По состоянию на декабрь 2005 года на территории всей Украины эксплуатируется более 92 тысяч лифтов. Около 27 тысяч из них верой и правдой служат уже 25 лет. Постепенно их модернизируют, заменяют другими, более усовершенствованными моделями. В новостройках же устанавливаются «подъемники» нового поколения, которые оснащены по последнему слову техники. В советские времена основными поставщиками лифтов были Киевский, Московский, Карачаевский лифтовые заводы. Сейчас на наш рынок пришли такие мировые гиганты лифтостроения, как «Kone», «Otis».
Количество лифтов возрастает с каждым годом, ведь их устанавливают не только в многоэтажках, но и в торговых центрах, в современных офисных зданиях. Кроме жилых и офисных зданий «агрегатами» оборудуются магазины, аэропорты, спортивные комплексы. Даже для прыгунов в воду выпускаются прозрачные специальные подъемники на вышку, чтобы зрители могли наблюдать не только прыжок, но и подготовку к нему. Трудно сказать может ли похвастаться столица нашей страны подобной экзотикой. Вряд ли. А первыми шагами к стандартам цивилизации можно начать с оснащения всех крупных магазинов. И не только на подъем, как это было когда-то принято.
Стоит ли сомневаться в важности роли, отводимой нашему скромному герою-лифтеру?
Л Ю Б О П Ы Т Н О , Ч Т О ...
Первый лифт был установлен в 1743 году в личных апартаментах Людовика XV и приводился в движение дюжими слугами.
Лифты, работающие по принципу винтового домкрата, к 1870 году были заменены гидравлическими: вода, масло и другие жидкости нагнетались в цилиндр, поршень которого поднимал кабину. В ХХ веке из-за увеличения высотности зданий возникла нужда в пассажирских лифтах с электрическим приводом.
Главная задача электромеханика по лифтам – обеспечение надежной, бесперебойной, а, главное, безопасной работы лифтов на вверенном участке.
Электромеханик чинит или меняет вышедшие из строя электродвигатели, налаживает множество реле в машинном отделении, следит за состоянием кабины и тросов в лифтовой шахте, освещением и кнопками, как в самом лифте, так и на этажах. Так же, как и электрик, электромеханик по лифтам часто работает с высоким напряжением. Ему необходимо знать физику и механику. А чтобы спуститься в шахту по крыше кабины лифта, нужны сноровка и физическая сила.
Лифтер лифтеру – рознь. Один может только двери кабины при случае открыть, дабы вызволить несчастных застрявших граждан, провести осмотр. Другой, способен разобраться в сложнейшем механизме скоростного лифта, устранить серьезные неполадки, испытать новую модель. Конечно, и знаний у второго больше, и опыта.
Как правило, лифтеры с низким, первым или вторым, разрядом — женщины. Их служебные обязанности не требуют большой физической нагрузки или глубоких знаний электромеханики. В аварийных бригадах — совсем другой уровень подготовки. В них работают профессионалы со стажем, которые способны выполнять сверхсложные работы по ремонту и монтажу лифтового «хозяйства».
Что вы делаете, «застряв» в лифте? Правильно, нажимаете кнопку вызова диспетчера ЖЭКа. Диспетчер переадресовывает заявку предприятию, контролирующему лифты в вашем районе, а вам остается ждать чудо-мастера, который не только освободит вас из заточения, но и в случае необходимости окажет первую медицинскую помощь.
СПРАВКА
Лифт используется 365 дней в году, 24 часа в сутки. Каждый лифт, в среднем, проходит 3000 км в месяц и совершает от 9000 до 12000 пусков. Таким образом, за 20 лет он покрывает расстояние в 720000 км и совершает от 2 до 3 миллионов пусков.
«Случается, — рассказывает
Василий Николаевич Кононенко, директор КП «Оболоньлифтсервис», — что в момент аварии по району одновременно останавливаются множество лифтов. Главная задача аварийной бригады в этом случае — освободить людей. А починкой занимаемся, когда удостоверимся, что безопасности жильцов ничего не угрожает. Конечно, всем угодить невозможно: какое-то время приходится «карабкаться» на свой этаж пешком. Но безопасность людей — прежде всего!»
