Грузы, визы и франшизы…
Cреди множества самых разных способов честно зарабатывать от нюдь не самый худший — стать экспедитором и ездить с товаром, куда пошлют. Одним это занятие кажется весьма романтическим — новые города, ночи на трассе и вольная воля. Для других эта профессия несет в себе что-то таинственное — риск, опасность, возможность испытать себя и судьбу. Впрочем, истина, как всегда, лежит где-то посредине. Сопровождение груза — довольно непростая работа, иногда опасная, но чаще интересная.
Термин «экспедитор» латинского происхождения («expedire» означает «ускорять») и ведет свою историю еще со средних веков. Типичный экспеди-тор — человек, занимающийся перемещением груза в пространстве с целью обеспечения его доставки заказчику. При этом сам груз может быть любым — от карандашей до рессор от трактора «Беларусь».
Кто же такой экспедитор, как им стать и вообще, стоит ли за это браться? А если стоит, то какими навыками и умениями необходимо обладать, чтобы устроиться на должность, без которой сегодня не мыслит себя ни одна более или менее крупная компания, осуществляющая услуги по доставке товара? Спрос работодателей на экспедиторов в течение последних лет не просто стабилен, но и растет. Можно с полной уверенностью сказать, что связано это не только с желанием торговых компаний расширить спектр предоставляемых услуг, включая туда и доставку, но и с развитием производства в целом. А вот чтобы получить отдачу, заниматься экспедированием грузов должны профессионалы.
«СЕГОДНЯ ВСЕ ИДУТ ГРУЗИТЬ ЛЮМИНЬ!»
Любой работодатель с уверенностью скажет, что хороший экспедитор — просто находка. От качества его работы зависит успех компании в целом. Прежде всего, он должен быть ответственным, аккуратным, сообразительным, знать в полном объеме ассортимент товара, внимательным при проверке накладных. Более того, при огромном ассортименте изделий (что в наше время дело обычное), и с учетом того, что заказывают в основном всего понемногу, экспедитор должен быть «занудой» в хорошем смысле этого слова. Страхование перевозимого товара, оформление необходимых документов для пересечения границы — тоже зачастую на нем. А еще он должен уметь сформировать оптимальный маршрут доставки по адресам, чтобы сэкономить время компании. И при этом продумать, как наилучшим образом загрузить машину на базе, чтобы ее было удобно и быстро разгружать у заказчиков. Кстати, основное отличие работы экспедиторского отдела обычной компании от деятельности транспортного предприятия-перевозчика — ответственность за доставку груза от начального до конечного пункта. Перевозчики же несут ответственность исключительно за свой участок маршрута.
Среди дополнительных обязанностей такого специалиста — погрузка и разгрузка перевозимого товара, который нужно доставить прямо в руки заказчика. Но это, отнюдь, не всегда невесомые скрепки — иногда приходится доставлять несгораемые сейфы или письменные столы. Так что экспедиторам зачастую приходится выполнять и работу грузчика. Кроме этого, в их обязанности входит проверка соответствия качества и количества перевозимого груза, заявленного в документах. Как правило, заказ клиента состоит из множества наименований, и потому очень важно ничего не забыть и не перепутать, чтобы потом не приезжать повторно из-за какой-нибудь забытой папки или набора ручек. Поэтому с утра, перед выездом, все заказы экспедитору необходимо тщательно проверить.
