Ефективність на роботі подекуди залежить не лише від нас, а й від найближчих колег, з якими доводиться працювати в команді. Але як розпізнати поганого працівника? Розглянемо найважливіші ознаки поганих співробітників.
Любой банк похож на живой орга- низм — он функционирует и раз- вивается по своим законам. Здесь можно стремительно сделать карьеру, но можно столь же быстро выпасть из профессиональной жизни. Кадры в банках взращиваются собственными силами и перемещаются с должности на должность по законам, известным только внутренним HR-отделам. Бытует мнение, что банк — это кастовая структура, и попасть в нее очень тяжело. Но так ли это на самом деле?
Д О С Ь Е
Юлий Владиславович Некрасов, руководитель корпоративного университета, начальник отдела развития персонала банка «Финансы и кредит». Возраст: 40 лет Образование: 1) Киевский политехнический институт, факультет электронной техники (специальность «инженер») 2) Государственный институт экономики управления водными ресурсами (специальность «экономист») Увлечения: автомобили, путешествия.
-
Да, и мы этим гордимся, и этот имидж поддерживаем, — говорит Юлий Владиславович Некрасов, руководитель Корпоративного университета, начальник отдела развития персонала банка «Финансы и кредит». — Конечно, работать в банке — очень престижно. Но открою большой секрет: у нас столько незаполненных вакансий! И мы готовы принимать на работу будущих сотрудников безо всяких знакомств и звонков. Как это происходит? Наше управление кадров проверяет каждого кандидата на соответствие «паспорту» должности. «Паспорт» — это комплекс знаний, умений и способностей, которыми должен обладать претендент. Если вы нам подходите — пожалуйста, мы с большим удовольствием будем сотрудничать.
-
Юлий Владиславович, есть ли в этих «паспортах» требования, предъявляемые ко всем сотрудникам банка? Скажем, экономическое образование?
-
Задайте этот вопрос так называемым профессиональным банкирам, после окончания экономического вуза всю жизнь проработавшим в банках, и они ответят: «Конечно, да!». А вот я считаю, что для человека, который приходит в банк работать операционистом, было бы намного полезнее окончить продвинутые компьютерные курсы. А все остальные знания он сможет получить уже непосредственно в процессе работы. Для этого вовсе не нужно пять лет учиться в вузе!
-
Ну, а как же уровень развития — ведь он тоже должен быть высоким?
-
Конечно, приятно, если сотрудник банка сможет поговорить с клиентом о функциональном анализе, философии, литературе. Безусловно, для него это несомненный плюс. Но все мы и в школе, и в институте учились по-разному. Одни читали все, даже сверх программы, а другие — ничего. Есть такое понятие — «общая эрудированность». Если у человека этого нет, он пять лет проучится, но так и останется на уровне нажимания клавиш… Что касается профильного образования, большие системные банки тем и хороши, что в них можно работать и с техническим, и даже с филологическим дипломом.
-
И какую карьеру можно сделать в банке с гуманитарным образованием?
-
Можно, например, стать операционистом. По большому счету, это работа экономиста самого низшего звена. Она настолько упрощена, что для ее выполнения не нужно иметь специального экономического образования. Ну, а дальше все зависит от того, как специалист покажет себя в работе. И пусть он будет хоть филологом, хоть выпускником «мехмата» — я приму его на работу с большим удовольствием, если он не только будет нажимать на соответствующие кнопки, но и вникать во все тонкости банковского дела. И поверьте мне, через полгода такой сотрудник станет уже старшим экономистом.
-
Карьерный рост доступен всем сотрудникам банка, даже кассирам?
-
Конечно, доступен — было бы желание развиваться! Но вот как раз с кассирами дело обстоит сложнее. Нужно быть особенным человеком, чтобы любить эту работу — воплощением усидчивости, скрупулезности, честности, открытости, помноженным на огромную ответственность. Если у кассира есть эти качества — он, скорее всего, до-растет до должности заведующего кассой. Такие люди ценятся очень высоко. Но именно эти достоинства и приостанавливают дальнейший рост: возможность получать удовольствие от подобного рода работы заменяет им все — большего им просто не нужно. Единственное, в чем может развиваться завкассой — переходить в более крупные банки.
-
А можно ли банковскому работнику «расти» в смежных направлениях?
-
Конечно! Вот, скажем, у операциониста — полная свобода выбора. Ведь отделение современного банка — это сам банк в миниатюре. Оно зачастую обслуживает и физических, и юридических лиц, работает с валютой, выдает кредиты. Все эти операции происходят на глазах у операциониста. И довольно часто такие работники приходят к начальнику и говорят: «Вы знаете, я хотел бы заняться валютными операциями. Все изучил и готов расти в этом направлении». Нет вопросов! Нравится кредитная работа — пожалуйста! Устраивает та деятельность, которая есть — впереди должность старшего экономиста, затем — начальника операционного отдела, а потом — заместителя начальника отделения по операционной части…
-
На какой ступеньке карьеры возникает острая необходимость в специальном образовании?
