Из любви к искусству
Советский кинематограф внес свою лепту в формирование «коллективного образа» искусствоведа, с поразительной настойчивостью демонстрируя с киноэкрана сухонького старичка в неизменном пенсне и старомодном халате, всем своим видом олицетворяющего раритетность профессии, и как правило стоящего на страже утечки из страны произведений искусства. Возможно, ранее такие «функции» и были определяющими, но в наши дни искусствоведы и выглядят по-иному (практически ничем не отличаясь от сверстников), да и обязанности у них изменились. Выясняем насколько существенно.
Всякий раз, когда крупнейшие аукционные дома мира Sotheby’s («Сотби») и Christie’s («Кристи») выставляют на торги произведения искусства, нас завораживают цены, по которым продаются шедевры. Да и как не впасть в легкий транс, читая, что «Автопортрет» кисти Пикассо или «Цветущий сад» Моне обошлись покупателю в 5 млн. 830 тыс. долларов, за «Портрет девушки» Рембрандта выложили 10 млн. 382 тыс., а за «Ирису» Ван Гога не пожалели 53 млн. 900 тыс.? Однако еще до первого удара молоточка аукциониста немало приходится потрудиться искусствоведам, определяющим первоначальную и прогнозирующим вероятную стоимость нетленных творений. Но позвольте, что мы знаем о специалистах, обладающих правом оценивать искусство? Бытует однобокое представление об искусствоведах исключительно как о продавцах раритетов, умеющих представить любой черепок произведением искусства. Мол, для этого специалисту понадобится лишь написать о картине (скульптуре, фолианте, оружии, мебели, вазе или любом другом предмете старины) статью или монографию, получить (вероятнее всего) ученую степень, а вещь — продать «за большие тыщи». И вероятно, доля истины в таком представлении присутствует, ведь профессия может прокормить специалиста во многом благодаря коллекционерам, приобретающим шедевры из благоговейного трепета или из соображений выгоды от вложения средств в произведения искусства. Однако не будь у человечества коммерческого интереса к раритетам, шедевры не только не росли бы в цене, но и обесценивались бы как простые товары народного потребления. И возможно, не будь искусствоведов — истинных и неподкупных знатоков и ценителей искусства — сегодня «Джоконда» была бы оценена всего лишь как триста грамм красок плюс негодный холст. Однако все мы в той или иной мере можем судить о живописи, музыке, кинематографе или предметах мебели… Так нужны ли обществу искусствоведы? По-настоящему искусство может быть оценено только теми, кто проник в его тайны, постиг премудрости и может говорить на одном с ним языке — цвета, формы, звука… Да и роль искусствоведа в обществе выходит за рамки наших представлений. И сейчас вы сможете убедиться в этом.
ИСКУССТВО: МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Искусствоведа с полным правом можно назвать организатором художественной жизни любого государства. И не стоит думать, что галереи, арт-салоны и аукционы — атрибуты исключительно западной культуры. Только в Киеве насчитывается 59 художественных галерей (см. диаграмму), являющихся центром притяжения для искусствоведов. Арт-бизнес, приносящий неплохие доходы, привлекает многих, предоставляя работу по организации и раскрутке галерей, выставок, конкурсов и других мероприятий художественного мира. Не менее заманчива для искусствоведов аналитическая, экспертно-оценочная и консультационная деятельность, как в государственных органах, так и в специализированных коммерческих структурах (антикварные магазины, ломбарды, аукционы) и даже страховых компаниях, предоставляющих услуги по страхованию произведений искусства. На втором месте рейтинга по степени привлекательности — научно-исследовательская деятельность, как источник дохода или (по большей части) — «из любви к искусству». И здесь искусствоведам есть, где развернуться: они сотрудничают с историками и археологами, помогая определить возраст «ископаемых» предметов и даже восстановить ход событий минувших лет. Если удается приоткрыть завесу тайны, искусствоведы принимаются за написание монографий и статей (попутно приобретая мировую известность). Да и можно ли представить жизнь общества без искусствоведческих книг, художественных альбомов, энциклопедий и научных сборников, благодаря которым каждый