Красиво шить не запретишь
Помните крылатую фразу из знаме- нитой комедии Дениса Фонвизи- на — «…Первый портной у кого же учился?» Вероятно, профессия швейных дел мастера родилась еще в ту пору, когда древний человек впервые надел шкуры животных для защиты тела от холода и ветра. И до тех пор, пока человечество нуждается в одежде, спрос на услуги таких специалистов будет постоянным. Недаром в народе говорят, что уметь шить – значит, всегда иметь верный кусок хлеба…
И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ…
Многие считают, что понятия «швея» и «портниха» — тождественны. На самом же деле, разница между ними довольно существенная. Швеи работают «на потоке» в ателье или в крупных предприятиях массового пошива. В соответствии с принятым там разделением труда выполняют различные рутинные операции: от втачивания рукавов до притачивания фирменных лейблов. В их обязанности также входит проверка качества кроя и соответствия фурнитуры изделию, подбор номеров игл и ниток, настройка швейных машин.
Портной — специальность более емкая. Обычно он работает в паре с закройщиком (но при необходимости может его и заменить). Закройщик уточняет пожелания клиента, выбирает фасон будущего изделия, снимает мерки с заказчика, проверяет качество ткани, изготовляет лекала, кроит и отвечает за примерки на всех этапах производства.
К портному ткань попадает уже в раскроенном виде. Он стачивает детали, подрезает все неточности, соединяет рукава, обрабатывает низ изделия. На предприятиях массового пошива участвует в запуске новых моделей на производство. Портной, работающий на дому, выполняет функции закройщика сам.
Существует еще и такая специальность, как технолог швейного производства. Он отслеживает качество продукции в соответствии с нормами и допусками, выявляет производственные дефекты, вырабатывает предложения по усовершенствованию технологии производства.
Многие специалисты швейного дела стремятся перейти в ранг повыше — стать модельером-конструктором. Этот специалист должен уметь очень многое: генерировать идеи и рисовать эскизы, конструировать модели и выполнять чертежи, шить и декорировать, разбираться в тканях и швейных машинах…
ВЫ НА ШВЕЮ? ЗАМЕТАНО!
Впрочем, все эти специальности тесно взаимосвязаны. Мониторинг рынка труда показывает, что каждому пятому работодателю необходимы универсальные специалисты. Например, от швеи может потребоваться умение снимать мерки и раскраивать ткани, а от закройщика — навыки шитья. Довольно часто встречаются такие вакансии, как «швея-закройщик», «швея-вышивальщица», «швея-портной» или даже «закройщик-модельер».
По роду деятельности всем представителям этих специальностей требуется усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, внимание, умение хорошо различать цвета.
Портные и закройщики, помимо всего прочего, должны обладать эстетическим чутьем и художественным вкусом. Общение с клиентами зачастую предполагает решение сложных вопросов, поэтому необходимо быть еще и эмоционально устойчивым.
Впрочем, работодатели, по-видимому, столь нуждаются в подобных специалистах, что не предъявляют к ним никаких особых требований, кроме опыта работы (37% нанимателей). Подразумевается, что соискатели должны иметь соответствующее образование (как минимум, курсы или ПТУ), однако главное в швейном деле — навыки шитья. Поэтому, если вы самоучка, но хорошо выполняете свою работу — в вас тоже будут заинтересованы. Исключение составляют лишь закройщики, потому что основное для них — конструирование выкроек, а этому очень трудно научиться по книгам и журналам. Кроме того, нужно хорошо знать виды тканей, их пошивочные свойства и способы обработки, технологию швейного производства.
Впрочем, получать навыки шитья можно и на производстве. Некоторые из работодателей берутся обучать молодых специалистов за свой счет. Другие предоставляют свободный график или возможность работать на дому.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, РАЗ В МЕСЯЦ ПОЛУЧИ
Такая лояльность легко объясняется невысокими зарплатами работников швейного производства. Швеи, например, зарабатывают от 150 до 200 у. е., закройщики — до 300 у. е. Но уровень заработной платы зависит еще и от места работы. «В ателье можно неплохо заработать, но не в каждом, — говорит портниха Елена Свириденко. — Во всех фирмах по-разному платят и по-разному относятся к уровню выпускаемой продукции. Одни работодатели требуют идеальное качество, другие настаивают на высокой скорости работы. В принципе, найти место с достойной зарплатой вполне реально — например, там, где принята сдельная форма оплаты. Но для этого нужно очень хорошо и быстро шить, причем, явно больше 8 ч в день. Многие портнихи параллельно с основным местом работы «подхалтуривают» и на дому. Но лично я считаю, что в обычном ателье индивидуального пошива много не заработаешь, поэтому и ушла оттуда в фирму, которая шьет одежду для рекламных акций. А сейчас у меня уже есть круг своих клиентов, поэтому работаю на дому, зарабатывая примерно 500 у.е. в месяц. Теперь вот планирую нанять пару помощниц, снять квартиру и открыть свое небольшое ателье». В целом, зарплаты швей, портных и за-кройщиков не соответствуют трудозатратам, поэтому многие из них стремятся получить дополнительное образование (самостоятельно, на производстве или в учебных заведениях), чтобы потом работать на себя или поменять специальность. Например, становятся модельерами-конструкторами. Оплата труда модельера зависит от опыта, квалификации и способности прогнозировать модные тенденции: от 250-300 у. е. для начинающих специалистов и до 1000-3000 у. е. для ведущих дизайнеров домов моды…
СНИМИ МЕРКИ С КАРЬЕРКИ
Что касается карьерного роста, — швея, овладевшая в совершенстве всеми операциями где-нибудь на фабрике, может стать портнихой у ведущего модельера одежды, заниматься изготовлением первых экземпляров новых моделей. Впоследствии может открыть свою мастерскую по ремонту одежды, ателье или даже — торговый дом.
Один из самых известных на Украине примеров состоявшейся карьеры портного — история Михаила Воронина. Как он рассказал газете «Бизнес» (№ 41), первой ступенькой его трудового пути была профтехшкола швейников: «Работа портного — это профессия ремесленника, а ремесленник — он всегда кустарь. Многие делают только то, что умеют, не двигаются с места. Мне же хотелось каждый раз что-то совершенствовать. Я окончил курсы закройщиков, затем — Институт легкой промышленности… Я изобрел жилетно-макетный метод пошива костюма, и его применение значительно ускорило и упростило работу».
Конечно, не всем так везет. Среди тысяч швей и портных успеха и известности добиваются лишь единицы. Их секрет — в любви к своей работе, в желании учиться и изобретать что-то новое, в стремлении превратить собственное ремесло в высокий стиль. Не это ли имел в виду Козьма Прутков, говоря: «У всякого портного свой взгляд на искусство»?
| |