Правила хорошего опоздания
«Отчего люди не летают, как птицы?» — невольно начинаем философствовать, несясь фривольным полугалопом во время очередного опоздания. Наверняка, подобная ситуация знакома каждому: либо не успеваем в срок закончить проект, вовремя прийти на деловую встречу, собеседование или свидание, в последний миг запрыгиваем на подножку отходящего поезда, вздыхаем, глядя вслед взлетевшему, уже не нашему, самолету… Либо ожидаем… опаздывающих. И, так или иначе, теряем время, даже не подозревая, что цена непунктуальности может оказаться гораздо выше.
Нельзя сказать, что опаздывать я люблю, но… почему-то все время опаздываю. Слова «сколько можно копаться!» стали для меня почти благозвучными практически с раннего детства. Из-за систематических опозданий мой дневник, предательски захваченный школьными дежурными, проводил больше времени на столе у завуча по воспитательной работе, чем в портфеле хозяйки. Впоследствии, по той же причине на университетских экзаменах мне заведомо доставались самые непригодные для списывания места (а как же иначе, ведь все удобные парты захватывались раньше более пунктуальными одногруппниками). Приходить вовремя доводилось исключительно в те редкие моменты, когда все население страны переводило стрелки часов на час назад в связи с переходом на зимнее время, а я просто забывала это проделать. В дальнейшем систематические опоздания прочно вошли во все сферы моей жизни, и даже на поезда я садилась под аккомпанемент: «Посадка закончена. Провожающим просьба выйти из вагона!», протискиваясь с чемоданом сквозь встречный поток провожающих. Но самое гнусное крылось не столько в том, что все нужные мне учреждения перед моим приходом успевали закрыться на обед, сеансы в кинотеатрах и вечеринки начинались без меня, и даже не в том, что у друзей и знакомых, проводящих время в вынужденном ожидании, портилось настроение… Самое неприятное состояло в необходимости все время оправдываться и придумывать уважительные причины. У вас те же проблемы? Окружающие устали вас ругать, пугать и делать замечания? И, наконец, вам самим надоело упускать нечто важное в собственной жизни? Значит, пришло время разобраться в причинах постоянных опозданий.
Профнепригодная привычка В запасе у профессиональных «опоздальщиков» всегда есть несколько увлекательных историй о спасенной на пожаре старушке, отвалившемся каблуке, затопленной нерадивыми соседями квартире или похищении марсианами. И все эти безобразия имеют обыкновение происходить исключительно в начале рабочего дня. Разумеется, на пути любого могут встретиться непредвиденные обстоятельства, — некий непреодолимый барьер, вопреки нашему горячему желанию помешавший прийти на работу вовремя: к примеру, застрявший между этажами лифт или сломавшийся автомобиль. Но случается такое нечасто, гораздо реже, чем задержки, приобретающие характер хронических. Причины промедлений зачастую бывают непонятны нам самим. Психологи утверждают, что регулярные опоздания сотрудников свидетельствуют о негативном социально-психологическом климате в коллективе.
«Все часто повторяющиеся действия выдают сформировавшуюся тенденцию, — комментирует Оксана Зубко, психолог. — Страх перед гневом начальника, явное неудовольствие от встречи с коллегами, нелюбимая работа заставляют работника максимально оттягивать во времени неприятный момент прихода на службу (деловую встречу, совещание, переговоры и т.п. мероприятия). Иными словами, сотруднику просто не хочется идти туда, вот он подсознательно и затягивает сборы. Такой вариант наиболее часто встречается в компаниях, где страх является доминирующим инструментом воздействия на персонал. Возможен и другой вариант: постоянно опаздывающий пытается привлечь внимание к своей персоне и его внутреннее «Я» получает удовольствие от осознания собственной значимости. К примеру, собралась честная компания, и все с нетерпением ждут только вас одного. В этом случае глубинные причины стоит искать в низкой самооценке, зависящей от мнения социума». Но если в коллективе — «тишь да гладь», то есть, глубинных причин для хронических опозданий нет, тогда основания кроются в… обычной безалаберности сотрудника. Но и это еще не все. Опоздания могут поведать: — О неуважении к ожидающему. Царственные особы намеренно не приходили вовремя на назначенные встречи с послами некоторых государств, дабы показать, «кто в доме хозяин». Некоторые специалисты по тайм-менеджменту высказывают мнение, что привычка к опозданиям является частью славянского менталитета, которому несвойственно ценить время. Но если вы не дорожите только собственным временем, это как говорится, дело ваше, — хозяйское. Гораздо хуже, что своим опозданием даете понять, что не цените время окружающих. — О вашей инфантильности. Педантичные немцы полагают, что если партнер опаздывает или у него плохо начищена обувь, с ним нельзя иметь дело. Правы ли они? В целом да. Ведь опаздывающий всегда найдет причину для оправданий, то есть, виноват будет кто-то (или что-то), но не он сам. И напротив, ответственный человек никогда не позволит обстоятельствам брать верх, он позаботится обо всем загодя: проверит наличие всех нужных документов, заведет второй будильник, выйдет из дома на несколько минут раньше… — Неумении распоряжаться временем. Стояли полчаса на остановке в ожидании транспорта? Пробки на дорогах? Утром нужно было распечатать квартальный отчет? И еще сотни отнимающих драгоценные минуты мелочей говорят только об одном: вы неграмотно рассчитали время, забыв включить в формулу запас на форс-мажорные обстоятельства. Но бороться с задержками не так легко, как кажется. Возможно, поможет понимание того, чем грозят нам опоздания.
Цитата в тему:
Чтобы узнать цену года спроси студента, который провалился на экзамене.
Чтобы узнать цену месяца, спроси мать, родившую преждевременно.
Чтобы узнать цену недели, спроси редактора еженедельника.
Чтобы узнать цену часа, спроси влюбленного, ждущего свою возлюбленную.
Чтобы узнать цену минуты, спроси опоздавшего на поезд.
Чтобы узнать цену секунды, спроси того, кто потерял близкого в автомобильной катастрофе.
Чтобы узнать цену одной тысячной секунды, спроси серебряного медалиста Олимпийских игр.
Эдмонд Уэллс
Не опаздывай, иначе… Сведущие люди утверждают, что опоздания недопустимы: если хочешь получить работу, повышение по службе, произвести впечатление сотрудника, на которого можно положиться и как минимум не схлопотать нагоняй от начальника (а как максимум — увольнение за нарушение трудовой дисциплины). Действительно, во многих организациях существует негласное правило: если соискатель не является вовремя на собеседование, его кандидатура не рассматривается. И практически никакие оправдания не могут изменить ситуацию, потому что работодатели расценивают опоздание как проявление несерьезного отношения к компании. И впрямь, если соискатель рассматривает предстоящее собеседование как одно из самых важных событий в своей жизни, то приложит некоторые усилия, чтобы прийти вовремя: сверит часы и заведет несколько будильников, вместо спуска на вызывающем сомнения лифте пройдется по лестнице, поездке в маршрутном такси предпочтет более благонадежное метро… Не стоит забывать: помимо того, что манера систематически опаздывать не может не отразиться на построении карьеры (ни один дальновидный работодатель не доверит серьезный проект недостаточно ответственному сотруднику), во многих компаниях разработаны свои способы борьбы с опоздальщиками. Самая распространенная форма поддержания трудовой дисциплины — фиксация времени прихода в специальном журнале на ресепшен (либо электронной пропускной системой). Как правило, секретарь или администратор зорко следит, чтобы сотрудники не сокращали количество «криминальных» минут. Некоторые работодатели идут другим путем и назначают небольшие совещания за 15-20 минут до начала рабочего дня, на которых обязаны присутствовать все, таким образом обеспечивая своевременный приход сотрудников на работу. Что касается возмездия, то трудовой кодекс определяет следующие санкции: за опоздание без уважительных причин, как вид дисциплинарного нарушения, возможно только одно из двух наказаний — выговор или увольнение. Окончательный выбор за руководителем предприятия, принимающим во внимание частоту и причины опозданий, а также «ценность» сотрудника. Разумеется, за единичное опоздание вряд ли уволят, но за систематические (при условии, что сотрудник имеет хотя бы два взыскания в год) и не сумел документально подтвердить, что его задержки вызваны уважительными причинами, КЗоТ Украины позволяет работодателям избавиться от нарушителя дисциплины на вполне законных основаниях. А за прогул, под коим понимается отсутствие на рабочем месте более 3-х часов без уважительных причин, могут уволить и без предупреждения. К уважительным причинам причисляют сбои в работе общественного транспорта, неотложный визит к врачу, вызов в правоохранительные органы и в суд, пожары, стихийные бедствия и другие обстоятельства форс-мажорного характера. Что касается штрафов за опоздания, они незаконны. Но не спешите радоваться: закон не возбраняет работодателям лишать нерадивых сотрудников премии, что не менее печально. И если вас уже убедил трактат о вредоносности опозданий, перейдем к работе над ошибками.
