Архитектор — зодчий, художник строитель, по планам и чертежам которого ведется застройка. Математическая точность с инженерным уклоном и профильным образованием. Но если копнуть глубже, это специалисты, для которых архитектура — не просто профессия… Зодчие формируют эпохальный образ современности: по зеркальным фасадам небоскребов ХХI века через столетия потомки будут судить о нас. Многое, правда, изменится с развитием технологий и материалов, но работа мастеров-зодчих останется нетленной.
Д О С Ь Е
Лубко Татьяна Викторовна — архитектор ООО «Стройальянс». В 1982 году окончила архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института (ныне — Киевский национальный университет архитектуры и строительства). С тех пор профессии архитектора не изменяет. В «Стройальянсе» работает три года.
-
Быть архитектором непросто, — уверена Татьяна Лубко, — и в личном, и в профессиональном плане. Работа занимает очень много времени, энергии, требует самоотдачи, гибкости и постоянного поиска новых идей. Это сложно, но безумно интересно. Потому что это — творчество, полет фантазии, устремленный за мечтой.
-
В чем квинтэссенция профессии? С чего начиналась ваша трудовая деятельность?
-
Самое важное — творчество, трудолюбие, самоотдача и вера в свои силы. Профессия дает возможность создавать красоту в монументальных сооружениях, вкладывать в проекты знания и умения, отдавая часть своей души. После КИСИ я работала в государственном проектном институте Министерства угольной промышленности, который занимался проектированием улиц, жилья, библиотек, ресторанов, магазинов. Молодым специалистам чаще всего поручали заказы на реконструкцию фасадов. Строили в России, Украине. Тогда в моде была тенденция размещать на первых этажах жилых домов аптеки, магазины — вот и работали в этом направлении. К сожалению, в те времена многие институты трудились вхолостую — «на полку», а нам повезло, мы проектировали под реального заказчика, на результат. Это стимулировало и давало импульс к развитию.
-
Как работаете над заказом? Опишите техническую сторону процесса.
-
После заключения договора (с учетом требований клиента) составляется набросок. Потом — вариантное проектирование: определяется вид фасада, этажность. Так называемая «стадия «П» (проекта) включает выработку объемно-планировочного решения. Следующая ступень — рабочее проектирование (закладка фундамента, определение вида каркаса, расчет конструкций) и — согласование с заказчиком. На всех этапах осуществляется авторский надзор архитектора, ведь могут быть допущены серьезные ошибки, поскольку проект часто приходится корректировать из-за сложностей рельефа или новых требований заказчика.
-
Сколько времени уходит на средний по размерам объект?
-
Это зависит от возможностей заказчика. Например, «Фуршет» в «Мандарин Плаза» мы построили за полтора года. Кстати, сами и проектируем, и строим — можем выступать в качестве генподрядчика.
-
Минусы работы, которые задевают за живое?
-
Необходимость приземляться. Это бывает тяжело. Нужно уметь быть дипломатичным, сдержанным, убедительным, не позволять заказчику допускать ошибки.
-
Клиентов больше взыскательных или лояльных?
-
Конечно, взыскательных. Иногда приходят даже с рулеткой, вымеряя все до миллиметра. Правда, сейчас работаем с заказчиком, который нам доверяет и дает возможность воплощать в жизнь творческие фантазии. Специфических требований, конечно, много. Например, если это торговый центр, то торговые площади должны быть максимально большими. Учитываем всевозможные изыски в дизайне интерьера. Идею не только продавать в торговом павильоне товар, но и создавать уютные уголки отдыха с барами, кафе один из заказчиков увидел во Франции — и воплотил. Комплекс отдыха «Разгуляево», часть «Мандарин Плаза» — все это наше. Много крупных заказов. А молодые фирмы зачастую начинают с планировки квартир и жилых домов.
-
А что-то неординарное было в вашей практике?
-
Один довольно состоятельный заказчик пожелал колонны с капителями ионического стиля из иранского мрамора. Все бы ничего, но этот роскошный, сложный и безумно дорогой фрагмент архитектурной композиции (особенно в 90-е годы) он заказал для квартиры в панельном доме, со словами: «Хочется красоты!» Было несколько интересных случаев, когда наши рабочие находили в вентиляционных отсеках подвалов одного из старейших районов столицы клады. Правда, не сундуки с золотом, а мешочки со старыми монетами и раритетными украшениями прошлого века. Можете представить, какие вокруг этого ходили легенды.
-
Какие поступают заказы, что сейчас в моде?
-
Татьяна Лубко: «Как никакая другая, профессия дает шанс создавать истинную красоту. От нас архитекторов требуется — трудолюбие, самоотдача и вера в свои силы. Ну, и конечно знания, опыт, и частичка души».
Проектируем, в основном, магазины (меньше — здания: рынок этим уже насытился). Занимаемся перепланировками квартир, интерьерами — реже. Раньше заказчики делали то, что подешевле, попроще, сейчас — что подороже! Дешевые здания не в моде. Приветствуются новые идеи, что-то оригинальное, дорогостоящее, чтобы завлечь клиента. Что же касается быта, кардинально изменилась мода на освещение и ванные комнаты. Свет «разбрасывается» по всему периметру, актуальны световые панели, вмонтированные в стены. Ванные стали более дорогими и технологичными (джакузи). Если раньше при облицовке стен использовалась чешская или отечественная плитка, то сейчас — итальянская, мелкая плитка с применением авантюрина. В кухнях также акцент сместился на освещение, особое внимание уделяется очистке воздуха, вытяжке. Поменялся и подход к установке окон: раньше клиенты «бросались» на металопластик, а теперь предпочитают дерево, высококачественную фурнитуру (пластик через несколько лет «рассыпается», выделяя токсины). При строительстве торговых центров в моду вошли навесные фасады с применением алюминиевых композитных панелей — конструкция простая, но недешевая. Сейчас это очень востребовано. На пике актуальности стеклянные фасады (особенно в магазинах). Функциональное преимущество этой формы в том, что товар видно прямо с улицы: можно оценить ассортимент, это своего рода дополнительная реклама. Один из элементов торгового интерьера — оригинальные барные стойки со световой инсталляцией: под стеклянный корпус помещаются сыпучие материалы, и монтируется подсветка. На этом не экономят — это модно и красиво.
-
Сколько в среднем в месяц архитектору поступает заказов?
-
Цифру назвать не могу, но заказов много, а конкурентов мало. Заканчиваем один объект, клиенты приходят с новым, потом приводят компаньонов, друзей. Есть мастерские, сотрудничать с которыми считается престижно: они делают эксклюзивные дизайнерские проекты, соответственно, у них своя наработанная клиентская база, свой контингент заказчиков. Некоторые предлагают услуги попроще и подешевле.
-
В какую «копейку» обходится проектирование интерьера — от и до?
-
Порядок цен разный. В какой-нибудь известной мастерской — это 25 евро за квадратный метр: прорисовывают объем, проектируют свет, подбирают и расставляют мебель. «Не раскрученные» одиночки берут намного меньше.
-
Как оцениваете с профессиональной точки зрения современный облик Киева: разнобой стилей наносит ущерб архитектуре столицы?
-
Я отношусь к тем архитекторам, которые не считают контрастность архитектурной проблемой. Да и природный ландшафт (расположение на холмах) скрадывает шероховатости отдельных современных построек. Нашу столицу трудно чем-либо испортить! Современные здания вносят живую струю, придают яркость, и только подчеркивают величие исторического Киева. Думаю, из списка ЮНЕСКО (список всемирного наследия — авт.) нас, как ту же Москву, пока не вычеркнут. В качестве примера приведу восстановление Подола. Сначала за него взялись с точки зрения реконструкции, но затем начали появляться новые здания со стеклянными фасадами. Тогда архитекторы разделились на две группы: одни «намертво» стояли за первозданный Подол, другие — лояльно относились к обновлению. «Киев теряет свой стиль, свое историческое лицо», — говорили представители первой группы. «Город должен расти и обновляться», — парировали представители второй. «Ломают копья» до сих пор, взывая к мировой практике. Но примеры можно подобрать всякие. Возьмем Париж — столицу, которая живет за счет своей истории, достопримечательностей. Под Елисейскими полями — подземные паркинги: это удобно и функционально. Лично я проблемы не вижу. Немаловажная деталь при «освоении» исторических районов — тип застройки: акцентный или фоновый. Роскошные старинные дома, объекты архитектурного наследия отражаются в зеркальных, стеклянных фоновых фасадах современных домов. Это красиво, и в идеале должно приумножить красоту.
-
Насколько подготовлены и востребованы выпускники нынешних архитектурных вузов?
-
С уверенностью могу сказать — востребованы. И отличаются креативностью, новым мышлением, идейностью, разносторонностью. Я знаю это из «первоисточника»: сын учится на втором курсе архитектурного факультета. Ребята бывают на международных конкурсах, выставках, обмениваются опытом, и на втором-третьем курсе уже умеют очень многое. А свежий взгляд и знание новых тенденций заказчики сейчас ценят.
-
В чем принципиальные отличия работы в частной фирме?
-
На государственных предприятиях, в институтах более низкая зарплата, большая административная надстройка, бюрократия, а частник работает оперативно, на быстрый результат. Хотя, у госструктур есть свои преимущества, такие, как упрощенность согласований.
-
А у одиночек есть шансы самореализоваться и заработать?
-
Таких самостоятельных очень много. «Одинокие волки», как правило, работают на небольших объектах — частных домах, маленьких гостиницах, магазинах. Заказы, в основном, находят через Интернет. Но есть свои острые углы. Работник фирмы более защищен в юридическом плане: юристы сопровождают подписание договора с заказчиком, отслеживают порядок оплаты... А вот одиночка может «прогореть», ведь ставка делается на доверие, и, в случае чего, интересы пострадавшего отстаивать будет некому.