учредитель самой престижной американской премии для работников пера, довольно долго не поддерживал идею создания специальных школ для журналистов. Опытный газетчик утверждал, что журналистика — «одна из тех вещей, которую нельзя выучить, не испытав на себе». Впрочем, это не помешало ему открыть высшую школу газетного дела при Колумбийском университете, призванную обучать основам работы в прессе. По задумке создателя, именно из этих стен и должны были «выходить» лучшие журналисты страны.
Время расставило все точки над «і». И потому сейчас, когда вновь ставится под сомнение вопрос о целесообразности профессионального образования для сотрудников средств массовой информации, подобные заявления звучат более чем безосновательно. Действительно, большинство отечественных «акул пера» не имеют дипломов об окончании профильных факультетов. Это реальность, от которой никуда не денешься. Журналистика, в отличие от математики, медицины, юриспруденции или, скажем, лингвистики, — довольно открытая наука. Статьи по узкоспециализированному направлению (строительству, экономике, технике и т. п.) требуют не только грамотно излагать мысли и анализировать информацию. Необходимо глубоко понимать тематику, быть экспертом в конкретной области знаний. Например, статьи об обустройстве помещений, архитектонике интерьеров будут лучше даваться дизайнеру-конструктору. А вот серьезные обзоры отраслей промышленности для делового издания — прерогатива обладателя диплома экономического факультета. Впрочем, это правило действенно лишь при одном условии: если компетентный в теме автор способен интересно и увлекательно подать информацию читателям. Но даже всесторонность и глубина понимания темы не может компенсировать работнику СМИ отсутствия других не менее важных познаний.

Под редакцией
Конечно, редакционная школа — газет и журналов, телеканалов и радиостанций — неотъемлемый элемент становления журналиста как профессионала. Это настоящие университеты, обучение в которых порой намного эффективнее, чем в вузовских аудиториях! Одно дело — «голая» теория, и совершенно другое — реальная практика. И научиться журналистике по «умным книжкам» (пусть даже самых именитых профессоров) — просто не возможно. Представьте, если бы в консерватории читали лекции о правилах игры на скрипке: рассказывали, как правильно держать смычок, создавать динамику звучания произведения… Вызубрите написанный конспект хоть на «отлично», но пока не начнете играть гаммы по пять-шесть часов в день, музыканта из вас не получится. Журналистика — не менее тонкий музыкальный инструмент, требующий ежедневного упорного труда. Но и нотную грамоту (читай, профильное образование) никто не отменял!
«Наша» журналистская наука еще очень молода, ей чуть больше пятнадцати. Ленинская теория прессы, идеально вписывающаяся в прокрустово ложе советского общества, канула в Лету вместе с развалом Союза. Преподаватели профильных факультетов оказались на руинах: чему учить будущих журналистов? Развитие новой теории, теперь уже украинской, журналистики легло на плечи старшего поколения университетской профессуры: основателя Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Анатолия Москаленко, нынешнего директора Владимира Ризуна, а также Валерия Иванова, Владимира Шкляра, Вячеслава Моисеева, Владимира Владимирова… Сегодня вузовские библиотеки уже укомплектованы авторскими учебниками, да и сами специалисты уверены, что отечественная журналистская школа не плетется в хвосте демократичности. Но проблемы все-таки остались, и довольно серьезные. Среди более чем трех десятков журфаков страны можно по пальцам перечесть.., преподаватели каких имеют научные степени и школу редакционной работы. Будущих «акул пера» зачастую обучают филологи, еще вчера преподававшие историю украинской литературы!

Статья доходов
— На лекциях я всегда говорю студентам: не нужно учить наизусть даты «жизни» того или иного издания, — рассказывает журналист, исследователь теории и истории журналистики Владимир Владимиров. — Важно проанализировать и понять, почему открылась газета, где и как учредители отыскали средства, чему были посвящены публикации, а главное — было ли это интересно читателям. Молодежь обязана учитывать ошибки тех, кто работал в журналистике сто, двести лет назад! Скажите, может ли даже самый лучший учитель рассказать, как стать преуспевающим журналистом?! Уверен, на обучение представителей «четвертой власти» нужно получить моральное право. Чтобы учить журналистике, ею нужно дышать: прожить жизнь с диктофоном и ручкой, побывать и в парламенте, и в полях, и на митингах, и на новостройках. Нужно быть знающим, думающим, способным принимать решения, уметь подавать информацию…
К сожалению, и преподаватели, и журналисты признают печальный факт: ни в одной стране мира обучение журналистике настолько не оторвано от практики, как у нас. Конечно, в учебных планах предусмотрена производственная практика, а в некоторых вузах действует строгое правило: не напечатал четыре материала за семестр — к сессии не допускаешься! Не секрет, что редакторы изданий без особого энтузиазма соглашаются брать «на поруки» неоперившихся специалистов. Учащиеся выкручиваются, как могут: устраиваются на мизерную часть ставки, работают внештатными авторами, размещают материалы на Интернет-порталах и даже «за спасибо» — в малотиражках. Нередко студенты и сами игнорируют практику, ограничиваясь формальной характеристикой и справкой «о работе в редакции». В издательствах с радостью идут на уступки: возиться с новичками попросту некогда. Впрочем, что уж говорить «о нас», если оформить стажировку для студента — дело довольно долгое и хлопотное даже на образцовом БиБиСи!

