Карьера от интерьера
Свершилось! Куплена (получена в подарок или в наследство, выиграна в лотерею - нужное подчеркнуть) долгожданная СВОЯ квартира. Мираж? Отнюдь… и в качестве подтверждения реальности - груды строительного мусора среди эха пустых комнат. Доказательство "номер два" - воплощение в жизнь представлений об идеальном доме. Не менее пыльное. Со всеми вытекающими последствиями: перепланировка комнат, расширение оконных или дверных проемов, "перетрубация" систем водоснабжения и электросетей и многое другое. Пора кричать "SOS!". Самое время. Благо, что на сигнал бедствия уже готовы откликнуться профессионалы. Определить которых нетрудно - для них это не бедствие, а повседневная работа.
Досье.
Вера Богатырева, дизайнер интерьера, член молодежной секции Союза художников Украины. Дата рождения: 6 августа 1979г., Киев. До 1995 жила в г. Кракове (Польша).
Образование: Киевская Республиканская художественная средняя школа им. Т. Г. Шевченко, факультет живописи, Украинская Национальная Академия изобразительного искусства и архитектуры, факультет станковой живописи.
Работы находятся в галереях "Yam", Закопане (Польша) и "Неф", Киев, а также в частных коллекциях в Украине, России, Польше, Англии и Германии.
Увлечения: путешествия и история. Читает исторические романы и энциклопедии, выискивая интересные факты.
Выбор профессии: в детстве мама отвела в студию для занятий музыкой, танцами и живописью. Уже учась в академии, колебалась в выборе между живописью и дизайном, и предпочла живопись. Сейчас вновь вернулась к дизайну.
Отношение семьи: муж помогает в работе, берет на себя всю "компьютерную часть" разработки проекта, но идея всегда исходит от Веры. Совсем недавно эта профессия относилась к разряду экзотических и в ответ на вопрос: кто такие дизайнеры, большинство непосвященных выдавали нечто пространное: "Это такого эпатажного вида художники, которые зарабатывают огромные деньги и любят светские тусовки". Но некоторые специалисты готовы возразить. "Главный стереотип восприятия профессии в том, что дизайн превратился в модное занятие, - комментирует
Вера Богатырева, дизайнер интерьера. - Бесчисленные объявления предлагают за два месяца из любого желающего сделать квалифицированного дизайнера широкого профиля. Поэтому и считают, что создавать гармонию просто: выучил в "Фотошопе" несколько фильтров или накупил журналов о ремонте квартир и готов к свершениям. Кто-то считает, что суть дизайна - исключительно создание коллекций модной одежды, обуви и аксессуаров, разработка рекламных проспектов, интерьера, новых автомобилей и т.д. Но все это - результаты сложной, кропотливой и будничной работы. Суть дизайна в другом - сделать любую вещь или пространство не просто красивыми, но функциональными и удобными. Для этого одного художественного вкуса мало, потребуются инженерные знания".
- Почему вы решили стать дизайнером интерьера?- Одна моя заказчица, неоднократно покупавшая у меня живопись, пожаловалась, что не может найти дизайнера, который понял бы ее представление об интерьере, и в конце разговора неожиданно предложила мне попробовать себя в новой ипостаси. Поскольку мы давно знакомы, и я уже имела представление о ее вкусах в живописи, то могла предположить, какой интерьер она хотела бы создать. Разумеется, я честно призналась, что буду дебютировать в роли дизайнера, но клиентка не побоялась доверить мне создание внешнего облика ее дома. Получается, не я выбрала профессию, скорее, профессия выбрала меня, и думаю, уже не отпустит.
