Фахівці з кадрового порталу «мисливців за головами» проаналізували перший квартал поточного року та зробили висновки щодо активності різних сфер діяльності на ринку праці країни
Креативность, ранее считавшаяся профессиональной компетенцией художников, дизайнеров, рекламистов, журналистов и прочей творческой братии постепенно покидает привычные, отведенные ей рамки. И в качест-ве основного требования разворачивает победную экспансию на остальные не столь творческие профессии. Отныне это немаловажный показатель успешности менеджеров, IT-специалистов и даже продавцов-консультантов, которые теперь и в свой адрес могут услышать ставшее классикой «Только не в этой рубаш-ке!!!». Фразу, ставшую синонимом отказа в приеме, можно и избежать Для этого достаточно принять во вни-мание некоторых простых истин.
Меланхолично посматривая на жутко дорогущие тряпки, развешанные на витринах не менее дорогого бутика, взгляд споткнулся о манекен чудаковатой наружности. Сине-зеленые щедро налакированные волосы придавали бедняге сходство с хипующим ежиком, брови «украшал» немыслимый пирсинг, а шею — шарф в несколько слоев, конец ко-торого волочился по полу, огибая ноги в джинсах с громадными прорехами. Залюбовавшись на чудо манекенной про-мышленности, я и не заметила, как оно заулыбалось и устремилось ко мне с устрашающей скоростью. Отступать было некуда: позади очередная витрина стоимостью в мою зарплату за ближайшие 300 лет. «Это конец», — подумала я, зажмурившись в надежде, что видение растворится, и на всякий случай мысленно завещала закадычной подруге На-ташке свою косметику и любимого кота Кузю… На землю вернул меня подозрительно знакомый голос. «Петренко??? Ромка???» — с трудом переведя дыхание, узнала я давнего знакомого. «Почти, — улыбнулся приятель, — только те-перь меня зовут Даниэль». Просканировав отразившуюся на моем лице растерянность, товарищ пояснил: «Понима-ешь, раньше, когда я ходил на встречи с заказчиками в консервативном костюме с галстуком, энтузиазм клиентов уга-сал еще до того, как я успевал открыть ноутбук и показать портфолио. И так продолжалось, пока один сердобольный заказчик не сказал, что не больно-то я смахиваю на творческую личность. Теперь все иначе, что ни говори, а креатив-ный образ — великая сила, без него, как без воды, в смысле и «ни туды и ни в обратном направлении». Порадовав-шись за приятеля, профессиональная жизнь которого повернула в качественно новое русло, я накрепко задумалась. И правда, часто бывает, что вы прекрасно справляетесь со своими обязанностями, выполняя работу на 5 +, но… вас просто не замечают на фоне офисных обоев. Десять к одному, что дело в вашем имидже: в глазах начальства вы вы-глядите не креативно. Проблема легко разрешима, тем более что рецептами я запаслась и готова поделиться.
«НЕПРАВИЛЬНЫЙ БУТЕРБРОД»
Год от года работодатели становятся переборчивее: им уже недостаточно диплома «с отличием» престижного вуза и солидного послужного списка. А как у вас с личным: вы легко обучаемы? Стрессоустойчивы? Умеете работать в ко-манде? Лояльны? Самостоятельны? Коммуникабельны? Целеустремленны?.. Позвольте, любезный, а как у вас с креа-тивностью??? «Креатив» хотят работодатели, заказчики, начальники… Зачем им это нужно? Капризы? Давайте разбе-ремся.
«Возрастающая во всех отраслях конкуренция толкает работодателей подбирать персонал (а для не ищущих легких путей — взращивать своих сотрудников) с теми качествами, которые позволят компании опережать конкурен-тов, — комментирует Мыкола Хруцкий, арт-директор компании «Робота Плюс». — Креативность же по умолча-нию подразумевает способность создавать инновационные продукты и услуги, что порой является едва ли не единст-венным преимуществом в борьбе за потребителя. Многие работодатели поощряют сотрудников, выглядящих креатив-но, ведь это визитная карточка компании. К примеру, парикмахер, модельер, дизайнер, художник, визажист или сти-лист, который выглядит «как все», вряд ли сможет привлечь требовательных клиентов: раз он внешне посредственен, значит и работу сделает скучно и без изюминки».
