На особом счету
Деньги, деньги, деньги… Шелест бумажных купюр и звон монет, товары и чеки, а еще — бесконечная череда покупателей. Трудиться в таком напряженном ритме, затягивающем, как водоворот, под силу не каждому. Чтобы стать профессиональным работником кассы, пригодятся немалые выдержка и терпение, а еще — специальные знания, и не только из области математики и бухгалтерского учета.
Считается, что работа на кассе не требует особых усилий. В самом деле, знай себе, сиди да принимай деньги, а в конце дня — сдавай подсчитанную выручку. Но это далеко не так. Ведь даже если кассир и не обязан иметь высшее образование, требования к нему предъявляются немалые, ведь именно от его профессионализма зависит имидж и авторитет всего заведения! Согласитесь, что впечатления от супермаркета формируются не столько на основе красоты интерьера или правильности выкладки товара на полках, сколько от общения с работником кассы, точности и оперативности его действий и, разумеется, дружелюбия. Захочется ли вам снова отовариваться в магазине, где когда-то пришлось простоять более получаса в очереди к кассе или где вас обсчитали, да еще и нагрубили в придачу? Скоре всего, нет...
Не отходя от кассы
|
Администратор-методист Людмила Захарова: «Чтобы устроиться на работу кассиром, достаточно пройти обучение на профильных курсах» | Сегодня профессия кассира довольно востребована, ведь практически каждый день открываются новые супермаркеты, магазины, предприятия сферы услуг для населения. И нигде не обойтись без работника кассы, принимающего наличные у клиентов в качестве оплаты за товары или услуги. Большинство работодателей, хотя и не требуют от кандидатов на такую должность «высших» знаний, предпочитают получить сотрудника с дипломом профильного училища или свидетельством об окончании сертифицированных курсов. Такой документ — гарантия того, что претендент умеет работать за кассовым аппаратом и не понаслышке знает, как правильно выбивать товарные чеки. Впрочем, спектр современных «счетных машин» настолько широк, что некоторые крупные предприятия торговли стремятся обучать персонал с учетом именно своих потребностей и оборудования. В специально созданных учебных классах или на курсах за короткий срок будущие работники проходят всестороннюю подготовку. Их знакомят с политикой компании, ассортиментом товаров, учат работать со сканером, кассовым аппаратом. Не остается без внимания и психологический аспект, важность поддержания позитивного имиджа магазина и умение «держать марку». Обучение «на месте» гарантирует присвоение специальности и трудоустройство в компании. И все же такая возможность — скорее приятное исключение, чем закономерность. В большинстве случаев будущим кассирам приходится обучаться самостоятельно — за свой счет. Чему отдать предпочтение — училищу или курсам — зависит только от базового уровня. Если кроме аттестата об окончании 9-ти или 11-ти классов у вас никаких достижений нет, есть смысл получить среднее специальное образование, например, в Торгово-экономическом колледже или Высшем коммерческом училище. При необходимости за короткий срок (например, за месяц) освоить профессию — выберите одни из многочисленных профильных курсов.
Кассирское специальное
|
Товаровед-организатор Татьяна Ковнир: «Каждый работник торговли должен помнить о том, что покупатель всегда прав» | Багаж знаний и навыков, которые обязан иметь в своем арсенале каждый кассир, довольно велик, и не ограничивается сводом исключительно денежных операций. — Для работника кассы умение правильно и быстро считать — полдела, — объясняет администратор-методист учебного бизнес-центра «Анастасия» Людмила Захарова. — В первую очередь, необходимо знать постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные документы, касающиеся ведения кассовых операций. Во-вторых, иметь представление о формах кассовых и банковских документов, правилах приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг, порядке оформления приходных и расходных документов, лимитах остатков кассовой наличности и обеспечении их сохранности. Нужно уметь не только обращаться с электронно-вычислительной техникой и в совершенстве владеть приемами работы на контрольно-кассовой машине, но и правильно вести кассовую книгу, составлять отчетность. Не забудьте о методах организации обслуживания покупателей, трудовом законодательстве, правилах внутреннего распорядка, нормах охраны труда… Как видите, список внушительный! Добавьте сюда же коммуникабельность, энергичность, позитивный настрой (обязательные качества!) — и получите образ профессионального работника кассы. Конечно, соответствовать этим требованиям не так-то просто.
