Красна изба сапогами…
В чем секрет настоящего професси- онала? Он любит свою деятель- ность настолько, что та заменяет ему хобби. И работает до тех пор, пока не стираются грани между профессией и образом жизни, между ремеслом и искусством. Это и есть мастерство высокого полета.
Так работал в свое время и знаменитый итальянский модельер Сальвадоре Феррагамо, сказавший однажды: «Я превратил скромный труд сапожника в уважаемую профессию». Так работает сегодня и киевский Мастер сапожных дел… Его имя, и адрес передают из уст в уста, его рекомендуют лучшим знакомым, ведь в любую пару обуви он вкладывает душу… «К каждой из них нужен свой подход, каждая — индивидуальна, это ребус, который я пытаюсь разгадать», — говорит Армен Хачиянц.
- |
Армен, где вы научились так виртуозно чинить обувь? |
- |
А я самоучка. Мне с детства нравилось что-то ремонтировать, подклеивать. Просто интересно было, как ребенку, — присматривался к работе отца-сапожника. В армии тоже кое-чему научился — там каждый второй был мастером по ремонту обуви. А образование получал в инженерно-строительном институте. Правда, вуз так и не окончил — не сошлись во взглядах с преподавателем. Забрал документы, жизнь заставила идти в кооператив по пошиву обуви. Вот там была лучшая школа! Жесточайший контроль: на сто пар обуви допускалась одна пара брака. А вторую уже высчитывали из зарплаты. Вот так сидишь и прикидываешь, сколько нужно работать на эту ошибку.
|
- |
Но не ошибается тот, кто ничего не делает… |
- |
Нет, он ошибается потому, что ничего не делает! Там я научился шить очень аккуратно и не торопиться. Так десять лет и проработал. А потом в страну стали привозить китайскую, польскую обувь — и кооперативное движение пошло на спад… Я ушел работать в государственную структуру. А через три года решил, что могу и сам арендовать помещение, работать на себя. Ведь между понятиями «получать деньги» и «зарабатывать» — две большие разницы. Когда получаешь: пришел, отбыл и «до свидания». А когда зарабатываешь — вкладываешь в свое дело душу.
|
- |
Вы работаете здесь столько, сколько я вас знаю. И всегда — множество клиентов. Как боретесь с конкуренцией? |
- |
Очень просто — соотношением цены и качества. Цены я стараюсь держать конкурентоспособными. Ведь сейчас народ практически каждую копейку считает. Ну, и на качество никто не жалуется. У меня есть свои секреты. Если, скажем, заказчица просит набойки поменять, я еще и каблук обработаю и заполирую, как следует. Не кричу никому — приходите, мол, ко мне. У человека есть право выбора, а познается все в сравнении. Лучшая реклама — народная молва. Ко мне приходят по рекомендации знакомых, постоянно появляются новые лица.
|
- |
Кстати, о клиентуре. Армен, вы человек, выбивающийся из стереотипа своей профессии, — интеллигентный, творческий. Наверное, у вас и контингент клиентов особый? |
- |
В общем-то, да. Судя по рассказам коллег, у других мастеров заказчики общаются на уровне «сдал обувь — ушел». А ко мне приходят, как к старому знакомому, — и анекдоты рассказать, и посмеяться, и о политике поговорить. С праздниками поздравляют. А после Нового года даже засевали — одни, вторые, третьи… Как к себе домой заходят (смеется). Есть среди моей клиентуры и очень известные люди. Их заказы — всегда самые срочные, с вечера на утро. Бывают и такие заказчики, которые, как Паниковский, постоянно на что-то жалуются. Другие любят поговорить, рассказать, что у них дома творится. А так, в основном, все приветливые, с чувством юмора. Многие почему-то думают, что я в этом районе живу. Мы-то с вами как познакомились? Помню, вы меня по «Желтым страничкам» нашли?
|
- |
Точно. В воскресенье вечером, когда трудно было поверить, что кто-то из сапожников еще работает. |
- |
А я отдыхаю на работе. Бывает, выходные проведешь дома, а потом ходишь полностью разбитый. Просто люблю свою специальность. Особенно мне в ней нравится, когда заказчик приятно удивляется, не ожидая настолько качественных результатов. Знаете ведь, какие бывают мастера? Мы их в своем кругу сапожников называем «металлистами». Это те, кто в былые времена набивали металлические набойки (готовые, не требующие выточки, ведь капроновые каблуки все одинаковые). А если на обуви дыра, ставят такую большую латку впереди… Но ведь сначала нужно работать на имидж, чтобы имидж потом работал на тебя.
|
- |
Армен, вы кардинально отличаетесь от привычного образа сапожника — эдакого любителя «этого дела», который обувь чинит в перерывах между рюмками. Скажите, поменялся ли за последние годы «облик профессии»? |
- |
Мне трудно судить о других. Но подтверждаю, стереотип остался. Впрочем, по-моему, все зависит от конкретного человека. Я считаю, что нельзя «разбрасываться» клиентами, нельзя заставлять их ходить за своей обувью неделями. Прежде всего, нужно быть честным по отношению к людям. Да, и у меня тоже бывают времена, когда что-то не успеваю… Но я никого не обманываю, говорю честно — не успел, вот оно — все в работе.
