Человек системы
Действия системных администраторов и шаманов во многом схожи: оба разговаривают на совершенно непостижимом языке, производят абсолютно необъяснимые манипуляции, решая немыслимые проблемы невообразимыми способами. И оба всегда выглядят бездельниками. Но что поразительно, система-то работает, как часы. Согласитесь, уж слишком много непонятного — еще один повод обратиться к сисадмину. На этот раз за разъяснениями.
Наконец-то появилась возможность высказать нашим системным администраторам в лицо все, что я о них думаю. Даже досадно стало, что думаю я о них только хорошее. И вовсе не из боязни оскорбить системщиков, которых, как известно, может обидеть только тот, кто не понимает насколько это опасно. А только лишь потому, что несчитанное количество раз терпеливо выслушав в телефонной трубке «911» мои вопли, они незамедлительно мчались на помощь к бездыханному «телу» моего верного ПК. Кто, «хоть каплю жалости храня», восстановил мой, казалось бы, навеки утраченный файл? Кто избавил почту от завалов спама и защитил компьютеры от вирусов и червей? Кто готов ночами обслуживать систему, чтобы наше издание вовремя и без потерь дошло до своих покупателей? Да вот и он, один из системщиков — наш Рома. «Канули в Лету времена, когда на позициях системных администраторов работали лохматые парни «не от мира сего», ни с кем, кроме Интернета, не контактирующие, — комментирует Роман Заев, системный администратор компании «Робота Плюс». — Сегодня корпоративная культура повысилась и в большинстве случаев работодатели хотят, чтобы сисадмины умели нормально общаться со всеми сотрудниками компании, не создавая лишних проблем».
— Как становятся системными администраторами?
— Наверное, ими рождаются. Это особый склад ума и образ жизни. Сисадмины, как маленькие дети: им жутко интересно «как это работает». Для них компьютер — увлекательная головоломка, вечная забава и средство для получения любой интересующей информации. Они обычно страдают неутолимым информационным голодом. Могут за день посещать сотни различных сайтов, изучать то, что им совершенно не нужно и практически жить в Интернете, не испытывая при этом каких-либо неудобств. Изучать тонны книг и гигабайты статей по компьютерной (и не только) тематике — не настоятельное требование, а жизненная необходимость. Информация, больше информации, еще больше информации! Сисадминство в этом отношении — полезная школа. Главное — относиться к профессии, как к очередному этапу, и в будущем накопленные знания направить в нужное русло. А стать сисадмином можно при большом желании или благодаря случайности.
— А как ты дошел до жизни такой?
— Никогда не думал, что буду сисадмином. Родители — спортсмены — хотели видеть меня только спортсменом, но быстро поняли абсолютное нежелание чада идти по их стопам. В школе мне лучше всего давались иностранные языки. Решено, сын будет переводчиком! И меня определили в гимназию с углубленным изучением иностранных языков. Крутой вираж в судьбе начался с покупки компьютера. Радости не было предела, потому что клянчил я его очень долго, правдами и неправдами вымаливая долгожданный подарок. Но играться и все ломать быстро надоело, равно, как и постоянно платить за вызов специалиста по установке Windows. А чем я хуже? Пара бессонных ночей показала, что не так страшны «винды», как их малюют. Последующие несколько сотен переустановок из-за неудачных ковыряний в системе закрепили достигнутый результат. Однако методом «научного тыка» можно освоить не все премудрости, поэтому в ход пошли книги. Все семейство Windows, десятки дистрибутивов Linux, малоизвестные операционные системы, такие как QNX и BeOS и тысячи прикладных программ. Так, мое хобби привело меня к профессии. Но свое будущее я связываю с веб-дизайном.
— Что входит в обязанности сисадмина и что он делать не должен?
