pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Резюме

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

На роду написано…

• докладніше

Из Украины в Польшу, из Польши в Германию, из Германии...?

 Свято место пусто не бывает...

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

Грани мастерства


Грани мастерства

Грани мастерства
Превращать холодный металл и безжизненные камни в настоящие произведения искусства, оживляя их теплом рук и души — мастерство, достойное подлинного восхищения. Но отразить в отшлифованных гранях бриллианта и витиеватых кружевах золотой оправы все краски мира способен лишь виртуозный художник, в совершенстве постигший основы и тонкости ювелирного дела.

Блестящая школа

Ремесло ювелира постепенно возвращает утраченные престиж и популярность. Несмотря на это, в профильных учебных заведениях (которых не так уж и много) специализации «ювелирная (художественная) обработка металла» нет и по сей день, и студенты обучаются по направлению «изобразительно-прикладное искусство» с приобретением рабочей квалификации. Отсутствие ступенчатой системы подготовки «золотых кадров», в частности, возможности продолжить образование, дает право ювелирам среднего звена причислять себя к особому классу — «рабочей интеллигенции». Впрочем, есть надежда, что ситуация изменится к лучшему… Далеко не всем известно, что среди множества профтехучилищ, выпускающих кадры по многим рабочим специальностям, есть довольно незаурядное учебное заведение — Киевский профессиональный лицей ювелирного мастерства, где обучают самых настоящих золотых и серебряных дел мастеров (именно так раньше на Руси называли ювелиров). Впрочем, с недавнего времени учебное заведение сменило название и этим дело не ограничилось. — В прошлом году по инициативе Ассоциации ювелиров Украины лицей был переименован в Межрегиональный центр ювелирного искусства г. Киева, — комментирует его директор Ольга Алексеевна Авраменко. — А это значит, что мы взяли на себя ведущую роль в решении учебно-производственных и методических вопросов по ювелирному образованию, и будем курировать все существующие и только создающиеся профильные школы и вузы. Уже добиваемся разрешения Министерства труда на составление пакета документов для введения следующей ступеньки в обучении ювелиров. Кроме этого, именно по нашей инициативе была учреждена новая профессия «ювелир-модельер», а огранщиков алмазов и подавно можно встретить только в нашем центре.


С рисунка — на металл

Грани мастерства
Директор центра Ольга Авраменко: «Эта работа нашего выпускника, выполненная из серебра и топаза, — символ единства профессий ювелира и огранщика»
Работа с драгоценными металлами и камнями — моделирование, огранка, монтирование и закрепка — не из легких и под силу не каждому. И чтобы приступить к обучению «блестящему» искусству, нужно обладать определенными качествами. — Профессия ювелира — художественное ремесло, и к нашим абитуриентам мы предъявляем серьезные требования, — объясняет Ольга Алексеевна. — В этой работе не обойтись без эстетического вкуса, поэтому вступительным испытанием для наших будущих учеников служит конкурс рисунков. Художественные умения и навыки совершенствуются в процессе дальнейшего обучения: на уроках по истории ювелирного искусства, рисунка, композиции, скульптуры. Но тот, кто умеет рисовать, не чувствуя толщины металла в изделии, не сможет стать хорошим ювелиром. Прививается это чувство на занятиях по профессиональной подготовке, где изучаются металлы, их особенности, кристаллография, минералогия (состав камней, их свойства). Хороший специалист способен уже в рисунке визуально увидеть сочетаемость формы и материала, следовательно, — создать совершенное и неповторимое украшение. Конечно, половина учебного времени отводится практике: нужно научиться делать любые украшения, начиная с обычного кольца и заканчивая подвесками со вставками из бриллиантов. — Многим ученикам обучение дается нелегко, — рассказывает старший мастер Галина Степановна Яковлева. — Некоторые даже понятия не имеют, что такое ювелирное дело! Несмотря на это, ребята талантливы и умеют превосходно рисовать. А вот как научить перенести эскиз изделия с бумаги на холодный металл, согрев его своим теплом и превратив в настоящее произведение искусства, — это уже задача учителей. Поначалу тяжело приходится не только учащимся, но и наставникам, которые обязаны каждому донести суть и красоту выбранной профессии. Юным ювелирам-модельерам нужно научиться «чувствовать» металл, а огранщикам — камни. К примеру, природный алмаз не имеет никакого вида (ни внешнего, ни внутреннего), и чтобы заставить его сверкать всеми цветами радуги, понадобятся неимоверные усилия. Свою первую работу — обручальное колечко — первокурсники-ювелиры делают с большим интересом: учатся придавать ему круглую форму, подбирать размер, прокатывать металл. Второй этап — кольцо с различными напайками (элементами в виде геометрических фигур, листиков, цветов и т. п.). Далее задания усложняются, включая создание изделий со вставками из камней. Эта задача не из легких: нужно суметь обвести камень металлом так, чтобы он «ожил», обрел глубинный смысл…