От улыбки станет всем…
Важная роль в обучении кассиров отводится психологической подготовке, умениям правильно контактировать с людьми, ведь благоприятное впечатление о магазине может быть с легкостью испорчено у кассы: необходимостью стоять в очереди, грубостью кассира, медленным сканированием товаров, затянутым процессом расчета.
— Работнику кассы очень важно уметь составлять психологический портрет покупателя, — комментирует товаровед-организатор Татьяна Ковнир. — Как известно, существует несколько типов темперамента, и к каждому клиенту нужно уметь найти индивидуальный подход. Поэтому грамотный кассир или продавец в общении с покупателем учитывает его психотип и темперамент. Так, раздражительный клиент может сорваться на кассире даже при безукоризненном обслуживании. С таким посетителем нужно вести себя особенно осмотрительно, спокойно. Подобный клиент может даже доброжелательную улыбку воспринять как насмешку!
И еще о покупателях. Главное правило, которому обучают в торговле, — покупатель всегда прав. Это один из основных постулатов, записанных даже в правилах торговли, изучаемых в обязательном порядке в профильных вузах. И, конечно, часто бывает, что кассиры и продавцы страдают абсолютно несправедливо. Помнится случай, когда директор магазина уволила девушку-кассира только потому, что та не смогла дать сдачи с 200-гривенной купюры покупательнице, которая рано утром зашла за пачкой чая. Руководство даже не смутило то, что в это время в кассе еще совсем не было денег! Панацеи от таких бед не существует. Все зависит от того, насколько кассир сумеет заставить покупателя войти в свое положение…
Чтоб ошибочки не вышло
Работа кассира, несмотря на «соприкасаемость» с большими суммами, в большинстве случаев не связана с риском. Все предприятия используют детекторы и электронные счетчики валют, в кассе установлен сейф, а кассовый работник — под защитой и пристальным надзором охраны. Впрочем, и это не убережет от ошибок, возникающих из-за безграмотности или невнимательности.
— Начинающему кассиру следует помнить об основных ошибках, которые могут подстерегать в работе, — комментирует методист Людмила Захарова. — Большинство их связаны с эксплуатацией кассового аппарата. Это неверно сформированный чек (на большую сумму, чем следует), снятие сменного отчета с неверной датой, неправильная запись в книге кассира-операциониста и неоформление купли-продажи через кассу (непробивание чека).
— Даже профессиональный кассир может допустить ошибку из-за элементарной спешки, — рассказывает товаровед-организатор Татьяна Ковнир. — Запомните: несколько раз проверьте, прежде чем нажмете клавишу «Оплачено»! В моей практике был случай, когда по невнимательности чуть не выбила плитку шоколада за 1000 гривен. К тому же, присвоенный код должен четко соответствовать покупке. В начале рабочего дня нужно обязательно выбить нулевой чек с указанием даты и остатка на окончание предыдущего рабочего дня. Эту сумму следует ввести в память машины и приклеить чек в кассовую книгу, а в конце смены провести аннулирование, выбив и подклеив кассовую ленту за весь день. Указанная в чеке сумма, должна строго соответствовать наличным в кассе. Превышение на копейку недопустимо: равносильно обсчету покупателя, и в случае налоговой проверки «светит» немалый штраф. А вот недостачу придется покрывать из своего кармана.
Любой кассир может повысить квалификацию — например, при желании выучить валютные операции. На курсах валютных кассиров обучат не только обращению с валютой, но и порядку организации собственного обменного пункта! Так что мнение о «тупиковости» этой должности довольно преувеличено. Учитесь, думайте, дерзайте — и всегда будете на хорошем счету!
|