НАЗВАЛСЯ ГРУЗОМ — ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ
Отсюда главное условие работодателей — предельная внимательность. Ну, а разобраться с документооборотом — не такое уж сложное дело. «Конечно, экспедитор должен знать первичную бухгалтерию: как минимум, уметь составить накладную, — комментирует Ольга Гутарева, руководитель отдела ЧП «Робота плюс». — В некоторых фирмах этому обучают, в других предпочитают брать опытного знающего специалиста». Среди прочих требований, предъявляемых к соискателям экспедиторского хлеба, — ответственность и коммуникабельность. С первым все понятно — когда, куда и в каком состоянии доедет груз, зависит только от того, кто его сопровождает. Относительно коммуникативных навыков тоже гадать не придется — экспедитор по долгу службы много общается с разными людьми — бригадирами на стройке или производстве, сотрудниками организаций, поставляющих материалы, рабочими, обслуживающими складские помещения. Поэтому ему необходимо уметь плодотворно общаться с людьми, чтобы получать информацию о наличии или отсутствии товаров и заключать взаимовыгодные (по экономическим и временным показателям) договоры о поставках материалов и комплектующих. Одни работодатели хотят видеть в экспедиторе специалиста, единого в двух ипостасях — чтобы еще и водителем был хорошим. Другие, напротив, предпочитают нанимать отдельно экспедитора и отдельно — водителя. Дело в том, что общение с заказчиком, как правило, – занятие довольно муторное. Иногда приходится часами искать офис клиента, потому что большинство из них находятся на необъятных территориях бывших производственных предприятий или НИИ. Но мало найти нужный офис: надо выписать пропуск на проходной для въезда машины на территорию. Кроме того, иногда возникают вопросы с документооборотом, так что приходится оперативно звонить менеджерам по работе с клиентами прямо от заказчика, чтобы по возможности решить проблему на месте. Один водитель, конечно, справится с этими обязанностями, но за день успеет развести едва около половины заявок. Такой сервис, безусловно, малоперспективен. Пунктуальность в этом бизнесе — вещь очень важная. Именно благодаря оперативности доставки экспедиторы опережают конкурентов.
ИЗ ПУНКТА «А» В ПУНКТ «Б»
Реально ли экспедитору продвинуться по карьерной лестнице? В принципе, нет ничего невозможного. Как говорит Ольга Гутарева, руководитель отдела сбыта еженедельника «Пропоную роботу», «карьерный рост экспедитора зависит от фирмы-работодателя. В крупных сетевых компаниях хороший специалист может дорасти до должности старшего экспедитора. А эта профессия уже тесно связана с логистикой, которая является высшей ступенью экспедиторского мастерства. Но для этого уже нужно получать специальное образование…».
К слову, желающему стать логистиком, стоит помнить, что профессия эта практическая. Определенные знания, конечно, даются в вузах, но без закрепления на практике они останутся всего лишь теорией. Поэтому логистику нужно как можно раньше начинать трудовую деятельность. И поначалу как раз — простым экспедитором или даже водителем. Это даст необходимый опыт, который, как известно, бесценен.
Наконец, некоторые особо настойчивые и жаждущие независимости экспедиторы в силу разных причин «отпочковываются» от фирм-работодателей и начинают работать «на себя». Нередко это у них получается весьма успешно, ведь заказчики такого специалиста уже хорошо знают и охотно начинают с ним сотрудничать.
Помимо заманчивых карьерных перспектив, высокой востребованности на рынке труда, вероятности устроиться на работу безо всякой предварительной учебы, есть в этой профессии и другие плюсы. Например, возможность подобрать работу с оптимальным графиком. Иногда предоставляется и шанс «урвать» в нем немного свободного времени. Этот факт — дополнительное достоинство в глазах водителей-экспедиторов.
Что касается отрицательных моментов работы, тут мнения специалистов расходятся. Одни считают, что таковых нет, другие утверждают, что деятельность эта довольно стрессовая, требующая особой внимательности, смекалки и мгновенной реакции (иногда именно от экспедитора зависит, пропустят ли его грузовик или товар будет стоять в очереди). Ну, а ответственность за перевозимый груз часто несоизмерима с заработной платой.
ТОВАРНО-ДЕНЕЖНАЯ АРИФМЕТИКА
Сколько же зарабатывают специалисты по перевозке и доставке грузов? Поскольку требования работодателей чаще всего лежат в плоскости одного из двух вариантов — просто экспедитор или водитель-экспедитор, зарплаты тоже имеют достаточно четкую градацию. Так, первые могут претендовать на жалованье в 200-250 у. е. в месяц, вторые — на 300-500 у. е. Дело в том, что водители-экспедиторы часто устраиваются на работу с собственной машиной, как когда-то юноши шли в погранвойска с собственноручно воспитанной собакой. Поэтому размер зарплаты зависит от типа транспортного средства — если машина легковая, можно рассчитывать на 300 у. е., а если специалист «приводит» грузовую разновидность четырехколесной подруги, то и платят ему соответственно больше — 500 у. е. и выше. Но, несмотря на средние зарплаты, экспедиторы часто имеют возможность дополнительного заработка, который складывается из скидок, предоставляемых при перевозках, аренде помещений и т. п. И это еще один весомый аргумент в пользу выбора этой востребованной профессии.
|