ГРУЗная профессия
Возможно, в скором времени фразы типа «приглашаются грузчики для интересной работы» перестанут звучать анекдотически. Уже сегодня многие работодатели хотят видеть на этих должностях трудолюбивых, ответственных работников, умеющих не только принести-подать да погрузить-разгрузить. А погрузочное дело, которое принято считать черной работой, не требующей особых знаний, оказывается, запросто может стать начальной ступенькой… карьерного пути.
ПОДЪЕМНЫЙ ГРУЗ
«Давай, учись, а то всю жизнь грузчиком работать будешь!» Наверное, эта устрашающая фраза многих заставляла хвататься за учебники, зубрить химию и физику, решать непонятные задачки по геометрии — и все ради того, чтобы после школы поступить в вуз и навсегда избавиться от подобной перспективы. Эффект «угрозы» усиливали печальные образы самих грузчиков — всегда угрюмых, часто сквернословящих и подшофе. Но время внесло коррективы: сегодня на место старых «кадров» приходят молодые здоровые парни с накачанными бицепсами, которые хотят получать достойные деньги за столь нелегкую работу.
К тому же, именно на рабочих специальностях держится практически вся экономика любой страны, и грузчики — не исключение из правил. Как говорится, кто-то же должен носить рояль, прежде чем маэстро на нем сыграет. Спрос на неквалифицированный труд всегда стабилен, и даже в периоды кризиса грузчики, уборщицы, дворники и разнорабочие не остаются без работы. Для одних — это осознанный выбор (квалификации-то нет!), для других — вынужденная мера из-за невозможности работать по специальности, для третьих — желание подработать во время учебы. Считается, что погрузочное дело в столице — удел иногородних, но зачастую киевляне отнюдь не брезгуют таскать кладь — коробки, тюки и мешки. Тем более, если работодатель готов платить за это.
Потребность в грузчиках велика на предприятиях всех типов, особенно на складах и в транспортных компаниях. В последнее время довольно доходным стал мувинговый бизнес (от английского to move — передвигать, перевозить). Именно в фирмах, профессионально занимающихся перевозками (прежде всего, офисными) из подсобного персонала грузчики превратились в основное звено, эффективность работы которого определяет рентабельность компании.
В зависимости от сферы деятельности предприятия внутри «погрузочной» профессии можно выделить своего рода специализации. Прежде всего, собственно грузчики, занимающиеся погрузкой и разгрузкой товаров и продукции. Они же и проводят подготовительные работы: устанавливают лебедки, подъемные блоки, делают временные спуски… Кроме этого, крепят и накрывают грузы на складах и транспортных средствах, переносят щиты и трапы, подкатывают вагоны и прицепы. В большинстве случаев работа этим не ограничивается и предполагает отборку, сортировку, упаковку, сборку грузов на складе, в зависимости от чего выделяют и погрузочные специализации: фасовщик, комплектовщик, упаковщик, отборщик, сортировщик, сборщик и подсобник. Более котируемая должность грузчика-экспедитора предполагает не только погрузку, но и сопровождение груза при транспортировке, а кладовщика — обеспечение хранения и контроль при грузообороте. В обязанности карщика — водителя автопогрузчика — входит управление транспортными погрузчиками и всеми специальными грузозахватными механизмами и приспособлениями при погрузке, выгрузке и укладке грузов. К тому же, к разряду «грузовых» специальностей можно отнести такелажников, выполняющих такелажные работы по перемещению клади.
Д И А Г Р А М М А
ЧТОБ НЕ ПИЛ, НЕ КУРИЛ…
Оказывается, устроиться на работу грузчиком не всегда просто. Нужно не только пройти собеседование, во время которого работодатель предвзято отнесется к каждому претенденту на вакансию, но и хорошо зарекомендовать себя при прохождении испытательного срока. Руководители крупных компаний, знающие цену хорошим рабочим рукам, не потерпят ленивых и бездельников. Глядишь, вынесут вердикт: «Непригоден!».
— В лице грузчика все работодатели хотят видеть непьющего, трудоспособного, рассудительного и внимательного соискателя, с полной отдачей относящегося к работе,— комментирует грузчик-карщик Владимир Калантай. — Чтобы определить соответствие этим качествам, устанавливается испытательный срок 1-3 месяца. Замечу, что часто запросы зависят от сферы деятельности предприятия. Фирмы, работающие с иностранными партнерами, требуют от «грузового» персонала знание английского языка. Интересно, что физическая сила и выносливость стоят на втором месте. На первом остается отсутствие вредных привычек: на собеседовании в любой компании это первое, чем поинтересуются у претендента. Конечно, не остается без внимания и крепкое телосложение. Обычно «дохлячков» не берут, но это не аксиома. Скажем, один мой сотрудник, не отличающийся коренастой фигурой и большим весом (всего 56 кг), с легкостью таскает 50-килограммовые мешки! Для него без проблем самостоятельно разгрузить 20 тонн! Наверное, в нашей работе важна не только физическая, внешняя, но еще какая-то скрытая, внутренняя сила...