— Работа системного администратора разноплановая и зачастую сложно объяснить непосвященному, чем именно ты занимаешься. Тем более, что системный администратор компьютерного клуба и системный администратор большой и серьезной компании — не одно и то же. Разница — в обязанностях, методах работы, объеме необходимых знаний, и заработной плате. Специалисту, решившему сменить место, нужно подготовиться к тому, что придется переучиваться. В основном, функции состоят в поддержке работоспособности компьютеров и локальной офисной сети, программного обеспечения, доступа к Интернету и электронной почте, обеспечения целостности информации. Не избежать и консультирования сотрудников. Попутно приходится заниматься починкой компьютерного оборудования, установкой и настройкой «под пользователя» пакета программ. Задача системного администратора — всегда быть в курсе технологических новинок и суметь внедрить их в инфраструктуру компании, а главное — понимать, насущная ли это необходимостью или необоснованное расточительство. Сисадмину не стоит заниматься вопросами, стоящими за гранью его компетентности. Например, он не должен поддаваться на просьбы «по дружбе» или «за пиво» решать проблемы сотрудников личного характера во вред себе или компании.
— Согласен ли с утверждением, что С.А. — это обленившийся программист?
— Категорически не согласен. Программист и системный администратор — представители разных профессий, дополняющих друг друга и фактически не способных существовать порознь. Часто бывает, что у сисадмина есть опыт написания программ, а у программиста — опыт построения локальных сетей. Это специалисты, имеющие общую базу знаний, но избравшие разные направления развития. Дело не в лени, а в том, что человеку интереснее создавать — новые программные решения или стабильные и эффективные коммуникации? Изучать листинги кода или тонкие настройки BSD-систем? От ответа зависит выбор. Иными словами: налево пойдешь — сисадмином станешь, направо — программистом будешь. Хотя не секрет, что последняя вызывает у пользователей священный трепет. Персона программиста обычно покрыта ореолом таинственности: никто его не видит, но все знают, что он есть и создает непонятные программы. А сисадмин — как врач. Пока все работает, никто о нем не вспоминает, но когда что-то ломается, виноват бывает именно системщик. Что поделаешь — быть «мальчиком по вызову» — неотъемлемая часть нашей работы.
— Опиши свой средний рабочий день.
— Хорошо это или плохо, но понятия «средний рабочий день» у сисадмина нет. Никогда не знаешь, как день начнется и что впереди, но безумно хочется, чтобы он прошел тихо и спокойно. Для меня самое сложное — проснуться рано утром, ведь по природе я — «сова», и вставать раньше обеда для меня равносильно катастрофе. Благодаря кофе и невероятным утренним давкам в метро успеваю полностью проснуться и морально приготовиться к предстоящим заданиям. Напряженная работа с самого утра — редкость, но вероятность такого сюрприза всегда существует. Я сторонник теории, что прогрессом движет не труд, а лень. Системным администраторам претит выполнять одни и те же действия несколько раз. Именно поэтому я заинтересован в качестве своей работы: чем лучше ее выполню, тем дольше она не будет меня беспокоить. Не верь трудолюбивому Админу! Ибо только лень заставит его настроить систему раз и навсегда!
|
Сисадмин — как врач. Пока все работает, никто о нем не вспоминает, но когда что-то ломается, виноват бывает именно системщик. Что поделаешь — быть «мальчиком по вызову» — неотъемлемая часть нашей работы. |
— Припомни интересную историю из практики.
— Такие истории приключаются каждый день. Ситуации бывают смешные и плачевные, иногда и опасные для жизни. Несколько лет назад я работал в службе техподдержки Интернет-провайдера. Мягко говоря, смешно было слышать вопрос: «Пацаны, а чо у меня Гарри Поттер не смотрится?» Или жалобу клиента, абсолютно убежденного, что после подключения к «нашему Интернету», его монитор стал показывать хуже. Вызвал приступ хохота получасовой диалог с заказчиком, у которого никак не получалось найти на рабочем столе кнопку «Пуск», в итоге оказалось, что его компьютер выключен. Но совсем не смешно было чуть не упасть с крыши 9-ти этажного дома во время прокладки магистрали (сисадмины меня поймут). Сильный дождь, порывы ветра и тяжеленный кабель П-296 в руках. В общем, скучать не приходится.
