«Фигуры» высшего пилотажа
Их нельзя не заметить — стайку элегантных длинноногих красавиц в безупречной униформе, окутанных облаком изысканных духов. Их замечают не только мужчины. Женщины, спешащие домой с тяжеленными сумками, провожают вздохами сожаления или завистливыми взглядами. Это и понятно: какая же девушка не мечтала стать «неземным ангелом»? К сожалению, при всей привлекательности этой «невесомой» профессии мало кто догадывается, какой тяжкий труд стоит за безупречным видом, гарантированным сервисом и «голливудскими» улыбками стюардесс. По дороге в киевский аэропорт «Жуляны», перебирая в памяти все, что знаю о «неземной» профессии, я пришла к неутешительным выводам. Скудный багаж знаний составляли, главным образом анекдоты, начинающиеся словами «падает самолет...», информация из рекламных проспектов да фильмов, большинство из которых — о терроризме и катастрофах. С чего начать разговор? Беспокоилась я напрасно, моя собеседница понимала с полуслова и буквально хватала на лету возникающие вопросы: наверное, сказалась профессиональная привычка, выработанная за пару десятилетий работы бортпроводницей. Но к имиджу профессии, созданному народным творчеством, у собеседницы отношение оказалось неоднозначным. «Сказки все это, — прокомментировала самый впечатляющий отечественный триллер «Экипаж» Анжела Коваленко, старшая борт-проводница, начальник службы авиакомпании «АРП 410». — Заделывать пробоину во время полета, да еще и снаружи, при средней температуре за бортом минус 50 градусов... Просто фантастика. Что касается анекдотов — они обычно пошлые или глупые».
Д О С Ь Е
Анжела Викторовна Коваленко, старшая бортпроводница, начальник службы авиакомпании «АРП 410». Родилась в Запорожье. Недалеко от дома находился аэропорт, и поэтому мечтой детства было летать. В 5 классе стала писать стихи о воздушном флоте, о самолетах (даже звучали в эфире). Мечту детства успешно воплотила в жизнь: летает с 19 лет. Специальное образование: подготовка в УТО (учебно-тренировочном отряде), а затем в УТЦ (учебно-тренировочном центре). Увлечения: любит готовить, вязать, шить, сетует, что на все не хватает времени.
- |
Профессия стюардессы лидирует в рейтинге самых романтичных. Чем вызвана подобная популярность? |
- |
Ничего удивительного: профессия не совсем стандартная. Человека всегда манило небо — непознанное, далекое, недоступное и притягательное, нежно-голубое с воздушными белыми облаками, словом, предел мечтаний романтической души. Не зря мы «летаем» во сне, с необъяснимой тоской всматриваясь в небо, вспомните хотя бы бессмерт-ное: «Отчего люди не летают так, как птицы?» А с того момента, как человечество научилось парить над землей, стало понятно: все развитие цивилизации было, по сути, дорогой в небо. Наверное, поэтому о профессии стюардессы девчонки мечтают с детства (примерно так же раньше мальчишки мечтали быть космонавтами): красивая форма, дальние страны, яркие впечатления, возможно, и муж пилот… и, конечно, высокие заработки. Частично так оно и есть. Но первое соприкосновение с реальностью быстро остужает романтический пыл.
|
- |
И какова оказывается реальность? |
- |
На самом деле это очень тяжелая работа — ранние подъемы и поздние прилеты, большая часть жизни проходит в пути. Установленная норма «не более 9 часов летного времени в день» говорит исключительно о времени полетов, но умалчивает о периоде, проведенном вне дома: если нет обратного рейса, ночевать приходится в гостинице. Зимой как правило, уплотненный график, иногда без выходных (из-за болезни стюардесс рейсы тоже не откладываются). Отсюда одна из самых распространенных проблем — семейная. Дети есть, а вот мужья… Немного мужчин терпят, когда мать, жена и хозяйка дома практически не бывает: прилетела и через несколько часов в рейс. Некоторые делают выбор в пользу семьи. Проблем масса: «вечная» дорога, отсутствие горячей воды, нерегулярное питание. Поэтому нужно научиться создавать себе удобства своими руками и как в сказке «варить щи из топора»: уметь решать свои проблемы, не отвлекая экипаж. Обязанностей много, проблем соответственно: на все нервов не хватает, а пассажиры ждут от тебя улыбки. Даже в бессонные ночи, когда все дремлют, дежурь, ожидай вызова и исполняй капризы пассажиров. Плюс материальная ответственность (бесконечный пересчет чашек-плошек). Нужно привыкнуть и к особому ощущению времени: оно либо настолько спрессовано, что ничего не успеваешь, либо тянется как резина в бесконечной неподвижности долгого полета, когда некуда деться. В этой профессии задерживаются только «рожденные летать» — те, которые «ползать не могут».
