В четырех стенах Несомненно, стиль внутренней отделки помещения может существенно влиять на наше подсознание. Так, желтый цвет стен способен спровоцировать необоснованную жажду, а перебор зеркал - вызвать интуитивное чувство страха. Чтобы при обустройстве квартиры или офиса не наделать подобных ляпов, оформление интерьера лучше доверить профессионалам от дизайна. Они-то точно знают, как пребывание в замкнутом пространстве сделать максимально комфортным и приятным. По мировым меркам Казалось бы, чего проще - оформить интерьер собственной квартиры (конечно, при наличии энной денежной суммы). Заглянул в парочку специализированных магазинов, присмотрел стильные обои, мебель да зеркала, нанял строителей-отделочников… И практически в два счета старая "хрущевка" (или новое жилье с еще нетронутыми голыми стенами) превратилась в уютное гнездышко! Жить бы да радоваться переменам! Только вот недавно сделанный ремонт уже не в радость. Обивка на диване - ужаснейшей расцветки (и как вы могли этого не заметить раньше?!) К тому же, совершенно не сочетается с цветом обоев и ковролина. Да и визуально гостиная стала выглядеть намного меньше, а в обновленной спальне пропал спокойный сон. Еще бы переделать электропроводку и "перенести" розетки, убрать трещины на потолке, появившиеся после того, как вы решили снести "лишнюю" стен... А ведь любая задумка по обустройству внутреннего пространства должна быть конструктивно проработана. Придумать визуально красивую картинку - полдела. Важно знать, как воплотить ее в реальность в соответствии с принятыми техническими и художественными нормами. И осуществить это может только профессиональный дизайнер интерьера. Кстати, по стандарту, разработанному
Международной Ассоциацией дизайнеров интерьера (IIDA), стать таким специалистом может далеко не каждый. Во-первых, не обойтись без фундаментального профильного образования, опыта и подтвержденного успешной сдачей экзаменов уровня мастерства. Во-вторых, по мировым меркам, дизайнер интерьера - не просто декоратор (стилист, колорист), а одновременно - и архитектор внутренних помещений зданий. Подход к решению задач по обустройству пространства у специалиста такого уровня должен быть комплексный. Это значит:
- прежде всего, уметь учитывать жизненные приоритеты и потребности клиента: недопустимо, чтобы в созданном интерьере владелец квартиры или офиса чувствовал себя некомфортно;
- требования заказчика гармонично сочетать с дизайнерскими канонами (для поиска удачных пространственных, цветовых и световых решений, выгодной компоновки форм и текстуры);
- полученную информацию нужно синтезировать в единую дизайнерскую концепцию "красота + уместность + функциональность";
- разработанные рекомендации до воплощения в материале должны запечатлеться в рисунках, чертежах или визуально в специальных компьютерных программах. Особой точности прорисовки требуют несущие конструкции, отделочные материалы и крепежные элементы. Эскизы позволяют не только согласовать все нюансы, но и вовремя увидеть недоработки и внести необходимые коррективы;
- переоборудование несущих конструкций, сантехнических, вентиляционных и других монтажных систем, замена электропроводки должны соответствовать техническим нормам и согласовываться с соответствующими службами;
- в компетенцию специалиста по интерьеру также входит подготовка сметной и другой документации, контроль качества и правильности выполнения авторских дизайнерских решений.
Проектный институтОформление интерьера требует привлечения не только дизайнера, но даже архитектора и инженера! Ведь существует немало конструктивных вопросов (например, перепланировка или изменение планировочной структуры помещения), приниматься за которые вправе только компетентные специалисты.
- К примеру, в решении внутреннего пространства памятника архитектуры, представляющего историко-архитектурную ценность, должен участвовать даже реставратор, - объясняет
проректор по научной работе Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины, руководитель учебно-творческой мастерской архитектурного проектирования, профессор Леонид Владимирович Прибега. - Конечно, реконструкцию планировочной структуры и объемно-пространственного решения рядового сооружения зачастую проводит дизайнер. Хотя и в таком случае ему необходима довольно серьезная подготовка, затрагивающая аспекты деятельности как архитектора, так инженера и реставратора. Чтобы сохранить "лицо" и дух архитектурного сооружения, необходимо согласовать интерьер и экстерьер. Разве можно назвать целостным здание эпохи классицизма, интерьер которого выполнен в стиле барокко? Замечу, что студенты нашего архитектурного факультета - специалисты широкого профиля. Кроме градостроительных вопросов, учатся продумывать внутреннее пространство. Выполняют несколько практических заданий по проектированию разных типов интерьеров, например, общественных зданий. Но в силу насыщенности учебной программы основное внимание уделяется общему решению сооружений, их архитектуре, планировке и конструктивной части. Конечно, изучается и интерьер - но не как визуальная картинка, а как часть структуры и стиля функциональной и эстетической организации и меблировки помещения. Нужно уметь продумывать все мелочи, начиная от оформления окон и заканчивая размещением розеток. И хотя будущие архитекторы изучают более ста дисциплин - от инженерных до эстетически-художественных - охватить все нюансы просто невозможно!
Впрочем, на некоторых профильных факультетах (например, в Киевском национальном университете строительства и архитектуры), кроме традиционной специальности по архитектуре можно найти и относительно новую - "дизайнер архитектурной среды". Существует и более узкая специализация по дизайну интерьера, успешно завоевавшая широкую популярность у абитуриентов. Стоит заметить, что в обучающих программах вуза не только новые технологии и современные графические системы, но и традиционные - чертежи, что позволяет гармонично сочетать художественное творчество и компьютерное проектирование.
