Ответы на классические вопросы
Во все времена шекспировский вопрос - "Быть или не быть?" - бередил умы школьников и студентов, оказавшихся перед выбором профессионального пути. Актуален он и для современной молодежи. Итак, кем же стать? Прислушаться к мнению родителей? Взять пример с друзей? Поступить наобум? Или все-таки воспользоваться помощью специалистов? Практически каждому бывает нелегко самостоятельно определиться с выбором будущей профессии. И, как правило, в основе принятого решения довольно редко оказываются детские желания и устремления. Тот, кто чуть ли не с пеленок хотел покорять звездное пространство, после школы поступает в экономический вуз и впоследствии с утра до вечера занимается "бумажной" работой. А мечтателю, бредившему морскими путешествиями к далеким берегам, вместо капитанского штурвала достается тихая гавань в тесном запыленном офисе. В итоге, не только наскучившая работа, но и вся жизнь превращается в рутину, не приносящую никакого удовольствия. А все - только потому, что еще в юношеском возрасте человек не сумел найти занятие по душе.
Жизненная геометрияСпециалисты-психологи рекомендуют ассоциировать выбор профессии с равнобедренным треугольником со сторонами "хочу", "могу" и "надо". "Хочу" - ваши интересы, предпочтения и склонности, которые проявляются с самого раннего детства и лежат в основе увлечений. "Могу" - физические и психологические способности к той или иной деятельности. "Надо" - востребованность специалистов и спрос на них работодателей. Состояться в профессии человек сможет только в том случае, когда построенная фигура окажется равносторонней.
Конечно, сделать правильный "мысленный чертеж" не так-то просто. У большинства стороны желаний, возможностей и потребностей редко оказываются равными, что и приводит к внутренним разногласиям. По словам ведущих специалистов столичных центров практической психологии, диагностики и релаксации "Кошкин дом", 75% молодежи выбирают профессию под влиянием внешних факторов (моды, рекламы, средств массовой информации, мнения родителей и друзей), не учитывая своих предпочтений.
- Очень часто ребенок поступает в тот или иной университет по причине нереализованных амбиций родителей, - комментирует,
врач-психолог Ольга Родичева. - К примеру, отец всю жизнь мечтал лечить людей, а стал инженером. И свое чадо решил готовить к труду на медицинском поприще, хотя малыш с детства увлекается компьютерной техникой или автомобилями. Некоторые выбирают специальность, следуя моде, не задумываясь о перенасыщенности рынка труда. Вспомните хотя бы абитуриентов, ринувшихся обучаться на юристов и банковских служащих! Поэтому, прежде чем тратить немалые деньги на подготовительные курсы и репетиторов, задумайтесь: на правильном ли вы пути?
Отключаем сознание
Как же помочь подростку определиться со своим будущим? Ответ на этот сложный вопрос - на поверхности: поможет профориентация. На сегодняшний день существует немало методик.
- К нам обращаются подростки, даже не представляющие, чем бы хотели заниматься в жизни, поэтому они с радостью перекладывают ответственность за свой выбор на других, - комментирует
Виктория Надыкто, психолог столичного центра практической психологии. - Моя задача заключается в формировании профессионального самосознания: я обязана помочь понять ребенку его желания и возможности".
Авторский тренинг "Выбор профессионального пути" проходит в три этапа. На первом проводится ознакомительно-консультационная беседа с детьми и родителями: выясняются устремления ребенка, явные и скрытые конфликты, готовность к сознательному выбору профессии. Кроме этого, дети заполняют классические анкеты: для психолога важны не столько ответы, сколько полученные для графологического анализа образцы почерка. Но самая важная часть диагностики - тесты с использованием уникального компьютерного психосимантического анализа. Его разработки начались еще в 80-х годах в лаборатории психокоррекции Первого Московского медицинского института им. Сеченова, а сегодня метод изучается в НИИ психотехнологий и на Кафедре психоэкологии Российского университета дружбы народов. В ходе тестирования, работая за компьютером, ребенок отвечает на довольно отвлеченные вопросы, за каждым из которых зашифрованы склонности к той или иной профессии. В результате полностью исключается контроль сознания и выясняются "чистые" возможности и желания подростка - без влияния общества, рекламы, моды и друзей. На второе занятие -
психологический тренинг "Заглянем в будущее" - дети приходят без родителей. Они участвуют в ролевых играх, по очереди как бы "примеряя" на себя разные профессии и выясняя, насколько они им подходят.
- Такие упражнения позволяют формировать Я-концепцию (цельное восприятие человеком себя), - комментирует Виктория. - Я анализирую факторы противопоказания в будущем выборе профессии ребенком (низкий социальный статус, опасность для жизни, небольшой заработок и т. п.). В итоге выясняются отличительные признаки профессий, которыми не следует заниматься.
На основе полученной информации психолог дает рекомендации по выбору профессионального пути. - Мы не делаем однозначных заключений по типу "ваш ребенок прирожденный инженер или маркетолог", - объясняет Ольга Родичева, - а советуем подростку найти себя в той или иной сфере, подсказываем, какие знания и умения нужно "подтянуть". К примеру, будущему юристу не помешает записаться на занятия по риторике и научиться грамотно общаться. К сожалению, очень часто родители противятся нашим пожеланиям, поскольку видят в чаде потенциального менеджера по продажам, а в художнике - гениального экономиста. В таких случаях пытаемся объяснить, что неправильный выбор профессии может привести к необратимым последствиям. Ведь когда работа не приносит радости, жизнь проходит мимо нас…
Выбирая профессию, достаточно прислушаться к своему сердцу - только оно подскажет правильный курс. Если же в повседневной суете вы не сможете расслышать его голоса - попросите помощи у профессионалов. И тогда в будущем не придется сожалеть о напрасно потерянном времени.