Бажаєте реалізуватися в новій для себе професії? Технологічний SET University анонсував старт навчання з кібербезпеки, який дасть можливість опанувати цю новітню професію на рівні молодшого спеціаліста.
Працюєте на звичайній роботі, але мрієте відкрити власну справу? В такому разі зважте на поради нижче, які сміливо можна віднести до найгірших порад про бізнес, які отримували відомі підприємці.
Креативность, ранее считавшаяся профессиональной компетенцией художников, дизайнеров, рекламистов, журналистов и прочей творческой братии постепенно покидает привычные, отведенные ей рамки. И в качест-ве основного требования разворачивает победную экспансию на остальные не столь творческие профессии. Отныне это немаловажный показатель успешности менеджеров, IT-специалистов и даже продавцов-консультантов, которые теперь и в свой адрес могут услышать ставшее классикой «Только не в этой рубаш-ке!!!». Фразу, ставшую синонимом отказа в приеме, можно и избежать Для этого достаточно принять во вни-мание некоторых простых истин.
Меланхолично посматривая на жутко дорогущие тряпки, развешанные на витринах не менее дорогого бутика, взгляд споткнулся о манекен чудаковатой наружности. Сине-зеленые щедро налакированные волосы придавали бедняге сходство с хипующим ежиком, брови «украшал» немыслимый пирсинг, а шею — шарф в несколько слоев, конец ко-торого волочился по полу, огибая ноги в джинсах с громадными прорехами. Залюбовавшись на чудо манекенной про-мышленности, я и не заметила, как оно заулыбалось и устремилось ко мне с устрашающей скоростью. Отступать было некуда: позади очередная витрина стоимостью в мою зарплату за ближайшие 300 лет. «Это конец», — подумала я, зажмурившись в надежде, что видение растворится, и на всякий случай мысленно завещала закадычной подруге На-ташке свою косметику и любимого кота Кузю… На землю вернул меня подозрительно знакомый голос. «Петренко??? Ромка???» — с трудом переведя дыхание, узнала я давнего знакомого. «Почти, — улыбнулся приятель, — только те-перь меня зовут Даниэль». Просканировав отразившуюся на моем лице растерянность, товарищ пояснил: «Понима-ешь, раньше, когда я ходил на встречи с заказчиками в консервативном костюме с галстуком, энтузиазм клиентов уга-сал еще до того, как я успевал открыть ноутбук и показать портфолио. И так продолжалось, пока один сердобольный заказчик не сказал, что не больно-то я смахиваю на творческую личность. Теперь все иначе, что ни говори, а креатив-ный образ — великая сила, без него, как без воды, в смысле и «ни туды и ни в обратном направлении». Порадовав-шись за приятеля, профессиональная жизнь которого повернула в качественно новое русло, я накрепко задумалась. И правда, часто бывает, что вы прекрасно справляетесь со своими обязанностями, выполняя работу на 5 +, но… вас просто не замечают на фоне офисных обоев. Десять к одному, что дело в вашем имидже: в глазах начальства вы вы-глядите не креативно. Проблема легко разрешима, тем более что рецептами я запаслась и готова поделиться.
«НЕПРАВИЛЬНЫЙ БУТЕРБРОД»
Год от года работодатели становятся переборчивее: им уже недостаточно диплома «с отличием» престижного вуза и солидного послужного списка. А как у вас с личным: вы легко обучаемы? Стрессоустойчивы? Умеете работать в ко-манде? Лояльны? Самостоятельны? Коммуникабельны? Целеустремленны?.. Позвольте, любезный, а как у вас с креа-тивностью??? «Креатив» хотят работодатели, заказчики, начальники… Зачем им это нужно? Капризы? Давайте разбе-ремся.
«Возрастающая во всех отраслях конкуренция толкает работодателей подбирать персонал (а для не ищущих легких путей — взращивать своих сотрудников) с теми качествами, которые позволят компании опережать конкурен-тов, — комментирует Мыкола Хруцкий, арт-директор компании «Робота Плюс». — Креативность же по умолча-нию подразумевает способность создавать инновационные продукты и услуги, что порой является едва ли не единст-венным преимуществом в борьбе за потребителя. Многие работодатели поощряют сотрудников, выглядящих креатив-но, ведь это визитная карточка компании. К примеру, парикмахер, модельер, дизайнер, художник, визажист или сти-лист, который выглядит «как все», вряд ли сможет привлечь требовательных клиентов: раз он внешне посредственен, значит и работу сделает скучно и без изюминки».