Профессиональный грузчик должен уметь не просто погрузить-разгрузить товар, а сделать это со знанием дела. К тому же, в зависимости от «побочной» специализации, потребуются дополнительные умения. Складской сотрудник обязан знать первичную документацию, уметь заполнять накладные на товары, проводить инвентаризацию. Экспедитору не обойтись без водительских прав и опыта вождения, довольно часто придется преодолевать большие расстояния, ведь груз может перевозиться не только от склада к магазину в черте города, а и в пределах нескольких населенных пунктов. Водителю автопогрузчика пригодятся знания устройства погрузочных механизмов, способов погрузки и выгрузки, правил подъема, перемещения и укладки грузов.
— На каждом предприятии могут быть нюансы при выполнении погрузочных работ, — объясняет Владимир Калантай. — Мне пришлось поработать в фармацевтике, на рынке, с молочной продукцией, гипсокартоном, бытовой и промышленной химией, и везде была своя специфика. Скажем, на предприятии по производству продуктов питания грузчик, кроме основной работы, должен не только грузить, но и транспортировать продукцию с конвейера в холодильники, а при необходимости (при нехватке рабочих рук) — даже заменить наладчика за станком и самому регулировать наполнение тары продуктами. Обычно выполнение подобных обязанностей оговаривается с работодателем при подписании трудового договора. За время испытательного срока сами поймете, под силу ли вам такая «ноша»… Что касается обязательного профессионального «багажа», не обойтись без умения правильно складировать, выкладывать на поддоны и стеллажи товар, делать связку для удобства транспортировки и подсчета при инвентаризации.
Отдельную статью составляет знание правил техники безопасности и эксплуатации оборудования. Нередки случаи, когда из-за элементарной невнимательности грузчики получают травмы. Вот уж где можно серьезно поплатиться за халатное отношение к своим обязанностям!
ПОЛУЧИТЕ — РАЗГРУЗИТЕСЬ!
На каждом предприятии рабочий день грузчиков может проходить по-разному. На одних трудятся, спины не разгибая, а на других график зависит от подвозки продукции. Если на погрузочных работах вы не сильно усердствуете, не спешите и радоваться: от товарооборота зависит размер вашей заработной платы! Поэтому, проходя испытательный срок, здраво оцените, адекватна ли оплата вашему труду. Но даже на одном производстве грузчики получают неодинаковую зарплату. В последнее время кроме четко фиксированной ставки принято выплачивать премии, и каждый рабочий получает в зависимости от своего старания и трудолюбия. Согласно данным еженедельника «Пропоную роботу» (см. диаграмму), большинство работодателей оценивают труд грузчиков в размере 1000-1200 грн в месяц (40% объявлений), другие — на «ранг» больше или меньше — 600-1000 грн (22%) или, наоборот, 1200-1500 грн (23%). Некоторые обещают более достойную оплату — 1500-2000 грн (9%) и более 2000 грн (6%). Кроме этого, многие гарантируют бесплатные обеды, проезд, спецодежду и премии за сверхурочные. Среди других благ называют официальное трудоустройство, жилье и перспективы карьерного роста.
|
Грузчик-карщик Владимир Калантай: «Благодаря своей работе я с легкостью обхожусь без утренней зарядки!» | — Это действительно так, — подтверждает Владимир. — Профессиональный грузчик может стать и экспедитором, и кладовщиком, и даже менеджером! Я начинал с обычного грузчика, а теперь работаю водителем автопогрузчика. Реально дорасти и до менеджера по отгрузочно-загрузочным работам и самому командовать рабочим персоналом. Дело в том, что сегодня успех зависит не столько от высшего образования, сколько от трудолюбия и усердия. Как говорят, сначала работаешь на авторитет, а потом авторитет — на тебя! Конечно, труд этот тяжелый, но как и в каждой профессии есть свои «плюсы» и «минусы». Благодаря большим физическим нагрузкам вполне обхожусь без утренней зарядки и тренировок для поддержания хорошей формы, но здоровья от этого не прибавляется. «Срывается» спина, «садится» сердце, начинается варикозное расширение вен… И не мудрено, ведь иногда за день приходиться перетаскивать на себе тонны! Когда работал на разгрузке вагонов, дневная норма составляла 180 тонн на человека (целых три вагона)! Интересно, что на Западе такие специалисты как грузчики, дворники и охранники ценятся высоко. Конечно, профессии эти лишены романтики и престижа, но это реальная возможность неплохо заработать на жизнь. К сожалению, у нас «чернорабочие» не в почете. «Если ты грузчик, держи свои 500-600 гривен в месяц, и никаких премий! — считают некоторые. — Другое дело, менеджер…» А ведь, как ни странно, именно грузчики обеспечивают немалую часть доходов предприятиям за счет экономии на автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и увеличении объемов грузооборота. Будем надеяться, что наше общество осознанно воспримет известную рифму классика: «Все профессии нужны, все профессии важны!»
|