- Сегодня существует два диаметрально противоположных мнения насчет резонности использования программ визуализации, - комментирует
декан архитектурного факультета Киевского национального университета строительства и архитектуры, заведующий кафедрой рисунка и живописи Александр Владимирович Кащенко. - Одни специалисты выступают категорически против компьютеризации, считая, что такой подход нивелирует творчество. Другие считают, что архитектор не должен тратить массу времени на трудоемкую ручную работу, отдав предпочтение компьютерным программам. Преподавателям факультета удается эффективно соединить эти полярные мнения, используя в обучении, как художественное творчество, так и метод компьютерного проектирования. Кстати, наши заграничные коллеги уже сожалеют о том, что перестали требовать от студентов-архитекторов серьезной художественной подготовки. А некоторые из них даже собираются возобновить эту полезную практику!
Виртуальное пространство Как ни крути, но современный дизайнер интерьера должен хорошо рисовать не только карандашом на бумаге, но и "на мониторе", используя специализированные компьютерные программы (PhotoShop, 3D Max, Autodesk VIZ, ArchiCAD). Познакомиться с ними можно в течение несколько месяцев на профильных учебных курсах.
- Проект дизайна интерьера гораздо эффективнее представить в трехмерном виде, нежели в чертежах на плоскости, - уверен
преподаватель компьютерного дизайна специализированного учебного центра "Перспектива - XXI век" Игорь Викторович Семенов. - Согласитесь, далеко не все способны одинаково хорошо воспринимать линии чертежа на плоскости или в объеме. Совсем другое дело - реалистичные трехмерные образы, близкие к фотографическому качеству. Изучив курс 3D Max, вы сможете осуществлять чудесное превращение плоских рисунков в объемные предметы и использовать их в проектировании. Эта программа предоставляет огромные возможности для проектирования объектов интерьера различной сложности, установки освещения, а также наложения разнообразнейших текстур.
Содержание курса "Дизайн интерьера" нашего учебного центра осваивается в три этапа. Первый предусматривает изучение теоретических основ внутреннего оформления помещения. Будущие дизайнеры знакомятся с основными объектами интерьера, стилистикой, цветоведением, антропометрией, эргономикой, материалами для отделки. На втором этапе внимание уделяется работе в 3D Max - моделированию форм, наложению текстур, установке камер и освещения. К концу обучения слушатели выполняют собственный проект помещения. А заключительный этап посвящен визуализации интерьеров, работе со сложными источниками света для придания фотореалистичности проектам, полученным с помощью других программ…
Еще одно преимущество 3D Max - возможность использования анимированных приемов. С помощью анимации в проектах дизайна интерьера можно применять эффекты открытия дверей, окон, изменения освещенности. Более того, демонстрировать процесс создания интерьера, начиная с пола, стен, потолков и заканчивая расстановкой мебели и элементами декора.
Конечно, "внутреннее" оформление - задача весьма специфическая, ведь результат работы дизайнера, как и уровень его профессионализма, виден лишь после завершения проекта, когда выполнены строительные работы, размещены элементы декора, а значит - потрачены немалые деньги заказчика!
- Примеры неудачных решений интерьера можно встретить на каждом шагу, - делится
дизайнер компьютерной графики Александр Кашкин. - Однажды при разработке дизайн проекта для офиса компании ее руководство решило пренебречь моими идеями, прислушавшись к мнению старшего менеджера. В итоге, все помещения были окрашены в ядовитые насыщенные цвета. Так, хорошо освещенную комнату оформили в апельсиновых тонах, а затененную - в голубых. Новый "стиль" не только не повысил эффективность работы сотрудников фирмы, но и создал довольно некомфортную обстановку. Проявлений непрофессионализма, к сожалению, немало. На днях ознакомился с проектом реконструкции развлекательного центра. Казалось бы, все красиво, современно, стильно... Но ошибки, недопустимые для опытного дизайнера, не всегда видны "невооруженным глазом". Например, ядовито-оранжевое цветовое решение стен вряд ли будет способствовать игре... Так что, теория - всего полдела, главное - опыт и желание постоянно повышать уровень. И не просто "впитывать" знания, а думать, "взращивать" профессионализм, учиться на каждом выполненном проекте!
Из Интернет-форума: советы профи
- Чтобы быть хорошим дизайнером интерьера, нужно иметь архитектурное образование и креативный склад ума. То есть досконально разбираться в технических (а не только в визуальных!) тонкостях выполняемых работ, вплоть до монтажа электропроводки, а не рассуждать лишь с позиции "нравится - не нравится".
- Дизайнер - не пользователь программ, а структура мышления, которую не освоишь за несколько недель. В первую очередь, ему пригодятся знания современных строительных технологий и материалов. Без этого - никуда, равно, как и без навыков правильного оформления проектной документации.
- Декоратором стать намного легче, чем полноценным дизайнером интерьера. Тут не обойтись без знаний приемов монтажа канализационных систем, вентиляции, электропроводки, способностей наладить работу с бригадой строителей. К тому же, нужно разбираться в техниках конструирования элементов, скажем, подвесных потолков. А еще важно уметь строить перспективы интерьера и "вписываться" в смету заказчика.