Недетская работа
Почему у птичек нет рукавичек? По чему лягушка спит без подушки? Почему у няни волоса в сметане?»… Эти «сто тысяч почему» познающих мир сверхлюбознательных малышей способны довести до состояния близкого к помешательству практически любого взрослого. Неизвестно, смогла бы Мэри Поппинс оставаться Леди Совершенство, будь у нее вместо пары воспитанников от 15 до 30 непоседливых, всюду сующих свой нос, а порой капризных малышей. А вот у воспитателей детского сада все ладится, все получается, потому что любовь к детям — главная составляющая их профессии. Главная, но не единственная.
Лично я всегда была далека от мысли о профессии воспитателя, разделяя мысль Уинстона Черчилля о том, что легче управлять нацией, чем воспитывать четверых детей. Отправляясь на интервью в детский сад, на ум приходили сцены из кинофильмов: «Один дома», «Трудный ребенок», «Усатый нянь» и «Детсадовский полицейский», поэтому я уже представляла себя в лучшем случае в качестве высококачественной мишени для игры в дартс. Пытаясь себя подбодрить, подумала: в конце концов, что тут такого — это всего лишь маленькие дети... В скобках замечу — чужие дети, которых нужно кормить с ложечки, укладывать спать, сажать на горшки и терпеть капризы… Пришла я во время дневного сна и мы устроились с молодой воспитательницей Татьяной Ивановной «с видом на спальню», где лежали в кроватках (спали или делали вид) несколько малышей. Подумав, что в спальне беседовать не очень удобно, я предложила перебазироваться в другую комнату.
— Да что вы! Тут сейчас будут такие слезы. — Так они же спят, — оглядела я сонное царство. — Верно. Но достаточно, чтобы проснулся кто-то один, тогда невозможно будет выйти даже на минутку. И словно в подтверждение этих слов проснулась девчушка в розовой пижамке. По настороженному взгляду ребенка, с любопытством уставившегося на незнакомую тетю, я поняла — точно не отпустит! Так, впервые в жизни мне пришлось брать интервью шепотом.
Д О С Ь Е
Татьяна Кривенко — воспитатель школы-детского сада «Схід». Родилась в с. Музычи Киевской области. Оправдывая название села, большинство жителей увлекается музыкой. Традиционно любовь к музыке и танцам передалась Татьяне: с музыкальным ансамблем «Струмочок» она объездила много стран. Образование: Киевский государственный педагогический университет им. Драгоманова, факультет дошкольной психологии. Увлечения: шитье, рисование, пение и танцы. Отношение семьи к работе: несмотря на то, что каждый вечер Таня подолгу рассказывает об успехах или неудачах своих малявок (как она их ласково называет), родных это не раздражает: они с удовольствием слушают истории о маленьких воспитанниках.
- |
Почему вы выбрали именно эту профессию? — выпалила я, так и не придумав, как обойти тривиальный вопрос. А между тем, интересно, ведь мотивы у каждого свои. |
- |
Как ни банально, но мечтала об этом с детства. Недавно мама показывала мое школьное сочинение на тему «Кем я хочу стать»: с 8-го класса хотела быть воспитателем. А профессию выбрала вопреки желанию родителей: мама — учительница начальных классов — всег-да твердила мне: «Таня, это тяжелый труд, не выбирай педагогику». Но как не выбрать, если меня всегда тянуло к детям, да и они тоже «липли» ко мне? После университета пошла работать в детсад. Но однажды наступил переломный момент: непреоборимое желание больше зарабатывать привело меня в бизнес. К счастью, очень скоро поняла, что это не мое, и вернулась в детсад. Я не выношу рутины, постоянства. А с детьми каждый день все новое: моим воспитанникам в среднем по 3,5 годика, они только начинают познавать мир. И когда вижу искрящиеся радостью глазенки-пуговички, понимаю — в этом часть и моей заслуги. И никакие деньги этого не заменят.
|
- |
Что входит в обязанности воспитателя? |
- |
Самое главное — как можно раньше раскрыть в ребенке таланты и способности. Найти, чем он интересуется, что у него получается лучше и развивать это. Конечно, приучать ребенка к добру, труду, строить дружеские отношения в коллективе, а еще — подготовить к школе: научить читать, писать, считать. Если нужно, помочь избавиться от страхов. Например, многие дети боятся предстоящей учебы в школе. Тут и родители могут «добавлять жару»: мол, ты чего-то не знаешь, не умеешь, как же ты пойдешь в школу? Утешения не всегда помогают: дети плохо воспринимают слова, не подкрепленные наглядным примером. Мы приводим ребят в школьные классы, и они убеждаются, действительно, ничего страшного на уроках не происходит. Стараемся проводить совместные концерты с учащимися начальных классов, воспитанники знакомятся с первоклашками и уже не боятся школы.
|
- |
Опишите один день из жизни воспитателя. |
- |
На работу приезжаю в 8 часов и начинаю готовиться к занятиям: подбираю нужные картинки, книжечки, расставляю наглядные пособия. Когда приходят дети, встречаю их, помогаю раздеться. Делаем зарядку и идем в столовую завтракать. Потом начинаются занятия, обязательно музыка или английский (французский) язык. Мы, как в школе, ходим по специально оборудованным кабинетам. Потом идем на прогулку, обедаем, ложимся спать (так называемый сончас). Так и заканчивается смена. Часто беру «домашнее задание» — рисую или подыскиваю в Интернете интересные картинки, методические разработки, статьи, игры. Иногда шью постельки или одежки для кукол, детские костюмы. Люблю пройтись по книжным магазинам в поисках новой детской литературы.