Страх перед… алмазами

Грани мастерства
Старший мастер Галина Яковлева: «Требуется немало труда, чтобы превратить кусочек металла в произведение искусства»
Профессии ювелира и огранщика особенны еще и тем, что приходится иметь дело с очень дорогостоящими материалами — золотом, серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями, самоцветами. Особенно ценятся алмазы, ведь ничто, созданное природой или человеком, не может сравниться с их прочностью. К примеру, спичечный коробок алмазов стоит столько же, сколько… грузовик золота! Как же маленький камушек размером меньше горошины огранить в 57 граней, выдержав стандартные размеры? Ведь история помнит случай, когда при попытке огранить алмаз «Звезда Сьерра Леоне» весом 968,9 карата камень просто разлетелся на куски!
Грани мастерства
Мастер производственного обучения Василий Рубан: «Красота алмаза раскрывается лишь тогда, когда он огранен в форму бриллианта»
— Наши ученики начинают обучаться огранке на обычном стекле, — комментирует Ольга Авраменко. — Потом переходят на цирконий, или фианит, как его принято называть у нас (синтетический материал, не имеющий аналогов в природе, впервые полученный в Физическом Институте Академии Наук СССР (ФИАН) — авт.). Только начиная со второго курса, юные мастера принимаются за алмазное сырье: гранят бриллианты. В отличие от камней, которые мы используем довольно давно, самостоятельно закупая по лицензии Министерства финансов, с драгоценными металлами нам еще предстоит «подружиться». Большинство изделий ученики делают из мельхиора, и, сотрудничая с Киевским ювелирным заводом, мы надеемся исправить ситуацию. Конечно, при переходе на драгоценный металл возникает психологический барьер. В огранке камня существует такое понятие, как выход придатного, а в обработке металла — процент угара (то есть потеря веса при обработке). Начинающий умелец побаивается, что, сделав даже великолепное украшение, может не заработать ни копейки, так как золото просто «сгорит» и, соответственно, работа обесценится. Нужно время, чтобы преступить страх и почувствовать металл.


Творческая практика

Грани мастерства
Замдиректора по учебно-производственной работе Алла Новак: «Все выпускники центра гарантированно получают рабочие места»
Учиться ювелирному делу довольно сложно, и некоторые просто не выдерживают. Одни бросают учебу, убедившись, что сделать украшение не так легко, как казалось, другие — по причине отсутствия усидчивости и терпения для столь скрупулезной работы. Поэтому в Центре ювелирного искусства первым делом стараются «усадить» детей за парты, научить терпению и сдержанности, привить навык не опускать руки при неудачах. Ответственность за это ложится на преподавателей, которые должны обладать хорошим художественным вкусом, быть профессиональными психологами и, самое главное, непревзойденными умельцами. Так, мастер производственного обучения Василий Петрович Рубан — огранщик с солидным опытом работы, но говорить о своих достижениях на ювелирном поприще не любит. Между тем, он автор уникальной техники огранки — «шахматки»: граненный таким способом камень (со множеством мелких квадратных граней) приобретает неповторимые блеск и сияние.
— Профессия огранщика очень дефицитная и востребованная, — рассказывает Василий Рубан, — ведь только в Киеве насчитывается порядка ста ювелирных фирм, использующих в работе драгоценные и поделочные камни. Научиться огранке алмазов в бриллианты можно лишь в нашем центре — за три года. При этом наработке практических навыков отводится 12 часов в неделю. За один учебный день нужно качественно обработать один самоцвет! После отработки навыков в учебных мастерских и выполнения обязательной программы обучения начинается преддипломная производственная практика на предприятиях ювелирной отрасли. — На протяжении нескольких месяцев ребята ежедневно трудятся в коллективах, адаптируясь к современным условиям производства, — комментирует замдиректора по учебно-производственной работе Алла Александровна Новак. — Руководят ими опытные ювелиры с большим опытом, которые передают юным умельцам свои умения и навыки. В это же время они работают и над творческим выпускным изделием, в котором и должны проявиться все грани их мастерства!

 
Юлия ДАНКОВА
Фото автора











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Srochno.ua - Терміново Потрібні Training.ua - Тренінги в Україні
Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні Personal.ua - Пропоную Роботу
Profi.ua - Посадові Інструкції Jobsite.com.ua - Знайти Роботу ArendaZala.com.ua - Конференц зали
© 2002-2019 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту