Быт или не быт?
Cтиль работы «доисторических» химчисток можно живо предста вить по единственному эпизоду из культового «Москва слезам не верит», в котором слова героини Ирины Муравьевой звучат приговором для клиента: «Эти пятна не отчищаются, аккуратнее носить надо». А в ответ на просьбу завернуть костюм в два слоя бумаги парирует: «В стране с бумагой напряженка!». Работа в современных предприятиях бытового обслуживания не имеет ничего общего с описанным эпизодом ни в уровне используемых технологий, ни в уровне сервиса, ни в профессионализме сотрудников. Почему? Времена другие!!! Загрязнения и пятна — отнюдь не современное изобретение. Человечество во все времена с легкостью справлялось с приобретением оных, но избавиться от сих «знаков отличия» всегда было делом нелегким. Так уж сложилось, что поддержание одежды в чистоте считалось исконно женским делом, более того, стирка стала одной из первых женских профессий. Услуги прачек всегда пользовались большим спросом, но стоит ли говорить, что их труд был неимоверно тяжел? Сегодня достаточно просто бросить вещи в стиральную машину, предварительно отмерив положенное количество стирального порошка. Однако неискушенного в этом деле могут подстерегать сюрпризы: например, английский костюм после стирки в домашних условиях смотрится как корейский ватник, а итальянская дубленка после неудачной обработки может подойти по размеру только кошке. Выход один — искать тех, кто может произвести чистку профессионально. Этим же озабочены и руководители предприятий бытового обслуживания.
ОВЧИНКА СТОИТ ВЫДЕЛКИ?
Развитие отрасли бытового обслуживания, в частности, химчистки и обработки изделий — индикатор культуры и благосостояния населения. Но возможность сдавать одежду и белье в стирку растет вместе с платежеспособностью. В итоге, основными потребителями услуг по стирке стали предприятия, а частные лица доминируют как заказчики услуг по химчистке (от 95 до 99%). Сегодня Украина не может похвастаться лидерством в этой отрасли (см. диаграмму), рынок услуг насыщен на 20% и находится в стадии формирования, а большинство предприятий — недавно открывшиеся. Операторы рынка прогнозируют, что открытие химчисток со временем приобретет лавинообразный характер. А пока отсутствует даже возможность выбора между импортным оборудованием (и химикатами) и отечественными аналогами: в стране выпуск бытовой химии на стадии становления, оборудования — и подавно. Но самая большая проблема — потребность в высококлассных специалистах. Из-за исторически сложившегося низкого престижа профессии молодежь не осознала потенциальных возможностей и перспектив. В ходе социсследований более 60% опрошенных заявило, что ни при каких условиях не стали бы работать в сфере услуг. «Частично выход из кадрового кризиса найден в проведении семинаров с иностранными специалистами, — комментирует Виктор Насадченко, директор химчистки «Лоск». — Но чтобы поднять престиж необходимо потрудиться: расширять и активно пропагандировать бизнес, демонстрировать достижения, привлекая не только клиентов, но и кадры. В отрасли (к примеру, в столичном регионе) преобладают приезжие, в основном из Львова. Конечно, мне могут возразить, что и в старые времена работников в сферу услуг привлекали по лимиту. Но сейчас иные времена. Новое высокотехнологичное оборудование может обеспечить неплохую прибыль, а значит, и повышение зарплаты».
БОЛЬШАЯ СТИРКА
На предприятиях бытового обслуживания работают представители многих профессий: управленческий костяк, без которого не обходится ни одна химчистка, специалисты, обеспечивающие техническую сторону процесса, и сотрудники, работающие с клиентами. На «технолога по чистке текстильных изделий» возлагается ответственность за внешний вид вещи после чистки. Специалист должен отлично знать все техпроцессы (их более 50), и весь ассортимент применяемых химических материалов (около 160 видов), чтобы определить возможные последствия химической обработки. Он не должен допускать к стирке изделия, пятна на которых нельзя отстирать, или к чистке то, что нельзя отчистить. Технолог изучает перспективность новинки, иногда самостоятельно синтезирует химикаты.
Понятно, что на этой позиции не бывает людей без хорошей подготовки (соответствующее образование плюс семинары и тренинги) и опыта работы. При рассмотрении диаграммы может показаться, что эти специалисты не очень востребованы. Секрет в том, что в среднем на предприятии работает 1-3 технолога, но все они — на вес золота. Средняя зарплата — 1500-2000 грн. В некоторых химчистках часть нагрузки с технологов перекладывается на аппаратчика — специалиста, работающего с оборудованием.