По высшему разряду
И все же высшее журналистское образование, несомненно, дает прочную основу для развития профессионализма будущего мастера пера. А вот сможет ли он правильно воспользоваться ею — вопрос почти риторический. Специалисты утверждают, что основное задание университета, как ни крути, — научить учиться, воспитать потребность в постоянном поиске новых знаний, показать возможные пути для дальнейшего самосовершенствования. Не потому ли в учебных планах отечественных журфаков так много, казалось бы, посторонних дисциплин? Внушительная часть времени отводится на изучение социально-экономических и гуманитарных предметов. Конечно, будущему работнику СМИ нужно в совершенстве знать родной язык, уметь излагать мысли (и не только устно). Но зачем так скрупулезно изучать зарубежную и отечественную литературу (начиная с античной и заканчивая современной), тратить уйму времени на штудирование десятков тысяч страниц художественных текстов и биографий поэтов и писателей? Несомненно, журналист должен быть эрудитом, «впитать» не один десяток книг. Непосредственное отношение к будущей профессии имеют лишь два блока предметов. В рамках теории и практики журналистики изучаются журналистская этика, менеджмент и маркетинг, литературная работа, возможные жанры, психология журналистского творчества и т. п. Набор остальных предметов зависит от специализации. В расписании будущих сотрудников печатных СМИ — издательское дело, текстология, корректура, техническое редактирование, полиграфия, дизайн. Тележурналисты знакомятся с работой в кадре, основами драматургии, режиссурой, монтажом, законами культуры речи. Радиожурналисты уделяют много внимания дикции и орфоэпическим навыкам и, кроме этого, особенностям информативной, аналитической и публицистической речи. Для журналистов-международников на первом месте — основы дипломатической службы, особенности жанров международной тематики, знание пресс-служб и информационных агентств мира. А в Институте журналистики и телеискусства Киевского международного университета можно открыть для себя экстремальную журналистику! Впрочем, в последнее время нюансам работы в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведению журналистского расследования обучают менее охотно. Говорят, экстрим — опасное дело, с ним лучше не заигрывать.

Наверстываем упущенное
Интересно, что эксперты медиа-рынка уверены: независимо от наличия заветного диплома журналист просто не имеет права останавливаться на достигнутом! Имея высшее образование и даже редакционный опыт, работник пера должен постоянно оттачивать мастерство. Благо, сегодня для этого есть немало возможностей: тренингов, семинаров, курсов, мастер-классов… На таких краткосрочных занятиях можно не только научиться базовым журналистским навыкам, но и получить более «узкую» подготовку: например, освоить нюансы работы в деловом издании или тонкости написания статей на экономическую тематику. Чтобы не ошибиться в выборе программы обучения, прежде всего постарайтесь объективно оценить свой уровень и наметить планы на ближайшее будущее. Одно дело, если вы хотите попробовать писать серьезные аналитические материалы, и совсем другое — проводить настоящие журналистские расследования.
Кстати, повышением квалификации «акул пера» сегодня занимаются не только профессиональные организации, такие как Украинская ассоциация издателей периодической прессы и Академия украинской прессы. Некоторые успешные журналисты, редакторы и издатели с солидным опытом работы в СМИ охотно делятся полезными знаниями в рамках авторских проектов. В активе бизнес-тренера и медиа-консультанта Михаила Вейсберга — программы «Профессиональная школа журналиста и редактора», «Экономическая журналистика в массовом издании», «Деловая журналистика» и др. На таких тренингах-семинарах можно почерпнуть массу полезной информации: например, узнать о тонкостях перспективного планирования в деловом издании, типовых жанрах деловой прессы, алгоритме экономического исследования. И не только освоить секреты журналистского мастерства, но и научиться применять их на практике.
Только благодаря усердной работе над собой, нежеланию (да и неумению!) останавливаться на достигнутом, постоянному повышению профессионального уровня можно добиться признания в журналистике. Конечно, выделиться среди сотен тысяч коллег (пятнадцать тысяч (!) украинских изданий) очень непросто. Но это не повод опускать руки. Помните: сначала журналист работает на свое имя, и только потом имя — на него. Дерзайте!

Изучаем журналистику
Кто обучает
Чему обучает
Где обучает
Высшее образование
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко (Институт журналистики)
периодическая пресса, международная, теле-, радио-, фотожурналистика
ул. Мельникова, 36/1
тел. 211-4401
Киевский международный университет (Институт журналистики и киноискусства)
журналистика печатных СМИ, теле- и экстремальная журналистика
ул. Верховинная, 80-Б
тел. 424-9020 (201)
Национальный университет «Киево-Могилянская академия» (Могилянская школа журналистики)
журналистика
ул. Сковороды, 2
тел. 416-45-15
Последипломное образование
Бизнес-тренер, медиа-консультант Михаил Вейсберг
профессиональная школа журналиста и редактора; экономическая журналистика в массовом издании; деловая журналистика
ул. Мельникова, 6, к.169
тел. 483-4535
Интерньюс-Украина
школа телевизионных новостей, журналистское расследование, телерепортаж
ул. Рижская, 15
тел. 458-4440, 501-9203
Академия украинской прессы
базовые журналистские техники, новости, интервью, местная журналистика, медиа и право, медиа и бизнес, экономическая журналистика
бульв. Леси Украинки, 26
тел. 234-5252
Украинская ассоциация издателей периодической прессы
школа качественной журналистики
ул. Шота Руставели, 38-Б, оф. 16
тел. 287-1551, 289-6374
Центр медиареформ
журналистское расследование
ул. Волошская, 8/5, оф. 408
тел. 463-5862

 
Юлия ДАНКОВА











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Srochno.ua - Терміново Потрібні Training.ua - Тренінги в Україні
Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні Personal.ua - Пропоную Роботу
Profi.ua - Посадові Інструкції Jobsite.com.ua - Знайти Роботу ArendaZala.com.ua - Конференц зали
© 2002-2019 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту