об изданиях Контакты размещение объявления
в еженедельникe
вакансии и
объявления
подписка на
издания
карта сайта рекрутинговое агентство
"Пропоную роботу"
интервью и
статьи
Резюме

Онлайн журнал
№23
18.06.2018

Советы по трудоустройству

Антикризисная коалиция

«Шеф! Все пропало! Все пропало!!!». В применении к современным бизнес-реалиям бессмертный афоризм прозвучит примерно так: пропали клиенты, а вслед за ними и деньги. И если уж ниточка из клубочка потянется, то и сотрудники побегут с позиций, а значит и компании не избежать фиаско. Конечно, если не успеть обрезать злополучную ниточку. Благо, спецы такие не перевелись, да и удается это им ловко: на вполне законных основаниях.

• подробнее

«На аптеку работать будешь…»

Мало кто из нынешнего поколения приверженцев «железобетонного» выбора кока-колы вспомнит киношедевр Геннадия Полоки «Интервенция» с гениальным Высоцким в главной роли. В картине был любопытный эпизод. Киногерой талантливого Золотухина спрашивает у старика-аптекаря: «Возьмет ли меня курарэ?». Мудрый фармацевт с непоколебимой уверенностью отвечает: «Об чем речь? Конечно! И вообще, где старые добрые болезни: понос, ангина?» Спросите, какое отношение все это имеет к теме номера? Самое прямое — всем, не только провизорам, полезно помнить «аптечную» киноклассику. Здоровее будем!

• подробнее

Смотри еще:

Аренда конференц залов

Тренинги в Украине

Должностные инструкции

Вакансии в Украине

Резюме в Украине

Вакансии и Резюме


интервью и статьи |

Изразцовая работа


НИзразцовая работа
Изразцовая работа

Крутится-вертится гончарный круг. Бесформенный кусок глины постепенно обретает очертания. Так рождается новое творение мастера… Но вылепить сырую глиняную основу и обжечь ее в раскаленной до тысячи градусов печи - лишь полдела. Главное - наполнить произведение глубинным смыслом, вложить в него душу, из разряда ремесленнической поделки возвысив в ранг искусства. А этой премудрости научиться намного сложнее!

Гончарство возникло тысячи лет назад, в эпоху Трипольской культуры. Наши предки работали с глиной вручную, и лишь позже изобрели гончарный круг. Несмотря на древний возраст, это ремесло не потеряло актуальности и сегодня. В некоторых регионах, богатых залежами глиняных пород, до сих пор процветают целые гончарские "осередки", где навыки создания изделий из глины передаются по наследству. Начинающие народные умельцы осваивают мастерство не в школьных стенах, а непосредственно из уст (и рук!) признанных мастеров.
Впрочем, для нужд множества промышленных предприятий, имеющих дело с этим пластичным материалом (например, заводов по изготовлению изделий из фарфора), подготовкой рабочих кадров занимаются несколько профессионально-технических училищ. Так, обучение гончаров поставлено "на поток" в Волынской, Полтавской и Херсонской областях.
Желающие овладеть гончарским мастерством "для души", могут обратиться в недавно созданную в столице Школу гончарства, действующую на территории Выдубицкого монастыря. Правда, никаких дипломов и сертификатов здесь не выдают, зато каждого желающего обучают тонкостям работы за гончарным кругом, причем - абсолютно бесплатно. К тому же, учительствует в школе известный народный умелец Иван Панков, отдавший гончарству более десятка лет.