«Но обязательно ли креативность должна выражаться во внешно-сти? — спросит проницательный читатель. — Не правильнее ли оценивать специалиста по трудам его?» Не все так просто: творчество, проявленное в оформлении своего внешнего облика, без слов сообщает окружающим о неорди-нарности личности, ее желании, а главное — способности выделиться, поэтому, если соискатель выглядит креативно, это повышает оценки его творческого потенциала. Помимо того, что внешне креативные привлекают к себе всеобщее внимание: производят впечатление свободных от стереотипов и уверенных в себе личностей. Ведь чтобы выделяться нужна еще и недюжинная смелость. Сомневающиеся, попробуйте выкрасить волосы в синий цвет и хотя бы раз про-ехаться в метро, и вы это тут же оцените. Но перебарщивать с эпатажем также опасно, можно и отпугнуть: в природе чересчур пеструю окраску имеют, как правило, ядовитые представители флоры и фауны, общения с которыми, вне сомнения, следует избегать. И «царь природы» безусловно, это помнит. Хотя бы на уровне подсознательного. Поэто-му оптимально, если креативный внешний вид не выходит за пределы норм эстетики и даже изысканности, и главное — уместен. Представьте, что на собеседование в адвокатскую контору а ля «Рабинович и сын» или именитый банк заходит некий модный молодой человек в кедах и «веселеньком» пуловере и, закинув на американский манер ногу за ногу произносит примерно следующее: «Я раскрученный и креативный специалист, и я сделаю вашей конторке кру-той промоушен». Скорее всего, работодатель решит, что претендент просто ошибся дверью и пошлет его прямо… в рекламное агентство. И все потому, что очень важно показать, что ты «свой» в данной среде. Не касаясь внешности «белых воротничков», о которых написано много, постараемся рассказать, как, если не стать, то хотя бы казаться креативным.
ГЛАВНОЕ — ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ
Для этого достаточно сотворить соответствующий креативный внешний облик. Разумеется, единого рецепта, равно как и панацеи от всех недугов не существует. Если для вас авангардный внешний вид — способ самореализации, счи-тайте, что вы уже интуитивно нашли один из возможных путей моделирования своего образа. Сложнее тем, кто толь-ко делает в этом направлении первые шаги. В любом случае полезно провести экспресс-тест. Имеются ли у вас фешн-глянцы с собственной фотографией на обложке? Или хотя бы на развороте? На худой конец, в нижнем углу на по-следней страничке? Если нет, читаем дальше. Для самых смелых рекомендуется сфотографироваться в виде casual (в переводе с английского — небрежный, непарадный) — излюбленном стиле представителей творческих профессий. Запустите эти фото на любой ресурс по оценке фотографий «нравишься ли ты людям?», наподобие http://www.rateme.km.ru, выждите несколько дней и узнайте, как оценят вас. Не смущайтесь, что ресурсы в основном профильные, — знаком-ства, главное, что с успехом справляются с поставленной задачей: могут показать ваш рейтинг, т. е. выделяетесь ли вы хоть чем-то из сотен вам подобных? Если не попали даже в топ-сотню, в гардеробе определенно нужно что-то менять. Итак, стилисты настаивают, что креативный внешний вид достигается несколькими способами: • Следование авангардной моде. Помогут модные журналы и визиты к модельеру. Чтобы быть уверенным, что второго такого костюма не сыщешь, займитесь его созданием собственноручно (или с помощью профес-сионалов): что-то сшить, где-то поменять пуговицы, связать, вышить, наклеить аппликацию, или наоборот ра-зорвать (как это делается в случае с многострадальными джинсами). • Редкие детали, аксессуары необычной формы, размера или материала. Не имеет значение, относятся ли они к ультрамодным или же представляют практически музейные экспонаты. Главное — «не ширпотреб, а индпошив», предпочтение — авторским работам. Полезно покопаться в «бабушкином сундуке», извлечь дав-но забытые старые вещи, которые в сочетании с одеждой из новых коллекций могут создать неповторимый креативный облик. • Смелые сочетания цветов и тканей. • Ассиметрия в крое или расположении деталей одежды. • Нетрадиционный (или нераспространенный) для данной среды (компании или даже целого города) вид одежды. • Неожиданная манера ношения привычной одежды (к примеру, очки на затылке или блайзер, повернутый козырьком набок). • И, наконец, совершенно беспроигрышный вариант — яркий шейный платок. А что же делать тем, кому «прописан» офисный дресс-код — обязательные темный костюм, галстук, голубая рубашка и желательное обручальное кольцо? Неужели нет никакой возможности выглядеть креативно? Выход есть. Украсьте свой образ «творческой» деталью — вполне уместны модная оправа очков, вместо классической рубашки — рубашка поло, необычный галстук или модная стрижка. Но одной внешней составляющей может оказаться недостаточно.