Самые оригинальные оправдания опозданий на работу: 1. Сильный встречный ветер заставил идти под острым углом к земле. 2. Я не опоздал, а скорректировал свой сегодняшний рабочий день адекватно неадекватному вчерашнему и обратно пропорционально к нормируемому. 3. Опоздал на работу на 6 часов 17 минут: всю ночь самообразовывался и повышал уровень квалификации. Проснувшись утром, понял, что не совсем выспался и решил поспать еще. 4. Видел сон, как разорилась компания Майкрософт. Не мог не досмотреть. 5. Опоздал на полчаса, потому что до 10 часов все равно ничего делать не буду: мы всем офисом пьем чай, а в меня так много не влезает. 6. Начав чистить зубы, нечаянно выдавил весь тюбик с пастой. Пока засовывал пасту обратно, не заметил, как пролетело время. 7. Ночью в квартире была обнаружена летучая мышь, что меня очень напугало. До рассвета пришлось ждать, заперевшись в ванной, т.к. слышала, что при свете дня они ложатся спать. 8. Опоздал на работу на 4 часа 15 минут, потому что не мог проснуться и заставить себя пойти на работу. 9. Систематически опаздываю, так как считаю, что ко всему, что связано с работой, нужно подходить системно.
В поисках утраченного времени Если вы все-таки опоздали, еще есть шанс обернуть дело в свою пользу. Как говорили древние: «Если ты способен исправить последствия своей ошибки, то ты еще не ошибся». Не нужно портить доверительные отношения безграничным враньем. Начальник вряд ли поверит, что на этой неделе у вас седьмой раз подряд срывает кран с горячей водой или вас с завидным постоянством преследует старушка-маньяк с просьбой перевести ее через дорогу. Не нужно ничего придумывать! Скажите все как есть, даже если ситуация анекдотична: возможно это поможет разрядить обстановку. Опаздывая на работу, не поленитесь набрать номер секретаря или более ответственного коллеги, который в отличие от вас уже находится в офисе и корпит над проектом. Попросите их передать ваши извинения шефу и порекомендуйте, к кому можно обратиться в ваше отсутствие с возможно возникшими вопросами. Разумеется, звонок имеет смысл не тогда, когда вы уже подходите к дверям офиса, а гораздо раньше: в момент, когда убедились, что опоздание неизбежно. Как правило, ко времени вашего прибытия в офис у начальника пропадает желание устраивать нахлобучку: за вас уже извинились, вы сумели показать себя с лучшей стороны, подыскав равноценную замену. Опаздывая на деловую встречу совсем необязательно вдаваться в подробное описание причин, по которым вы задерживаетесь: долгие объяснения только «съедят» и без того потерянное время, лучше ограничиться короткой фразой: «В данный момент обстоятельства от меня не зависят». Еще одним приемлемым оправданием в условиях мегаполиса считаются пробки на дорогах. И не дав собеседнику времени на размышления, тут же попытайтесь добиться свой цели: «Если позволите, я подъеду через 15 минут или вам удобнее перенести встречу на другое время?». Если все же опоздали, на подступах к месту переговоров «на ходу» стоит достать визитки, папку с документами, блокнот с ручкой или другие мелочи, которые могут вам понадобиться, чтобы немедленно включиться в рабочий процесс. В противном случае, придя на встречу с задержкой, да еще и принявшись копаться в сумке, выуживая все необходимое, вызовете вполне понятное раздражение. Но лучше всего и вовсе победить эту напасть. Благо есть приемы, проверенные временем: • Заведите привычку вносить все встречи и дела в органайзер, и каждый час сверяться с расписанием, чтобы довести навык до автоматизма. • Для самых смелых: предупредите, чтобы в случае вашего опоздания вас не ждали. Оставшись с носом, станете избегать подобных ситуаций. • Никогда «не сжимайте» время. Если вам нужно на дорогу 30 минут, прибавьте еще 10-15 «на всякий пожарный случай». • Переведите стрелки часов на 5-10 минут вперед. И еще, постарайтесь трансформировать утренние стоны, сопровождающие пробуждение: «Опять на работу!» на установку: «Сегодня мне предстоит прекрасный рабочий день». А если не получается, то менять надо уже работу, но это совсем другая история.
|