Роман с камнем
Об этом драгоценном металле знают даже школьники. Золото добывают в тяжелых условиях, покупают, продают, воруют, подделывают, дарят любимым… И главное, оно не нуждается в рекламе, равно как и не обесценивается и не теряет популярности. Но кто из нас видел золото в первозданном виде, в образцах породы? Крайне невзрачное зрелище! Кажется, не оставляющее ни единого шанса превратиться в ювелирное изделие без сложного процесса обработки, и главное — без труда ювелира.
Казалось бы, что за сказочная профессия: с утра до вечера возиться с золотом и бриллиантами! Чудо профессия! Не работа, а остров сокровищ! Золото — рекой, бриллианты — россыпью. «Для всех — это роскошь, только для нас — рабочий материал, — рассказывает Оксана Повереная, ювелир, менеджер по продажам предприятия по производству ювелирных изделий Royal service. — Такой же, как глина для скульптора. Кстати, сравнение вполне уместно: золото очень пластично да и по цвету похоже (золото имеет 43 оттенка). Первое время не оставлял восторг от работы с драгоценными камнями, металлами — всей этой красотой, многие украшения примеряла на себя. Со временем эйфория прошла — осталось удовольствие. Особого трепета к золоту не испытываю, может быть потому, что смотрю на него, как на сырье, металл для творчества, в котором можно осуществить свою задумку».
Д О С Ь Е
Оксана Повереная — продолжатель династии ювелиров. На выборе профессии настаивал отец, поэтому Оксана считает, что профессия выбрала ее. Образование: окончив школу, пошла в ученики к отцу — ювелиру, изучила все операции изготовления украшений от начала до конца. Опыт работы: в Луганске (откуда родом) — в мастерской по ремонту ювелирных изделий, в Киеве — «на потоке» монтировщицей изделий на ювелирном заводе. По специальности трудится 12 лет. В планах: работа менеджером по продажам на ювелирном предприятии.
- |
Какой путь проходит изделие от идеи до готового образца? |
- |
На ювелирных предприятиях работают либо с материалом заказчика, либо с золотом, закупленным в специальных слитках в банках. А технологии изготовления — различные, в зависимости от того, какое изделие задумано. Начинается процесс с приготовления сплава соответствующей пробы, но в основном используют готовый. Остывший сплав прокаливают, чтобы придать пластичность. Следующая операция — вальцовка: сплав прокатывают в проволоку, пластинки, квадратики или просто кусочки нужной формы. А уже из заготовок выпиливают детали, подшлифовывают, спаивают, полируют. Более современной считается технология литья по восковым болванкам. Завершающая и самая ответственная операция — закрепка. Камень стоимостью десятки тысяч долларов не должен треснуть, но и не должен качаться. Закрепкой можно испортить хорошее изделие или, наоборот, облагородить посредственное. При всех операциях требуется точность, как в аптеке: использование каждого миллиграмма драгметалла должно быть обоснованно. Пробы на готовые изделия проставляются в Государственной пробирной службе Украины, там же измеряется их вес.
|
- |
У Ахматовой есть такие строки: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...» Расскажите об обратной стороне ювелирного искусства. |
- |
Металл, даже драгоценный, сам по себе некрасив, да и алмаз в необработанном виде серенький, особенно, если грани не гладкие и не блестят. И только с помощью сложных операций из невзрачных материалов можно создать красивую и изящную вещь. Покупатели даже не представляют, в каких сложных условиях изготовляются прекрасно выполненные броши, перстни, колье. Работа ювелира скорее мужская, чем женская, потому что вредна и опасна: есть риск получить неприятные травмы, ведь мастера работают с газами, бензином, кислотами. Да и самый грубый и большой напильник, валик-щетка, специальная паста для полировки, бензиновая горелка — отнюдь, не изящные инструменты. Отвлечешься на секунду — либо палец уколешь или обожжешься: температура плавки золота больше тысячи градусов. У ювелиров с многолетним стажем руки темнеют так, будто они работают не с драгоценными металлами, а с бурым углем. Их можно сделать светлее, но белыми они уже не станут.