«Но обязательно ли креативность должна выражаться во внешно-сти? — спросит проницательный читатель. — Не правильнее ли оценивать специалиста по трудам его?» Не все так просто: творчество, проявленное в оформлении своего внешнего облика, без слов сообщает окружающим о неорди-нарности личности, ее желании, а главное — способности выделиться, поэтому, если соискатель выглядит креативно, это повышает оценки его творческого потенциала. Помимо того, что внешне креативные привлекают к себе всеобщее внимание: производят впечатление свободных от стереотипов и уверенных в себе личностей. Ведь чтобы выделяться нужна еще и недюжинная смелость. Сомневающиеся, попробуйте выкрасить волосы в синий цвет и хотя бы раз про-ехаться в метро, и вы это тут же оцените. Но перебарщивать с эпатажем также опасно, можно и отпугнуть: в природе чересчур пеструю окраску имеют, как правило, ядовитые представители флоры и фауны, общения с которыми, вне сомнения, следует избегать. И «царь природы» безусловно, это помнит. Хотя бы на уровне подсознательного. Поэто-му оптимально, если креативный внешний вид не выходит за пределы норм эстетики и даже изысканности, и главное — уместен. Представьте, что на собеседование в адвокатскую контору а ля «Рабинович и сын» или именитый банк заходит некий модный молодой человек в кедах и «веселеньком» пуловере и, закинув на американский манер ногу за ногу произносит примерно следующее: «Я раскрученный и креативный специалист, и я сделаю вашей конторке кру-той промоушен». Скорее всего, работодатель решит, что претендент просто ошибся дверью и пошлет его прямо… в рекламное агентство. И все потому, что очень важно показать, что ты «свой» в данной среде. Не касаясь внешности «белых воротничков», о которых написано много, постараемся рассказать, как, если не стать, то хотя бы казаться креативным.
ГЛАВНОЕ — ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ
Для этого достаточно сотворить соответствующий креативный внешний облик. Разумеется, единого рецепта, равно как и панацеи от всех недугов не существует. Если для вас авангардный внешний вид — способ самореализации, счи-тайте, что вы уже интуитивно нашли один из возможных путей моделирования своего образа. Сложнее тем, кто толь-ко делает в этом направлении первые шаги. В любом случае полезно провести экспресс-тест. Имеются ли у вас фешн-глянцы с собственной фотографией на обложке? Или хотя бы на развороте? На худой конец, в нижнем углу на по-следней страничке? Если нет, читаем дальше. Для самых смелых рекомендуется сфотографироваться в виде casual (в переводе с английского — небрежный, непарадный) — излюбленном стиле представителей творческих профессий. Запустите эти фото на любой ресурс по оценке фотографий «нравишься ли ты людям?», наподобие http://www.rateme.km.ru, выждите несколько дней и узнайте, как оценят вас. Не смущайтесь, что ресурсы в основном профильные, — знаком-ства, главное, что с успехом справляются с поставленной задачей: могут показать ваш рейтинг, т. е. выделяетесь ли вы хоть чем-то из сотен вам подобных? Если не попали даже в топ-сотню, в гардеробе определенно нужно что-то менять. Итак, стилисты настаивают, что креативный внешний вид достигается несколькими способами: • Следование авангардной моде. Помогут модные журналы и визиты к модельеру. Чтобы быть уверенным, что второго такого костюма не сыщешь, займитесь его созданием собственноручно (или с помощью профес-сионалов): что-то сшить, где-то поменять пуговицы, связать, вышить, наклеить аппликацию, или наоборот ра-зорвать (как это делается в случае с многострадальными джинсами). • Редкие детали, аксессуары необычной формы, размера или материала. Не имеет значение, относятся ли они к ультрамодным или же представляют практически музейные экспонаты. Главное — «не ширпотреб, а индпошив», предпочтение — авторским работам. Полезно покопаться в «бабушкином сундуке», извлечь дав-но забытые старые вещи, которые в сочетании с одеждой из новых коллекций могут создать неповторимый креативный облик. • Смелые сочетания цветов и тканей. • Ассиметрия в крое или расположении деталей одежды. • Нетрадиционный (или нераспространенный) для данной среды (компании или даже целого города) вид одежды. • Неожиданная манера ношения привычной одежды (к примеру, очки на затылке или блайзер, повернутый козырьком набок). • И, наконец, совершенно беспроигрышный вариант — яркий шейный платок. А что же делать тем, кому «прописан» офисный дресс-код — обязательные темный костюм, галстук, голубая рубашка и желательное обручальное кольцо? Неужели нет никакой возможности выглядеть креативно? Выход есть. Украсьте свой образ «творческой» деталью — вполне уместны модная оправа очков, вместо классической рубашки — рубашка поло, необычный галстук или модная стрижка. Но одной внешней составляющей может оказаться недостаточно.