Стать художником-керамистом намного сложнее, чем гончаром. Ведь керамика - это искусство, постичь которое невозможно без художественного образования. Интересно, что профильные кафедры по подготовке керамистов открыты лишь при трех отечественных вузах - Львовской академии искусств, Харьковском художественно-промышленном институте и Киевском государственном институте декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука.
Попасть в ряды студентов художественного вуза непросто. Вступительные экзамены носят сугубо творческий характер, и сдать их под силу лишь абитуриентам, получившим специальную подготовку в худшколе. Конечно, вовсе необязательно лепить безделушки из глины с самого детства, хотя этот навык очень пригодится в дальнейшей учебе. Достаточно просто уметь рисовать, иметь представление о композиции, рисунке и живописи.
Несмотря на то, что Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна получил это высокое звание шесть лет назад, поступить сюда отнюдь не легче, чем в академию искусств. Впрочем, на отсутствие абитуриентов здесь не жалуются. Конечно, большинство ребят стремятся на факультет дизайна, ведь сегодня это одна из самых престижных специальностей. Но немало и таких, кого интересует сугубо прикладное искусство: монументально-декоративная роспись, художественный текстиль и изделия из дерева, металла или керамики. Например, на художников-керамистов ежегодно набирают пять-шесть студентов. А профильную кафедру возглавляет первый и единственный в Украине профессор керамики.
НИзразцовая работа
- Художник любой специальности прежде всего должен владеть рисунком и живописью, - уверен заведующий кафедрой художественных изделий из керамики и скульптуры Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука, профессор керамики и скульптуры, заслуженный деятель искусств, народный художник Украины Петр Петрович Печорный. - Без таких основополагающих знаний и навыков он попросту не сможет служить искусству! Поэтому все без исключения студенты с первых же дней досконально изучают базовые предметы. К практическим занятиям новички допускаются лишь со второго полугодия. Прежде всего, знакомятся с материалом, с которым будут работать в дальнейшем, в нашем случае - с глиной. Ведь многие никогда даже не держали ее в руках! Только потом приступают к изготовлению простейших небольших поделок, идеи для которых копируют с иллюстраций. Первой серьезной работой для студентов становятся изразцы (кафель). Основу для плитки делают с помощью специальной формы, которую заполняют глиной, после чего лицевую поверхность оформляют рельефным декором. Когда изделие высохнет, его выпаливают в печи, при температуре до тысячи градусов. Позволяется делать и второй выпал, по глазури.

Кто горшки лепит
Керамика - понятие очень обширное и включает в себя синтез нескольких художественных направлений. В ней воедино слились не только гончарное ремесло, но и пластика, и живопись. Да и сфер применения керамических изделий не счесть. Даже аристократический фарфор представляет собой ничто иное, как выпаленную глину, только довольно специфическую, белую. Рецепт изготовления фарфоровых изделий студенты-керамисты изучают только в теории. Чтобы воплотить идеи в материале, придется ехать на один из фарфоровых заводов, которых, кстати, в Украине немало. Нет на кафедре и возможности работать с фаянсом. Для выпала нужна температура не меньше 1200 градусов, а учебные печи выдерживают максимум тысячу. Поэтому работают только над традиционными керамическими изделиями, но и здесь есть где разгуляться фантазии.
Сложность заданий, выполняемых керамистами, повышается с каждым годом. На младших курсах - декоративные панно и тарелки, на старших - проекты декоративной пластики, сродни полноценным скульптурам. Процесс создания произведения искусства долог и занимает несколько месяцев!
С чего начинается работа студентов? Прежде всего, со сбора материала. Никакая идея, даже самая оригинальная, не приходит из ниоткуда. Для ее рождения нужно искать вдохновляющие образцы, а это может быть и музейная экспозиция, и литература, журналы. Каждый ученик ведет альбом, куда, как поэт, заносит понравившиеся идеи и делает зарисовки, постепенно, по кусочкам, составляя композицию будущего проекта. Детальная разработка темы начинается только на основе собранного материала. Первым создается эскиз - рисунок от руки, часто простым карандашом.
- Уверен, что наиболее трудно дается процесс составления композиции, - делится Петр Петрович. - Начиная с первого курса, студенты последовательно учатся рисовать натюрморты, делают академические зарисовки гипсовых моделей, головы и торса, знакомятся с живописью… Но лишь в совершенстве изучив такой предмет как "композиция", могут стать полноценными художниками. Замечу, что для любого керамиста важно овладеть навыками скульптора. Ведь керамика и сам материал, из которого она изготовлена, дают прекрасную возможность для создания пластичных фигур.

