Маркетинг возник в 1950 г. на территории США как реакция деловых людей на насыщение рынка, закономерно последовавшего за перепроизводством товаров. Предложение превысило спрос, и это вызвало затруднение со сбытом. Возникла необходимость начать борьбу за внимание покупателя, за поиски новых возможностей продвижения товаров на рынке. Другими словами, появилась потребность в «рекламе». Реклама была известна еще со времен бывшей Римской империи и Древнего Египта, но понятия «маркетинга» тогда не существовало, равно, как и не было необходимости в применении его принципов.
Принципы маркетинга можно объединить в так называемые «4С»:
- Consumer needs — нужды потребителя. Насколько удовлетворяются они предлагаемыми товарами.
- Cost — затраты (расходы). Чем согласен пожертвовать клиент, то есть, какие расходы он готов и может понести при покупке товаров.
- Convenience — удобство. Насколько доступен товар потребителю? В каких местах и в каких магазинах? Обходительны и профессиональны ли продавцы? Удобство — это часть услуги для клиента!
-
- Communication — предоставление информации, общение, связь. Каковы контакты производителя с клиентом? Откуда клиент (потребитель) может узнать о данном продукте, фирменном изделии или услуге? Как они подаются? Презентация — это ненавязчивый продавец!
Маркетинг обращается к скрытым, не стимулированным потребностям, предпочтениям и пристрастиям, преобразуя их в очевидный спрос.
Искусство заключается в нахождении запоминающегося лозунга (девиза, слогана), в грамотной формулировке предложения, в составлении привлекающих внимание и обращенных к воображению клиента текстов рекламных объявлений, а также, разумеется, в оригинальности. Целью последней, является облегчение клиенту запоминания и распознания фирмы, организации или продукта. Умение же выражается в способности оценить, какие реальные результаты приносит реклама. Ведь каждая форма рекламы связана с расходами, которые должны быть компенсированы и которые являются составной частью продажной цены товара или услуги.
Так же как невозможно вообразить, что в современном обществе можно существовать, не умея читать, так и трудно представить себе, что предприятие в условиях рыночной экономики имеет шансы выжить без применения стратегий маркетинга. Эти знания с каждым днем становятся все более необходимыми для каждого из нас, если мы хотим быть сознательными участниками современного общественно-экономического процесса.