|
- |
Что входит в обязанности бортпроводника? |
- |
Раньше предполетная подготовка начиналась с обязательного медосмотра. Сейчас всю ответственность принимает на себя командир экипажа. Бортпроводник осматривает салон, гардероб, туалет и багажники: нигде не должно быть посторонних предметов. Зато все аварийно-спасательное оборудование: спасательные жилеты, огнетушители, кислород должно быть на местах и в рабочем состоянии. Бортпроводник оформляет туалетную комнату предварительно принятой «бытовкой» — полотенца, туалетная бумага, мыло, освежители воздуха, получает свежую прессу. В его обязанностях — приемка багажа, почты, грузов, бортового питания (отдельно для бизнес-класса и экономкласса), сверка документов и контроль сроков реализации продуктов. Перед рейсом обследует исправность привязных ремней на каждом кресле и крепление коврового покрытия. Один бортпроводник приветствует пассажиров у входной двери, а другой помогает найти место и разместиться в салоне. Продемонстрировав аварийное оборудование, объясняем, как себя вести, контролируем, чтобы все были пристегнуты. А после посадки обязательно осматриваем салон: пассажиры могут забыть ценные вещи.
|
- |
А капризные часто попадаются? |
- |
Не без этого. Но это не дает нам права не уважать пассажиров, какими бы привередливыми, капризными или требовательными они ни были. Понимание важности приходит не сразу: сначала принуждаешь себя во время внештатных ситуаций, а потом (с годами и опытом) это становится твоей жизненной философией. Практически каждый требует особого к себе отношения. Попадаются экзальтированные личности: все их раздражает, все не нравится. Но как правило, подобные капризы — от страха. Надо успокоить человека, побеседовать. Если нужно, и рядом посидеть, за руку подержать... Разве нам самим этого порой не хочется? Самое забавное, когда хотят попасть в салон бизнес-класса, имея на руках билет экономкласса, думают, что можно договориться «на месте».
|
- |
А летать не страшно? |
- |
По статистике, в авиации количество несчастных случаев меньше, чем ДТП. А кому страшно, в бортпроводники не идет, или, по крайней мере, долго не задерживается. Часто стюардессы увольняются после аварийных ситуаций. Иногда, попадая в зону турбулентности (самолет при этом сильно трясет), заявляют, что в самолет больше не сядут. А оправившись от испуга, снова отправляются в рейс. По-настоящему проверка проходит не менее 3-х лет.
|
- |
Верен ли стереотип, что ваша профессия чисто женская? |
- |
|
Анжела Коваленко: «Когда я прилетала домой на пару часов (чтобы выспаться), друзья шутили: «Зачем тебя вообще отпускают из самолета?». Я отвечала: «Постирать рубашку». | В профессии немало мужчин и они довольно неплохо справляются с обязанностями. Некоторые становятся бортпроводниками после неудачной попытки освоить профессию пилота, остальным — нравится летать. Однако мне кажется, что стюардесса профессия женская — это как бы гостеприимная хозяйка, только в самолете. Ведь в жизни, когда в дом приходят гости, встречает и угощает их всегда женщина. А мужчина — глава семьи, управляет самолетом. Поэтому полагаю, что место мужчины — в кабине пилота.
|
- |
Главное качество бортпроводниц? |
- |
«На боевом посту» никогда нельзя терять самообладания. Случается всякое, например, борт попал в зону турбулентности или (не дай Бог) неполадки с двигателем. Пассажиры на тебя смотрят такими глазами, как на ангела-хранителя! И это нормально — стюардесса всегда знает, что нужно делать. Если она спокойна, значит, опасности нет. Эта чисто женская профессия требует огромного мужества. В экстремальных ситуациях выдержка должна быть такой, чтобы Джеймс Бонд рыдал от зависти. Если дать слабинку и они заметят хотя бы тень твоего волнения, все пропало, панику в самолете остановить будет очень сложно.
|
- |
Существуют ли какие-нибудь чисто «стюардесские» приметы? |
- |
Я лично в них не верю, поэтому как-то особо не интересуюсь. Хотя, говорят, нельзя ничего зашивать или пришивать до или во время полета, иначе «рейс прошьешь». Пассажиры, просящие швейные принадлежности, часто не верят, что у нас их нет, но это правда.
|
- |
Какие были ваши впечатления от первого рабочего дня на борту самолета? |
- |
В первом полете я очень боялась упасть с подносом, поэтому у меня сильно дрожали руки, и еще опасалась, чтобы меня не укачало, ведь до этого я не успела побывать пассажиром. А тем более перед полетом: начальник службы «прикрепила» всех стажеров к инструкторам и говорит: «А себе я забираю Коваленко». Вот тут я и оробела, стала лихорадочно перебирать в памяти, что я сделала неправильно? Как оказалось, это был знак особого расположения.
|
- |
Что вы можете сказать девушкам, мечтающим стать стюардессами? |
- |
Быть стюардессой — это здорово, несмотря на многие тяготы, в профессию влюбляешься с первого взгляда и она не «отпускает» всю жизнь. Если у вас нормальное здоровье, если вы способны нести ответственность за пассажиров и за безопасность полета в целом, если не теряетесь в экстремальных ситуациях и легко, а главное, быстро, умеете находить правильные решения, тогда — в добрый путь, небо ждет вас!
|
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Иногда, чтобы стать стюардессой, девушки готовы идти на жертвы, которых, как известно, требует красота. Например, англичанке Эмме Ричардз для достижения своей мечты нужно было всего-то прибавить в росте 16 см. Она настояла, чтобы врачи в двух местах сломали ей бедра и вставили в них металлические пластины. Это позволило мужественной девушке ежедневно прибавлять в росте на 1 мм и постепенно приблизиться к желанным стандартам стюардесс.
|