Как глина в руках гончара
В учебной мастерской керамики гончарные станки заняли места привычных парт. Именно с их помощью будущие художники учатся воплощать свои задумки в материале. Интересно, что таким образом можно изготовить предметы не только плоской или круглой формы - скажем, тарелку, вазу или кувшин. При желании практически любую сложную фигурку, будь то мифическое животное или абстрактная композиция, можно разбить на несколько сферических элементов.
Еще одна премудрость - роспись изделия специальной керамической краской, сделанной на основе все той же глины. Такой способ декорирования очень древний и известен еще со времен Трипольской культуры. Несмотря на кажущуюся простоту, овладеть им не так-то легко. Из-за неправильно подобранной по консистенции краски рисунок может сразу же "сколоться".
- Думаю, освоить все нюансы изготовления керамики в теории просто невозможно, - рассуждает Петр Петрович. - Чтобы почувствовать глину, особенности работы с ней, необходимо попробовать все своими руками. Нужно самостоятельно изготовить придуманный образец, и не один, а десятки, и даже сотни! Тем более, что, в отличие от многих других мастеров декоративно-прикладного искусства, работа керамиста очень многогранна. Все изделие, начиная от эскиза и заканчивая отделкой, он делает самостоятельно! Конечно, вначале никак не обойтись без учителя, который всегда подскажет правильное решение, укажет на ошибки и поможет избежать их в будущем.

Факт
Научные исследования доказали, что "первичным бульоном", в котором зародилась белковая жизнь, были отнюдь не теплые океанические воды, а… полужидкие глиняные пласты! Революционную теорию происхождения всего живого на земле подтверждает и религия: именно из глины Бог создал первого человека.

Как и в любом творчестве, в керамике существует опасность копирования работ известных мастеров или своих учителей. Но на кафедре художественных изделий из керамики и скульптуры этого не боятся. Говорят, использование чужих идей - лишь временное явление, и в будущем ребята обязательно научатся авторским находкам, созданию оригинальных изделий.
Насколько будущему художнику непросто в развитии творческих навыков, зависит не только от него и преподавателей, но и особой атмосферы, царящей в учебной мастерской.
- Идеи для творчества можно найти везде, просто нужно уметь их искать, - делится Петр Петрович. - Бывает, идешь по улице, смотришь под ноги и в обычном пятне, увиденном на дороге, для тебя раскрывается дивный образ. Вот так и работаем…
Насколько долог путь становления керамиста? Считаю, что окончание института, пусть даже успешное, еще не означает, что студент стал настоящим художником. За пять с половиной лет учебы в вузе это просто невозможно! Любой художник просто обязан учиться всю жизнь. Несмотря на возраст и многочисленные достижения, я не прекращаю совершенствоваться. Начинал учиться еще в бывшем Киевском училище прикладного искусства при Киево-Печерской Лавре. Но по-настоящему почувствовал керамику, будучи студентом одной из лучших художественных школ - Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной. В общей сложности был студентом одиннадцать лет! Но стремление к знаниям не должно угасать никогда. Если художник остановится в развитии - он просто исчезнет как творец…
ИЗУЧАЕМ ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО
Учебное заведение
Специальность
Координаты
Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука
изобразительное и декоративно-прикладное искусство
г. Киев
ул. Киквидзе, 32
тел. 285-7577
Львовская академия искусств
изобразительное и декоративно-прикладное искусство
г. Львов
ул. Кубийовича, 38
тел. (0322) 761-482
Харьковская государственная академия дизайна и искусств «Харьковский художественно-промышленный институт»
изобразительное и декоративно-прикладное искусство
г. Харьков
ул. Краснознаменная, 8
тел. (0572) 400-669
Школа гончарного искусства
гончар
г. Киев
ул. Выдубецкая, 40
Профессионально-техническое училище №7
гончар
Волынская обл.
г. Ковель
ул. Варшавская, 10
тел. (03352) 231-35
Художественное профессионально-техническое училище №28
гончар
Полтавская обл.
пгт. Решетиловка
ул. Ленина, 61
тел. (05363) 213-96
Профессионально-техническое училище №4
гончар
г. Херсон
ул. Рабочая, 123
тел. (0552) 247-504
 
Юлия ДАНКОВА
Фото автора











© 2002-2018 "Пропоную роботу"   
<