- Вера, а насколько профессия дизайнера востребована? Ведь для нашего менталитета свойственно самостоятельно обустраивать жилье…- Разумеется, есть творческие личности, четко представляющие, какой интерьер они хотят, и знающие как осуществить перепланировку квартиры. К услугам дизайнера, они, как правило, не прибегают, но такие умельцы все же в меньшинстве. Спрос на дизайнеров растет. Квалифицированных! Строительство в Киеве, и особенно в пригороде, развивается бурными темпами. Площади новых квартир, коттеджей, загородных домов намного больше пресловутых хрущевок, к тому же выбор мебели, аксессуаров и отделочных материалов в последнее время огромен. Знакомство с западными подходами к проектированию помогают прийти к пониманию рационального зерна - каждый должен заниматься своим делом: стоматолог - лечить зубы, портной - шить платье, а создавать и реализовывать концепции уютного жилища - компетенция дизайнера по интерьеру. Но чтобы разработать дизайн-проект, нужны обширные знания, потому-то многие и перекладывают все заботы на плечи профессионалов. Как-то я помогала делать квартиру хорошему знакомому. Вначале ко всему он относился весьма скептически, недоумевая, за что дизайнер деньги берет. Но когда мы прошли все этапы от разработки проекта до подбора мебели, он выдохнул: "Как этим вообще можно заниматься, это же колоссальный труд!"
- С чего начинается работа дизайнера интерьера?- "Вначале было Слово…" То есть дизайнер должен детально разобраться, какой интерьер хочет заказчик. Не редкость несовпадение определений: под "классикой" подразумевают, например, настоящий хай-тек, или хотят "не хуже, чем у других". Подготовительный этап отнимает львиную долю времени, ведь задача дизайнера - выяснить привычки, вкусы, предпочтения и пожелания всех членов семьи и даже учесть интересы домашних питомцев, если они есть. Это самый настоящий "квартирный допрос", во время которого специалист проникает во многие семейные тайны, начиная от намерений продолжения рода в ближайшем будущем и до выяснения степени совпадения привычек супругов. Не исключено, что подобное усердие не всеми расценивается адекватно, могут даже отказаться от услуг интерьерщика и найти менее скрупулезного. Но ведь реальный декоратор должен работать с широко распахнутыми глазами! Напротив, стоит остерегаться дизайнера, не задающего вопросов, это признак непрофессионализма. После "допроса с пристрастием" делаются эскизы в нескольких вариантах. На суд заказчика предоставляется планировка будущего жилья, сделанная от руки или (все чаще) на компьютере, благо, специальные программы позволяют без особо труда отобразить трехмерное пространство. Клиент вносит свои коррективы, и модифицированный вариант принимается в работу.
|
Создание интерьера — извечный поиск компромисса дизайнера с заказчиком, заказчика с членами своей семьи, и, наконец, с самим зданием: с несущими конструкциями, дверными проемами и коммуникациями. |
-
Насколько необходимы дизайнеру технические знания?- Дизайнер интерьера - не только творец, но и проектировщик, и прораб в одном лице. В дизайн-проекте помимо подбора мебели и цветовой гаммы представляется еще и комплект документов, включающий проектирование систем кондиционирования, климат-контроля, сантехники и водоснабжения, традиционных розеток и выключателей с учетом пожеланий заказчика. В дизайн-проекте много общего с архитектурным проектом, он также должен учитывать все мельчайшие технологические особенности здания, содержать расчет нагрузок, подбор материалов и многое другое. Делать такие чертежи не научат ни на одних курсах. Пока мне помогает справляться муж, но, думаю, придется получить второе высшее образование.
- Можно ли обойтись без дизайн-проекта, ведь некоторым удается работать и без него?- Действительно, есть дизайнеры, работающие "по месту", то есть по ходу ремонта планирующие пространство, но мне кажется, для этого надо быть либо гением, либо профаном. Возможно, в работе без дизайн-проекта есть свои плюсы, выражающиеся в экономии средств на первоначальном этапе, но тогда придется на пальцах объяснять строителям, где нужно снести, а где добавить перегородку, в какой цвет покрасить стены и как совместить элементы отделки. Неизбежные переделки вместо желаемой экономии обернутся дополнительными расходами, потому что на чертежах гораздо проще что-то менять или перестраивать, чем в реальности.