|
- |
Знаю, что вы и выставки обуви успеваете посещать. Что это дает в профессиональном плане, какие-то идеи? |
- |
У меня свои уникальные идеи, воплощение которых я не видел даже в самых именитых фирмах. Это модели вечерних, свадебных туфель — в основном, женских. А на выставках интересно посмотреть на качество, понять для себя, что могу пошить не хуже любой фирмы. Правда, на последней экспозиции мне понравилась продукция только одного бренда — Пьера Кардена. Это действительно качественная обувь. Все, как полагается: и кожаная подошва, и наборной кожаный каблук.
|
- |
К вопросу о брендах. Вы как-то рассказывали, что доводилось вам на постоянной основе ликвидировать заводской брак одной очень известной итальянской фирмы. А сегодня кто-нибудь вообще делает качественную обувь? |
- |
Это не зависит от страны-производителя: даже в Китае могут выпускать отличную продукцию. А советскую обувь помните? Да, она была дубовая, а в смысле дизайна — как топором вырубленная, но носилась десятилетиями. Даже сейчас еще в ремонт приносят. В детских моделях дерматин не использовался вообще. А если закупали румынскую, венгерскую, югославскую, финскую обувь, она была всегда безукоризненно качественной. Тогда ведь госприемка была, и такого ширпотреба, как сейчас, не привозили.
|
- |
Армен, вы человек творческий, у вас много интересных идей, «золотые руки». Что мешает воплощать в жизнь ваши замыслы по пошиву обуви? |
- |
Д О С Ь Е
Армен Хачиянц родился в 1969 г. в Баку. В 1987 г. поступил в Азербайджанский инженерно-строительный институт. С 1992 г. (со времени переезда в г. Киев) работает сапожником. Увлечения: филателия, рыбалка. Любит животных. Холост.
Мне необходима уверенность в завтрашнем дне, чтобы место было постоянное. Но на мое помещение все время претендует местная власть. Чтобы его отвоевать, приходилось даже собирать подписи населения. Те, кто хотел убрать меня отсюда, узнали об этом, и процесс приостановился. Тем не менее, мне неизменно отказывают в приватизации этого помещения уже с 2003 г. Я могу как добросовестный предприниматель и налогоплательщик открыть пять-десять рабочих мест, навезти швейных машинок, но что будет завтра? Я ведь не могу открыть производство до тех пор, пока не будет стабильности. Однако… плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
|
- |
Может ли обувь рассказать вам что-нибудь о человеке? |
- |
Да, иногда угадываю специальность. Например, у водителей часто снашивается правая туфля изнутри. А вот у офисных работников подошва на паркете счесывается так, что видно — человек из здания не выходил.
|
- |
А обращаете ли вы внимание на обувь прохожих на улице? |
- |
Да, на ноги всегда смотрю. Не на женские (смеется). Просто у меня профессиональная привычка — замечать обувь. Сразу определяю, кому что нужно ремонтировать. Бывает, встречаются интересные модели. Доходило даже до курьезов. Прогуливался как-то по городу со спутницей и рассматривал оригинальные ботинки идущей впереди девушки, а мне замечание сделали: куда, дескать, смотришь? А когда голенище ушиваешь, приходится замеры производить прямо на ноге. Товарищи говорят: «Хорошая у тебя профессия — все время с женскими ногами работаешь». Ну, а я на это внимания не обращаю, мне бы быстрее замерять и начать работать. Сюда женщины приходят, как к врачу. Я серьезно. Если врач — мужчина, его же не стесняются? Так и с сапожником.
|
- |
Армен, вы считаете себя счастливым человеком? |
- |
Да! Мне для счастья нужно, чтобы не было войны... Cлишком многое пришлось пережить. Но ведь этот вопрос не связан с профессией?
|
- |
Именно потому и спрашиваю. Как-то не вяжется с образом сапожника эта ваша художественная жилка. Вот, например, у вас везде картины висят… Вы, наверное, и сами рисуете? |
- |
Да, когда времени хватало, делал картины из проволоки. Наносил на фанеру рисунок, сверху — ПВА, потом выкладывал проволоку разной толщины специальным плетением. Там, где должен быть профиль, волосы человека — тоже укладывал резаную проволоку и все покрывал лаком.
|
- |
Армен, вы не жалеете о выбранной специальности? |
- |
Ну что вы, сапожник — уважаемый человек (смеется). Это такая профессия, что не пропадешь при любом правительстве. Люди всегда носили, носят и будут носить обувь. А престижным может стать любое занятие — все зависит от того, как человек будет работать. Знаете, еще Михаил Третьяков (отец основателя Московской картинной галереи) по этому поводу говорил: «Каждая… профессия… должна давать средства к жизни. Каждая… профессия… почетна, если ведется честно: честный сапожник, трудолюбивый и искусный в своем деле, лучше нечестного или же неталантливого ученого».
| |