Это интересно.Исследования американских ученых показали, что сотрудники компаний считают самыми креатив-ными отраслями дизайн, маркетинг и рекламу. При ответе на вопрос: «Где меньше всего нуждаются в креативности?», 95% респондентов, не задумываясь, сослались на бухгалтерию, отнеся словосочетание «творческая бухгалтерия» к разряду анекдотов. То же исследование выявило, что на самом деле на творческую работу способен любой сотрудник с нормальным уровнем интеллекта. А сама креативность зависит только от знаний, опыта, способности мыслить по-новому и умения преодолевать рутину.
ЧТО В ИМИДЖЕ ТЕБЕ МОЕМ?
— Очень хочется произвести на вас благоприятное впечатление. — Вам это удалось… уже. — Усилить хочется. Пойдем по пути героя «Служебного романа», вовремя уразумевшего, что впечатление на работодателя нужно произ-водить систематическое и с удвоенным эффектом. Креативный имидж нуждается в дополнительных штрихах. ШТРИХ 1: Памятуя истину, изложенную одним мультяшным капитаном: «Как вы лодку назовете, так она и поплы-вет», вытекает, что имя — не последняя составляющая креативного образа. Если коллеги именуют вас Владимиром Петровичем или Вованом, это одинаково плохо. В первом случае слишком официозно, во втором чересчур фамильяр-но. Но главное, и то и другое — одинаково обыденно, что несовместимо с духом креативности. Лучше всего обойтись собственными ресурсами: так обладательница имени Каролина превратилось в Ани Лорак. И только если ничего не придумывается, можно воспользоваться псевдонимом. Но стоит придерживаться канонов: имя должно быть необыч-ным, легко запоминаемым и не вызывать нехороших ассоциаций. ШТРИХ 2: Заведите необычное увлечение. Сам факт наличия хобби веско убеждает в креативности сотрудника. Од-нако, перефразируя известную рекламу, не все увлечения одинаково полезны. Если вас привлекает собирание кален-дариков, марок или спичечных коробков, по словам психологов, это свидетельствует лишь о том, что вы не вполне вышли из детского возраста. Раз уж вам так по душе коллекционирование, то должно соответствовать «духу време-ни»: можно собрать коллекцию холодного оружия, старинных монет, геральдических символов, моделей авто… А если вы любитель домашних животных, гоните прочь мысль обзавестись хомячком или котенком, подчеркнут креа-тивность владельца только экзотические представители фауны: попугаи какаду, мексиканский тушканчик или даже мини-пиги. Да и спорт годится не всякий. Например, футбол или баскетбол с друзьями на креативные не потянут, а вот дайвинг или биатлон — в самый раз. ШТРИХ 3: Создайте креативные недостатки. Любой обладатель дара креативности — «не от мира сего», а потому ему полагается иметь соответствующие чудаковатости, не противоречащие уголовному кодексу. Самыми распространен-ными спутниками творческих личностей всегда были лень (ведь вам не требуется много времени на полет фантазии) и неорганизованность. Для подтверждения последнего подойдет «творческий беспорядок на рабочем столе». Но он все же должен отличаться от обычной «свалки» отсутствием грязи, мусора и ненужной ерунды. На столе должны нахо-диться только деловая документация и канцелярские принадлежности, а на мыслимом и немыслимом свободном про-странстве — красоваться стикеры с неразборчивыми каракулями. Да! И, конечно же, натюрморт удачно довершит креативная чашка с недопитым креативным кофе. И еще один маленький штрих. Вне сомнений, упаковка важна также как и сам продукт. Не забывайте, никто не поль-стится на пустой сосуд, каким бы замечательным он внешне не был. Поэтому позаботьтесь, чтобы кропотливо создан-ный креативный образ не расходился с результатами вашего труда.