|
- |
Многие наделяют драгметаллы и камни мистическими свойствами. Вы согласны с этим? |
- |
Доля истины в этом есть. Металлы, особенно минералы, благодаря своей долговечности, способны аккумулировать планетарную энергию. Например, всем известно, что короны правителей государств обязательно оправлены драгоценными каменьями. Древние источники свидетельствуют, что если корона сделана правильно, то защищает правителя от бед, наделяет силой и могуществом. С другой стороны, никто другой не сможет носить ее без вреда для себя. Вспомните хотя бы знаменитую шапку Мономаха — после смерти «хозяина» никто так и не смог ее надеть. Но необязательно ходить за примерами в историю. Любая женщина подтвердит, что одно украшение носить приятно, а другое хочется снять практически сразу. К сожалению, когда человечество пошло по пути техногенного развития, теория использования энергетики драгоценных камней и металлов постепенно была утрачена, осталось ювелирное дело, как ремесло. Я убеждена, что драгоценности нужно всегда детально и тщательно подбирать, наблюдая за реакцией человека.
|
- |
Сейчас открыть свое дело стало проще? |
- |
 Можно сказать, что для ювелиров наступило «золотое» время. За работу с золотом и бриллиантами больше не сажают, как когда-то, в советские времена. «Подпольные» ювелиры принимали по паролю, с условным стуком в дверь, а камни и металл можно было достать только на «черном» рынке. Сегодня они — объект легальной продажи. И с необходимыми инструментами сейчас проб-лем не возникает: если раньше инструменты часто приходилось изготавливать самому мастеру, то сегодня их можно купить и в магазинах, и через Интернет. А заниматься мелким ремонтом ювелирных изделий можно и без специального образования: если есть способности, получить первичные навыки можно и по специализированным книгам. Тонкости же мастерства познаются на практике. Самые главные инструменты в мастерской такого специалиста — горелка, бормашина и пара щипцов, поэтому чтобы открыть свой бизнес, можно обойтись минимальными затратами. Но открыть — только полдела, предприятие нужно поставить «на ноги», вот это в условиях сегодняшней конкуренции гораздо сложнее. И одна из трудностей — колебание цен на золото.
|
- |
Как вы считаете, с чем связан рост цен на золото? |
- |
Тенденция роста цен вполне прогнозируема и легко объяснима: все природные богатства — величина постоянная. Количество драгоценных металлов и камней в породе фиксировано, и больше их не становится (мы же не ждем никаких катаклизмов), а на их формирование естественным путем уходят миллионы лет. Извлекается их все меньше и меньше, соответственно стоимость только возрастает, а уж вкладывать или не вкладывать деньги в драгоценности, каждый решает сам. В Европе, например, многие вкладывают средства в бриллианты, а маленькие слитки золота от одного до 10 граммов модно дарить на свадьбы и юбилеи. Люди обычно ничего с ними не делают, но знают, что ежегодно стоимость их коллекции возрастает в цене: намного быстрее, чем дивиденды банкиров.
|
- |
Подходит ли к вам поговорка «сапожник без сапог»? |
- |
Теперь я еще и менеджер по продажам, поэтому без украшений не обойтись: приходится быть на публике и общаться со значимыми людьми. Вариант «сапожник без сапог» здесь никак не вписывается: я вынуждена иметь представительный вид и делать рекламу изделиям. Но в арсенале вещей, которые я ношу, только простые, абсолютно невычурные, непомпезные, «классические» варианты. Чрезмерное увлечение украшениями — признак безвкусицы. И ювелиру это непозволительно.
|
С О В Е Т Ы П Р О Ф Е С С И О Н А Л А
При покупке украшения учитывайте, будете ли вы носить его ежедневно или в торжественных случаях. Например, изделие с опалом, жемчугом, изумрудом, хризолитом или демантоидом не рекомендуется носить каждый день: эти камни хрупкие и от ударов могут потрескаться. При нагревании или при попадании прямого солнечного света выгорают (изменяют свой цвет) красно-коричневые и золотистые топазы, аметисты и жемчуг. «Лучшие друзья девушек — бриллианты» активно притягивают грязь, особенно жиры. Хранить изделия следует в специальных коробочках, шкатулках или футлярах. Не забывайте украшения в ванной! Серебро от влаги темнеет и плесневеет. Как можно чаще протирайте украшения фланелевой или замшевой салфеткой, что поможет отложить серьезную чистку. Цепочку или браслет машинного плетения достаточно подержать несколько минут в теплом мыльном растворе, в слабом растворе со средством для мытья посуды или воде с добавлением незначительного количества этилового или нашатырного спирта. При сильном загрязнении лучше отнесите украшение в ювелирную мастерскую.
|