— Отмечаешь ли профессиональный праздник — День сисадмина и что хотел бы получить в подарок?
— О нем, к сожалению, знают, наверное, только сами сисадмины. Сами же его и придумали. Впервые он появился 7 лет назад, так что праздник еще молодой. Но, несмотря на это, имеет статус международного и отмечается с размахом, чтобы подчеркнуть важность тех, благодаря кому колеса компании стабильно вращаются. Хотя бы в этот день можно сказать сисадмину пару лестных слов, постараться решить некоторые проблемы самостоятельно (например, мышку почистить) и понять, что сисадмин — тоже человек. Лично меня не прельщает перспектива собраться сисадминовским семейством на природе, чтобы обсуждать процесс линковки драйвера NVIDIA к новому ядру Линукса и его настройки в иксах, сопровождая беседу тоннами пива и разбавляя байками о работе. Я стараюсь не забывать, «сисадмин» — работа, а не образ жизни. Но так как компьютер — мой хлеб, хочу, чтоб этот хлеб был вкуснее и питательнее. Я был несказанно рад, когда коллеги подарили на день рождения пишущий DVD-привод. Подарок оказался очень кстати, я очень благодарен. Моя сисадминская мечта — ноутбук Apple. Но цена здорово кусается, и вероятность такого подарка равна нулю.
— Как ты относишься к «непродвинутым юзерам»? Что пожелал бы пользователям?
— Совершенно спокойно. Пользователи не обязаны быть «продвинутыми», у них другие задачи. А для решения проблем «компьютерного характера» существуют сисадмины. Здесь уместно провести аналогию с машиной. Если человек хочет водить машину — ему не обязательно знать устройство двигателя внутреннего сгорания. А если он хочет водить машину, но не имеет понятия, как это делать, ему стоит вначале научиться. Так и с компьютером. Считаю, что пользователь должен знать только те программы, с которыми постоянно имеет дело. Все что сверх того — личная инициатива, достойная похвалы, но не обязательная. Я очень доволен, что в большинстве своем сотрудники компании весьма подкованы, и всегда могут грамотно сформулировать суть проблемы. Пожелать же хочу всем пользователям стабильного пинга и редкого бага.
— Почему нельзя увидеть сисадмина в строгом костюме с галстуком?
— Иногда приходится заниматься физическим трудом, например, грязной работой по прокладке кабелей, и под столами лазить, и компьютеры чистить от многолетнего слоя пыли, не гнушаться и другими, не совсем гигиеничными работами. Поэтому удобнее и практичнее это делать в легкой свободной одежде.
— Согласен ли, что хороший сисадмин — немного хакер?
— Само собой. Сегодня понятие «хакер» широко используется как синоним к слову «взломщик». В этом смысле хороший сисадмин просто обязан быть хакером. Он должен знать все приемы, используемые для проникновения в систему, и испробовать их на своей сети раньше, чем это сделают взломщики. А вообще хакер — это компьютерный гуру, то есть человек, знающий о компьютере все. Если хочешь быть сисадмином, почему бы не стать лучшим сисадмином (читай, хакером)?
10 причин, по которым вы не можете разыскать вашего сисадмина
1. Он в отпуске, первый раз за 5 лет
2. Бьет в бубен в подвале, чтобы машины в офисах работали
3. Он в больнице, с передозировкой кофеина
4. Вы прошли мимо стола, под которым он прятался
5. Сисадмин построил лабиринт, и дверь в его офис находится в центре лабиринта
6. Админ прибыл на работу переодетый почтальоном, чтобы избежать разговоров с пользователями
7. Прикорнул под половицами, шагайте осторожно!
8. Админ упаковывает вещи, чтобы перебраться в фирму, использующую современное железо
9. Сидит на полу, в истерике после очередного вопроса пользователя
10.У нас есть тайная комната, а на ней огромный замок. Я прячусь там. |