-
Создание дизайна интерьера - длительный процесс?- Как правило, да. К примеру, сейчас у меня сложный заказ - трехэтажная квартира с крышей, работаю полгода и вряд ли закончим к весне. Проектирование средней квартиры (150 кв. м) при позитивном настрое и взаимопонимании с заказчиком может длиться более месяца. Я еще не встречалась с клиентами, которые сразу принимали бы первый предложенный вариант, потому что для большинства важен сам процесс выбора. Часто бывает, что, перебрав десяток версий, заказчик возвращается к первоначальной идее. Процесс может существенно затянуться, окажись в ситуации "бег на месте". Например, сегодня клиент хочет одно, а завтра передумал и подавай ему другое. Можно считать, что создание дизайна интерьера заканчивается только, когда в квартиру вселяется заказчик. На протяжении всех этапов ремонта дизайнер обязан осуществлять авторский надзор - наблюдать за тем, как соблюдаются все указанные в дизайн-проекте требования, корректировать, исправлять ошибки, чтобы все соответствовало идее. Типичная проблема авторского надзора: после бесконечных объяснений, как нужно выложить плитку, через пару дней видишь, что все исполнено с точностью до наоборот: рисунок вверх тормашками. Приходится объяснять еще раз, добиваясь от строителей полного понимания. Но на успокоение просто нет права. В следующий визит застаешь другую картину: плитку переложили, но вновь неправильно. И слышишь почти тоже: "Я подумал, что так будет лучше". Ничего не остается, как стоять над душой плиточника, пока не переделает правильно.
- А насколько актуально утверждение "клиент всегда прав"?- Возможные трения стараюсь упредить одним вопросом: "Как мы будем творить интерьер: как вы захотите или как я посоветую?" Нужно стараться учитывать все требования заказчика: не дизайнер, а клиент будет жить в этом доме. Доминирующий ранее принцип: "насколько это красиво выглядит" уступил место другому: "насколько мне нравится здесь жить". Заказчица, с которой я сейчас работаю, рассталась с двумя дизайнерами. Они предлагали стильный и красивый интерьер, которым можно будет похвастаться. И только. И при этом никто не прислушивался к ее пожеланиям. Разумеется, часто заказчики хотят то, что технически неосуществимо в конкретных условиях. Главное, по-моему, объяснить свою позицию, подкрепив доводы реальными примерами, - либо повезти заказчика на объект, либо показать хотя бы картинку в журнале. Как правило, наглядность имеет волшебное воздействие, достаточное для убеждения.
- А как вы относитесь к требованиям модной философии фэн-шуй? Учитываете их в своей работе, как СНиП?- Частично, но больше доверяю своим чувствам и интуиции. Учесть на практике все требования фэн-шуй невозможно, потому что чаще всего покупатель приобретает уже готовое помещение. Как ни старайся, а развернуть входную дверь на "северо-запад" не получится, иначе придется выходить на улицу через квартиру соседа. Единственное что мы можем - откорректировать расположение мебели и освещение, при помощи специфических приемов закруглить острые углы, порекомендовать клиенту более приемлемую идею, соответствующую принципам восточной философии. Например, модные зеркальные потолки, визуально расширяющие пространство не одобряются фэн-шуй, так как искажают освещение и нарушают баланс стихий. Как поступить? Я стараюсь "примерить" на себя и представить будет ли мне уютно жить в таком помещении, и, при отрицательном ответе, стараюсь отсоветовать задумку. Моя нынешняя заказчица понимает принципы фэн-шуй и многое воплощает в интерьере. Есть заказчики, которые даже не слышали о такой философии или она им безразлична. Полагаю, что чрезмерное увлечение - плохо, как и любая крайность, тем более что восточная философия не очень близка славянскому менталитету. Каждого, кто желает создать дом по фэн-шуй, спрашиваю: готов ли он постоянно поддерживать заведенный порядок расположения вещей и мебели, ведь первая произвольная перестановка предметов перечеркнет весь замысел. А значит, нет смысла и начинать.