желающий может ознакомиться с культурой всех времен и народов? Особая сфера деятельности искусствоведов — оценка творчества современных художников (или просто критика), за что они бывают активно нелюбимы авторами картин. Здесь задачи искусствоведов сводятся к определению роли и значения мастера во множестве проявлений стилей и направлений, «находок» и недоработок живописца. Благодаря рецензиям искусствоведов многие живописцы стали знаменитыми и «продаваемыми» (равно как и наоборот). Не обойтись без этих специалистов и музеям, хотя там их часто переименовывают в музеологов или хранителей фондов. Помимо оценки экспонатов, описания специфики и мировоззренческого духа эпохи, определения условий хранения шедевров, искусствоведам, посвятившим себя музейному делу, часто приходится выполнять еще и роль экскурсоводов, хотя это и не входит в их прямые обязанности. Итак, очевидно: «корочка» искусствоведа открывает перед ее обладателем самые широкие перспективы в областях культуры и искусства. Остается только прислушаться к своим желаниям и… требованиям работодателей.
Историческая справка: Доподлинно известно, что учение об искусстве берет свои истоки в Древней Греции: фрагменты искусствоведения содержатся в трудах Аристотеля, Платона, Поликлета (V век до н.э.). Позднее наука об искусстве получила бурное развитие в Древнем Риме стараниями Цицерона (I век до н.э.). Наиболее значимыми трактатами начала новой эры считают художественные произведения, найденные в Азии. А в Средние века теория искусства была частью теологии. В отдельную науку искусствоведение выделилось только в XVIII веке, именно в этот период появились первые профессиональные искусствоведы.
ЖИВОПИСНАЯ ПРОФЕССИЯСамо название профессии «искусствовед» (ведающий об искусстве) содержит недвусмысленное указание на то, что основным рабочим инструментом этих специалистов являются обширные знания. Иными словами, искусствоведы относятся к одной из немногих профессий, где определяющее требование — профильное образование, отсутствие которого невозможно компенсировать даже огромным опытом работы. И эти столь необходимые знания нигде, кроме вуза, вы не получите. В Киеве есть семь высших учебных заведений, предоставляющих возможность овладеть профессией (подробнее — на стр. « Навчання та професійні курси»). Классификатор профессий ДК 003:2005 предлагает несколько специализаций для искусствоведов: кино-, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и хореография.
«На самом деле, знать все о том же изобразительном искусстве невозможно, поэтому в среде искусствоведов принята узкая специализация, — комментирует искусствовед Глеб Седых. — К примеру, кто-то обладает обширными знаниями в области древнерусской культуры, кто-то углубился в изучение культуры Востока или Запада. Существует и более узкое деление на специализирующихся на китайском фарфоре, холодном оружии или живописи Гогена. Но, несмотря на допустимую узкую направленность, искусствовед должен досконально знать мировую историю искусства, ведь предмет старины, найденный под Одессой, может запросто оказаться… французским или греческим. Чтобы не допустить ошибки, нужно знать отличительные особенности культур разных стран. Еще одним важным требованием к профессионалу является умение отличить копию от подлинника. Это особенно важно для искусствоведов, занимающихся приемом от населения предметов искусства и их оценкой». Средняя зарплата, на которую может рассчитывать начинающий искусствовед в коммерческой структуре, — 2500 грн в месяц. А карьерный рост неразрывно связан с научной работой. Так, экспертами-оценщиками антиквариата (да и современного искусства) в солидных аукционных домах могут быть только мэтры — профессора искусствоведения. Если вы решите связать свою жизнь с работой в музее, то начинать придется с должности младшего научного сотрудника или экскурсовода. Да и стартовая зарплата не впечатлит (менее 1000 грн в месяц), зато взамен предоставляется возможность ежедневного изучения экспонатов и написания (на основе собственных исследований) научных трудов, которые и продвинут вас на более высокую ступень в профессиональной среде, пропорционально увеличивая и ваши гонорары. Но преодолеть этот барьер удается не всем. Что же может помешать? Попробуем разобраться.
ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ? Быть посредником между искусством и народом не так просто, как может показаться непосвященному. Начав свою карьеру с работы в музее (как это чаще всего и происходит), предстоит столкнуться с прозой искусства: и картины, и тем более скульптуры имеют вес и притом немалый. И переносить их зачастую приходится собственноручно. А вместо ожидаемой мировой славы и приглашения на должность эксперта «Сотби» — работа в тесных, пыльных и плохо проветриваемых хранилищах. Порой приходится «возиться» и с группами экскурсантов. Чтобы написать научную работу предстоит разглядеть нечто особенное в намозолившем глаза экспонате, суметь увидеть его по-новому. И тогда… годы просиживания в библиотеках, копания в архивах, переписки с коллегами, мучительных размышлений и сопоставлений фактов, дат и имен. Свершилось! Неизвестный холст (скульптура, ваза, украшение) обретает свою историю — дату создания и, возможно, авторство. Но вы все равно не «проснулись знаменитым», вас по-прежнему не узнают на улицах, а родные в ответ на все ваши восторги осаживают: «И какой от этого прок? Лучше бы в экономисты подался». Искусствоведы, занимающиеся организацией художественных выставок, поведают, что на подготовку небольшой экспозиции уходит от года до двух лет. И время это будет наполнено хлопотами по сбору стоящих внимания образчиков со всех уголков «великой и необъятной», переговорами с работниками музеев и частными коллекционерами о предоставлении экспонатов, проверкой их подлинности, оформлением бесчисленного количества документов, согласованием с Министерством культуры, обеспечением правильных условий хранения, что архиважно. К примеру, если не соблюсти температурный режим и не уследить за содержанием влаги, на реставрацию полотна ХVI века может впоследствии уйти 3-5 лет. Корифеи арт-бизнеса сетуют, что современные галереи окутаны скорее коммерческой атмосферой (забота об удачном вложении денег), чем аурой искусства. Продавцы, покупатели, бизнесмены часто проявляют полное невежество, относясь к специалисту, как к ничего не разумеющей кисейной барышне. Искусствоведам-критикам не обойтись и без конфронтации с собратом-художником, часто замечающим в оценке своего творчества только «злопыхательство» и «очернительство». Да и в обществе сложилось предубеждение, что профессия искусствоведа рутинна, далека от актуальных проблем, малооплачиваема, непрестижна и вообще — удел только убеленных сединами. Но специалисты с таким однобоким подходом не согласны. И считают, что профессия отлично подходит тем, кто беззаветно предан искусству. Большинство искусствоведов искренне влюблены в свою работу, воспринимая ее как увлекательное хобби, полное неожиданных открытий и тайн. А это уже — целое искусство!
Плюсы |
Минусы |
Профессия искусствоведа во всем мире относится к редким и элитным |
Искусствоведам-критикам не обойтись и без конфронтации с собратом-художником |
Возможность познакомиться со множеством прекрасных картин, скульптур, предметов старины |
Музейным искусствоведам часто приходится работать в тесных, пыльных и плохо проветриваемых хранилищах. Порой с группами экскурсантов. |
Сфера применения знаний очень разнообразна |
Участники арт-рынка (продавцы, покупатели, бизнесмены) часто проявляют полное невежество, относясь к искусствоведу, как к ничего не разумеющей кисейной барышне. |
Потребность в искусствоведах-оценщиках растет год от года с развитием арт-бизнеса |
На подготовку небольшой экспозиции уходит от 1 года до 2-х лет |
Творческая профессия, представляющая большие возможности для самореализации |
Большая ответственность за обеспечение правильных условий хранения экспонатов. | |