Это интересно.Исследования американских ученых показали, что сотрудники компаний считают самыми креатив-ными отраслями дизайн, маркетинг и рекламу. При ответе на вопрос: «Где меньше всего нуждаются в креативности?», 95% респондентов, не задумываясь, сослались на бухгалтерию, отнеся словосочетание «творческая бухгалтерия» к разряду анекдотов. То же исследование выявило, что на самом деле на творческую работу способен любой сотрудник с нормальным уровнем интеллекта. А сама креативность зависит только от знаний, опыта, способности мыслить по-новому и умения преодолевать рутину.
ЧТО В ИМИДЖЕ ТЕБЕ МОЕМ?
— Очень хочется произвести на вас благоприятное впечатление. — Вам это удалось… уже. — Усилить хочется. Пойдем по пути героя «Служебного романа», вовремя уразумевшего, что впечатление на работодателя нужно произ-водить систематическое и с удвоенным эффектом. Креативный имидж нуждается в дополнительных штрихах. ШТРИХ 1: Памятуя истину, изложенную одним мультяшным капитаном: «Как вы лодку назовете, так она и поплы-вет», вытекает, что имя — не последняя составляющая креативного образа. Если коллеги именуют вас Владимиром Петровичем или Вованом, это одинаково плохо. В первом случае слишком официозно, во втором чересчур фамильяр-но. Но главное, и то и другое — одинаково обыденно, что несовместимо с духом креативности. Лучше всего обойтись собственными ресурсами: так обладательница имени Каролина превратилось в Ани Лорак. И только если ничего не придумывается, можно воспользоваться псевдонимом. Но стоит придерживаться канонов: имя должно быть необыч-ным, легко запоминаемым и не вызывать нехороших ассоциаций. ШТРИХ 2: Заведите необычное увлечение. Сам факт наличия хобби веско убеждает в креативности сотрудника. Од-нако, перефразируя известную рекламу, не все увлечения одинаково полезны. Если вас привлекает собирание кален-дариков, марок или спичечных коробков, по словам психологов, это свидетельствует лишь о том, что вы не вполне вышли из детского возраста. Раз уж вам так по душе коллекционирование, то должно соответствовать «духу време-ни»: можно собрать коллекцию холодного оружия, старинных монет, геральдических символов, моделей авто… А если вы любитель домашних животных, гоните прочь мысль обзавестись хомячком или котенком, подчеркнут креа-тивность владельца только экзотические представители фауны: попугаи какаду, мексиканский тушканчик или даже мини-пиги. Да и спорт годится не всякий. Например, футбол или баскетбол с друзьями на креативные не потянут, а вот дайвинг или биатлон — в самый раз. ШТРИХ 3: Создайте креативные недостатки. Любой обладатель дара креативности — «не от мира сего», а потому ему полагается иметь соответствующие чудаковатости, не противоречащие уголовному кодексу. Самыми распространен-ными спутниками творческих личностей всегда были лень (ведь вам не требуется много времени на полет фантазии) и неорганизованность. Для подтверждения последнего подойдет «творческий беспорядок на рабочем столе». Но он все же должен отличаться от обычной «свалки» отсутствием грязи, мусора и ненужной ерунды. На столе должны нахо-диться только деловая документация и канцелярские принадлежности, а на мыслимом и немыслимом свободном про-странстве — красоваться стикеры с неразборчивыми каракулями. Да! И, конечно же, натюрморт удачно довершит креативная чашка с недопитым креативным кофе. И еще один маленький штрих. Вне сомнений, упаковка важна также как и сам продукт. Не забывайте, никто не поль-стится на пустой сосуд, каким бы замечательным он внешне не был. Поэтому позаботьтесь, чтобы кропотливо создан-ный креативный образ не расходился с результатами вашего труда.