Очень важная и сложная профессия — специалист по чистке и обновлению кожаных изделий. Технолог данного профиля должен хорошо разбираться во всех видах кожи, оборудовании и существующих программах на нубук, крек, снеп, лайкру. Одно из основополагающих требований — хорошее цветоразличение, умение составлять цвета для окрашивания. Предпочтение — кандидатам с ВО. Но все чаще работодатели принимают учеников на простые работы, не требующие особых навыков: ворсование, нанесение жирового слоя, нанесение готовой краски и «выращивают» из них мастеров. Зарплата — от 2000 грн, а в сезон и до 5000.
Итоговая операция после чистки — глаженье. Если повезет, рабочим инструментом станет гладильный пресс-манекен с программным управлением, пресс для воротников и манжет, гладильный стол с воздушной подушкой и паровым утюгом. Для работы на этой позиции киевская регистрация необязательна, поэтому часто трудятся иногородние. Средняя зарплата — 1500-2000 грн.
Специфика работы мастеров по стирке (прачек) не нуждается в особом пояснении. Процесс автоматизирован и примерно одинаков для всех групп белья. График работы для персонала — неделя через неделю. Требования: хорошее состояние здоровья и отсутствие аллергии на крахмал. Зарплата в пределах 1000-1200 грн.
Предварительным этапом занят мастер по разбору белья. «Разношерстные» изделия поступают чаще от населения, стирающего здесь все: одежду, одеяла, спальные мешки, ковры, подушки и даже нижнее белье. Работа по сборке-разборке белья самая несложная, оплачивается 500-600 грн. Требования предельно просты: киевская прописка, внимательность и аккуратность.
Приемщиц заказов часто называют менеджерами по работе с клиентами. Они должны уметь грамотно объяснить заказчику в каком состоянии находится вещь, как ее можно выстирать или почистить, каких результатов можно ожидать. Сегодня много контрафактной продукции, пошитой с нарушением технологий, а после обработки такой одежды или белья в химчистке или прачечной она может потерять свои потребительские свойства. Приемщица должна предвидеть и такие последствия, а для этого нужно ориентироваться в материаловедении. Основные требования: киевская регистрация, привлекательная внешность, внимательность. Необходимым навыкам обучают на местах. Зарплата — от 700 грн.
И НА СОЛНЦЕ БЫВАЮТ ПЯТНА
«Тополиный пух, жара, июль»… В действительности, жаркое лето для химчисток и прачечных — сущий ад: производящие тепло установки и паровое оборудование поднимают температуру в помещениях до запредельных значений, делая условия труда невыносимыми. Но не только по этой причине лето — не лучшее время. Загруженность объясняется сезонными колебаниями: в жаркое время года и зимой основная масса клиентов «на каникулах». Самое напряженное время — середина августа, осень и весна, вплоть до середины июня.
— Работа с клиентами требует особой лояльности: не все, к сожалению, понимают, что возможности химчистки ограничены, — комментирует Любовь Бублик, администратор химчистки «Барви». — Например, при длительном хранении запятнанной одежды пятна застаревают, и убрать их становится невозможно. Также нереально восстановить первоначальный вид изделия после трехлетней носки, не говоря о том, что если на одежде имеется хотя бы маленькая дырочка, можно сразу ставить «диагноз»: 80% износа. Бывает и такое: шерстяные брюки «сели» после стирки. Просят: растяните! Много хлопот доставляет неадекватная маркировка, которая на недорогой одежде практически всегда случайна. Из-за нее вещь в лучшем случае может дать усадку. Производитель часто «забывает» указать, можно ли обрабатывать вещь химическими реактивами или нет. Да и ярлыки не всегда соответствуют ГОСТу: утюжки и корытца должны располагаться в определенной последовательности!
У сотрудников предприятий химчистки и стирки свои профзаболевания: аллергия на химматериалы и болезни ног. И если раньше притчей во языцех были проблемы с коленными суставами (из-за однообразного положения тела при стирке вручную), то сейчас такой проблемой у «химчистников» и «прачечников» стало варикозное расширение вен. Больше всех рискуют гладильщицы. А к плюсам можно отнести навыки ухода за всеми видами одежды, в том числе покраска и продление срока службы изделий. Все профессии можно освоить без специального образования, а востребованность на рынке труда — высока. К тому же работу в химчистках с уверенностью можно назвать «чистой». Судите сами: речь о таком месте, в котором ведут нещадную борьбу с грязью и пятнами, вооружившись целым арсеналом мощных СМС (синтетических моющих средств). Вы предавались мечтам именно о «чистой» работе? Тогда воплощайте мечту в жизнь.
Д И А Г Р А М М А
|