|
- |
А с родителями приходится вести работу? |
- |
Обязательно, ведь очень важно, чтобы родители во всем нам помогали. Допустим, на занятии мы выучили стишок, а чтобы он не забылся, его нужно повторить дома. Поэтому специально для родителей вывешиваем на доске изученный материал. И в плане дисциплины: если делаешь замечания ребенку, то об этом надо поставить в известность родителей. При малейших симптомах недомогания тоже сразу сигнализируем, рассказываем, как оздоравливать детей. Возникающие проблемы в основном связаны с тем, как родителям… увести ребенка домой. Одну девчушку мама забирала домой 40 минут, она хотела остаться в садике: «Иди, мамочка домой, мне здесь хорошо, я тут буду жить». Стали ей объяснять, что все разойдутся и останутся только охранники. Были варианты, когда малыши на этом не останавливались и намеревались оставаться с охранником, заявляя: «Буду с дядей, а вы уходите домой». Родители шутят: у нас, наверное, неправильные дети, их невозможно из садика забрать.
|
- |
Плюсы и минусы профессии. |
- |
К каждому нужно найти свой ключик, приручить малыша, ведь он привык к семье: маме, папе, а тут — чужие люди. Труднее всего с ребенком, пришедшим впервые: как только мама скрывается из виду, окрестности оглашает такой рев… Самое непростое: срочно чем-нибудь отвлечь малыша. К детям нельзя приходить, как на работу, они это чувствуют. Было бы лучше, если бы государство больше нам помогало. Это касается не только зарплаты, но и литературы, методических пособий, развивающих игр, а то все создаем только своими силами. Плюсы в том, что заряжаешься от детей энергией. Как-то я пришла не в духе: одолели домашние проблемы. Подошла девчушка из моей группы, внимательно посмотрела на меня и ласково сказала: «Ты — ладость моя». От плохого настроения не осталось и следа. Недаром малышей сравнивают с ангелами — это чистые души, они еще не умеют лукавить, подличать, хитрить, рядом с ними становишься добрее и чище.
|
- |
Расскажите интересный случай. |
- |
|
Татьяна Кривенко: «Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, — плохой воспитатель». | Вот, например, недавний. За ребенком вовремя не пришел папа. Не зная, насколько задержится отец, я предложила: «Идем ко мне в гости». Малыш рачительно поинтересовался: «А что у тебя есть?» Я перечислила все вкусняшки, игры, книжки, раскраски, в общем, оказалось, что у меня дома полный джентльменский набор всего того, что желает его душа, и он согласился. Когда показался отец, малыш наотрез отказался идти домой — он-то собрался ко мне в гости. Пришлось папе пообещать вдвое больше того, что есть у меня дома. Много перлов рождается на занятиях. Показываю картинку со слоником, рассказываю, что он живет в Африке и т.д., спрашиваю: «Кто это»? Хором дружно отвечают: «Еlephant!».
|
- |
А как находить общий язык с капризными детьми? |
- |
Ключик можно найти к любому характеру. Важнее всего ребенка расположить к себе, узнать, какие у него интересы, что он любит читать, о чем разговаривать. Важно понять, почему капризничает: это может быть связано со здоровьем или с низкой самооценкой. Если ребенку часто твердят, что он плохой, он будет поступать соответственно.
Важно, чтобы ребенок понял, что его ценят и уважают, тогда он быстро усвоит границы желательного и нежелательного поведения. Но в то же время важно не попасть в зависимость от него, как это происходит со многими родителями. Ребенку ни в коем случае нельзя показывать свою слабость. Поймет — перестанет слушаться, начнутся постоянные капризы. На некоторые вещи лучше просто не обращать внимания. Если ребенок кривляется, делает что-то нехорошее, чтобы привлечь внимание, лучше игнорировать его действия. У меня был мальчик, который чуть что, говорил: «Я падаю». Сложно было отучить его от этой привычки. Воспитатели не обращали внимания на его капризы, и когда он видел, что к нему не бегут, не отговаривают, перестал капризничать.
|
- |
А есть у вас любимчики в группе? |
- |
Честно говоря, есть, но я этого не показываю, чтоб никому не было обидно. Ребятишки ведь очень ревнивые создания. Стоит уделить кому-то чуть больше внимания, остальные обижаются, плачут, в общем, стараются переключить внимание на себя. Они все знают, что я их люблю одинаково. Каждого обниму, приласкаю или поцелую.
|
- |
Что дает больший результат: ласка или строгость? |
- |
Воспитание в полной строгости неэффективно: ребенок находится в напряжении, в страхе, плохо воспринимает материал, не может раскрыться. И излишняя строгость, и излишняя ласковость одинаково вредны. Начинающий воспитатель попустительствует, жалея детей, но если так с ними обращаться, милые детишки могут сесть на шею. И когда воспитатель это понимает, впадает в другую крайность — становится слишком строгим. Нужно всегда находить золотую середину, в идеале — это строгая любовь: надо любить детей и оставаться к ним требовательным. Если ребенка наказывают, он должен понимать, что его наказали не потому, что воспитателю это нравится, а потому, что это справедливо. Если ребенок ослушался, но раскаялся, воспитатель должен простить его и вернуть в привычную атмосферу любви. Именно привычную, потому что без любви к детям в профессии воспитателя делать нечего.
| |