Электромеханик — чрезвычайно нужная и востребованная профессия. Причем с каждым годом требования к специалистам возрастают: лифты становятся все сложнее, на смену механике и реле приходят электроника и микрочипы. Знатоки лифтового оборудования востребованы на стройках, в ЖЭКах и фирмах, производителях лифтового оборудования, где приходится следить не только за лифтами, но и за эскалаторами, подъемниками и различными транспортерами. В Киеве, помимо коммунальных предприятий, присматривающих за лифтами в жилых домах, существует масса частных предприятий, обслуживающих торговые центры, кооперативные дома, здания фирм.
Зарплата электромонтажника по лифтам колеблется от 900 до 2500 грн, в зависимости от квалификации и места работы. Есть коммерческие структуры, которые прибегают к услугам лифтера от случая к случаю. В коммунальных предприятиях есть постоянно действующие сервисные и аварийные службы. В «аварийке» график работы посменный, у бригад, занимающиеся осмотром и проверкой технического состояния лифтов, — с 8.00 до 17.00.
Если вы решили посвятить себя нужному и благородному делу обслуживание лифтов, для начала посмотрите в паспорт: лиц, моложе 18 лет не принимают. При устройстве на работу у вас поинтересуются состоянием здоровья. Электромеханики высших разрядов вынуждены подчас не только осматривать лифт, но и поднимать и переносить двигатели, опускаться в шахту для ремонта. Так что объективно оцените свою физическую форму. Для начала подойдет просто ответственное отношение к работе. А нужные знания помогут приобрести без отрыва от производства, если, конечно, вы устраиваетесь на работу в коммунальное предприятие. Коммерческие структуры, как правило, будут рады уже готовому специалисту, так что учиться придется за свои, кровные. Обучение специальности электромеханика по лифтам сейчас у нас платное: 500-700 грн. При крупных компаниях созданы свои учебные центры, как, например, в ООО «Отис». Поскольку это предприятие выпускает лифты нового поколения, оснащенные микропроцессорной техникой, лифтеры приобретают навыки ее обслуживания.
ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ…
Самые скоростные пассажирские лифты, поднимающие пассажиров до 60 этажа, установленные в 240-метровом небоскребе Саншайн-60 в Токио, строительство которого закончено в 1978 году. Лифты сооружены компанией «Мицубиси» и движутся со скоростью 609,6 м/мин. или 36,56 км/ч. Уши начинает закладывать уже при скорости 16 км/ч.
Однако, если вы страдаете боязнью высоты или замкнутого пространства, вам не стоит задумываться над трудоустройством в качестве лифтера. Еще эта специальность предполагает серьезную физическую нагрузку.
В современном мире многие рабочие специальности приобретают новое содержание. Усложняется техника – усложняется и уход за ней, повышаются требования к знаниям и умениям обслуживающих специалистов. Можно смело сказать, что современный лифтер — высококлассный специалист. Хорошего мастера отличает чувство ответственности, умение управлять сложными ситуациями, находить психологический подход к людям.
Разные ситуации случаются! Авария в лифтовой шахте, обесточивание электрооборудования и заклинивание дверей в то время, когда в кабине находится женщина с ребенком, больной человек, люди с животными. И даже изрядно подвыпивший товарищ, громко и настойчиво требующий не столько его спасти, сколько срочно доставить еще водки, к тому же прямо сюда, в лифт. Это — будни лифтера, который просто обязан уметь «разруливать» подобные ситуации не только технически, но и психологически.
— Для наших работников выходные и праздники – самая горячая пора! Большинство аварий происходит именно в эти дни, — делится проблемой директор «Оболоньлифтсервис», — причем по вине самих жильцов. Например, обычно вместимость пассажирского лифта 4 человека, а компания поместилась в него целиком, 7-8 человек. Вот и получается, что праздник люди проводят в застрявшей кабине, ругая, на чем свет стоит лифтера. Хотя виноваты-то сами!
А бывают ситуации и похлеще. Например, известны случаи, когда в шахте или кабине обнаруживались вещественные доказательства, с помощью которых удавалось раскрыть преступление!
Вот такая «непыльная», на первый взгляд, профессия. И недалек тот день, когда лифтеры будут обслуживать подъемники, транспортирующие грузы на околоземную орбиту. Это не фантастика, американская компания High Lift Systems совместно с NASA планирует осуществить этот проект уже через 15-20 лет. Представляете себе: глянет космонавт в иллюминатор, а там плывет в открытом космосе человек с гаечным ключом в руке и спрашивает: «Лифтера вызывали?»