-
Cобеседование — это тоже тест на стрессоустойчивость. Мы понимаем, что это необычная ситуация, но если отвечающий начинает бледнеть и краснеть, это говорит не в его пользу. Поверьте, клиенты бывают разные, и в нашем деле необходимо сохранять спокойствие духа в любой обстановке.
Один вузовский диплом чаще всего означает принадлежность к определенной возрастной категории, наличие семьи, детей. Будет ли такой работник стремиться к получению второго, профильного, образования? Хватит ли у него на это времени и желания? Разве что, если он вдруг прозрел и понял, что всю жизнь мечтал работать в банке. В таком случае всегда найдется возможность получить второе высшее. Требования Национального банка Украины относительно обязательного экономического образования распространяется только на руководящие должности. А все знания, необходимые для карьерного роста до уровня начальника отдела в филиале или начальника управления, можно получить совершенно самостоятельно во время внутреннего корпоративного обучения.
-
На чем базировалась ваша собственная карьера?
-
Вообще, мое первое образование — Киевский политехнический институт, по специальности я «инженер-электронщик». На самом деле, считаю, что всем своим успехом обязан именно техническому образованию. Это очень хорошее подспорье для экономиста — ты не просто участвуешь в каком-то деле, но можешь описать его в конкретных терминах. Потом из этих цепочек составляется технологический процесс, и тогда никому не нужно объяснять, что делать. Вот схема, где все четко расписано.
-
А как вы попали в банк?
-
В общем-то, случайно. В начале 1990-х годов, покинув техническую стезю, организовал собственную фирму. Но экономических знаний не хватало. Она прогорела. Наступил период сомнений — было совсем непонятно, чем заниматься дальше. Я пошел работать в банк в качестве программиста. Однако работать по специальности мне уже было скучно. А поскольку был опыт работы с валютными операциями, меня достаточно быстро перевели в валютный отдел. В «Укрсоцбанке» я работал уже заместителем начальника операционно-валютного управления — отвечал за наличные валютные операции по всей банковской системе. А в 1997 году грянул взрыв фондового рынка на Украине, и меня пригласили в чешскую брокерскую компанию, которая торговала ценными бумагами. Там я был руководителем бэк-офиса.
-
Что такое «бэк-офис»?
-
Это одно из подразделений банка. Кстати, сейчас практически все они перешли на такую систему. Отделения, работающие непосредственно с клиентами, называются «фронт-офис». Те, кто принимает и обрабатывает документы — «мидл-офис». А «бэк-офис» — это те, кто клиентов вообще не видит, они занимаются оформлением всех документов. По сути, там я работал начальником отдела расчетов. Нашей задачей было оформление договоров о купле-продаже, контроль за их соблюдением, перерегистрация акций… Заодно изучил, как работает фондовый рынок. А в 1998 году меня пригласили в «Старокиевский» банк заместителем председателя правления. Там я курировал валютное направление. Через три года захотелось чего-то новенького, и я ушел финансовым директором страховой компании.
-
А когда назрела необходимость получить экономическое образование?
-
В 2004 году, потому что двумя годами раньше приняли очень жесткие постановления, регламентирующие, что руководителем в банке может быть только специалист с высшим экономическим образованием. Когда я решил вернуться на банковскую стезю, понял, что трехлетний перерыв во многом отбросил меня назад в профессиональном смысле. Поэтому возможности вернуться в какую-то управленческую должность у меня не было. И я решил начать с чего-то маленького, но самостоятельного. В это время как раз расширял свою сеть банк «Финансы и кредит». И я возглавил его новое отделение. Пришлось все начинать с нуля, но мне удалось раскрутить проект так, что двухлетний план по развитию, количеству клиентов, ресурсам и депозитам мы выполнили за полгода.
-
Юлий Владиславович, а что послужило толчком для создания корпоративного университета?
-
За время работы в банке я понял, что люди — это главное. Мне удалось создать очень хороший коллектив. Сначала проводил семинары для своих подчиненных. Затем стал приглашать и сотрудников из других отделений, из филиалов. Когда понял, какие результаты дает такое обучение, написал служебную записку на имя председателя банка: объяснил необходимость профессиональной подготовки персонала. И когда уже попал на прием к председателю, тот просто рассмеялся. Оказывается, накануне он отдал распоряжение организовать такую структуру. И когда так все совпало, вопрос о том, кто ее будет возглавлять, решился сам собой. Я написал положение о корпоративном университете… и вот, система работает. И хотя свободного времени у меня практически не бывает, эта работа доставляет мне огромное удовольствие, поскольку я чувствую, какое значение имеет это обучение для моих слушателей. О том же говорит и моя «обратная связь» — после каждого тренинга я провожу анкетирование. И на вопрос, «Какие чувства вы испытываете после тренинга?» самый распространенный ответ: «Чувство легкой усталости и удовлетворения». Этим я и горжусь.